В промышленности заметно снижение делового настроя

| статьи | печать

Анализ данных опроса, ежемесячно проводимого Росстатом среди около 4000 руководителей средних и крупных промышленных предприятий, привел экспертов Центра конъюнктурных исследований Института статистичес­ких исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ к выводу, что в марте по сравнению с февралем не произошло значительного ухудшения делового климата в промышленности, но снижение предпринимательских настроений заметно.

Относительно слабые результаты мартовского предпринимательского опроса, считают аналитики ЦКИ, могут служить косвенным подтверждением возможного продолжения отрицательной динамики развития отрасли. Особенно это касается оценок респондентами ситуа­ции со спросом на продукцию своих предприятий. В частнос­ти, лишь 15% рес­пондентов сообщили об улучшении спроса по сравнению с февралем, 17% констатировали падение спроса, и почти у семи предприя­тий из десяти он сохранился на уровне февраля. Эксперты отмечают, что эти оценки — худшие за последние пять лет. Производственная ситуация практически сохранилась на уровне предыдущего месяца с небольшим негативным сдвигом. Выявлены также худшие прогнозные ожидания респондентов относительно развития спросовой и производственной ситуаций на ближайшие три-четыре месяца.

Мартовский опрос зафиксировал ускорение темпов ухудшения финансовой составляющей промышленных предприятий. Так, 22% руководителей сообщили о сокращении собственных финансовых средств по сравнению с предыдущим месяцем, а 28% констатировали уменьшение прибыли. Это худшие оценки с середины 2010 г. (о сохранении данных показателей на уровне февраля сообщили 67 и 58% респондентов соответственно).

На крупных и средних промышленных предприятиях продолжился вялотекущий процесс сокращения численности занятых. В марте 8% респондентов отметили рост численности работников на своих предприя­тиях, а 15% констатировали ее снижение. Вместе с тем анализ результатов последних опросов позволяет аналитикам ЦКИ с осторожностью утверждать, что резкого сокращения занятос­ти в промышленности до конца текущего года не предвидится. В крайнем случае, под сокращение попадут малоквалифицированные рабочие и персонал, непосредственно не участвующий в создании прибыли предприятий.

Основными факторами, лимитирующими рост производства, продолжают оставаться три проблемы: недостаточный спрос на продукцию предприятия внутри страны (49% респондентов), неопределенность экономической ситуации (46%) и недостаток финансовых средств (42%). При этом наблюдается активный рост негативного влияния фактора «неоп­ределенность экономичес­кой ситуации» (на 13 п.п. за последний год).

К разряду серьезных ухудшений эксперты центра уверенно относят снижение в марте на 2 п.п. — до 60% — среднего уровня загрузки промышленных мощностей.

А очевидно положительным моментом они считают улучшение предпринимательских оценок текущего и ожидаемого рос­та цен как на «чужую» — сырье и материалы, так и на «свою» реализуемую продукцию. Причем данная тенденция наблюдается второй месяц подряд. Это дает основание аналитикам ЦКИ предполагать, что пик инфляции издержек пройден и инфляционные ожидания явно пошли на спад. Дальнейшее развитие ситуации в этом направлении, считают они, будет зависеть от модели поведения ЦБ РФ. Основной композитный индикатор исследования — сезонно скорректированный индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) по промышленности в целом сократился на 1 п.п., составив –7%. Относительно лучшее положение ИПУ выявлено в добываю­щей промышленнос­ти (–5%). В обрабатывающей промышленности ИПУ составил –7%, в распределительных отраслях — –8%.

Внутри обрабатывающей промышленности особое беспокойство экспертов вызывает хроническая «просадка» на протяжении последних девяти месяцев такой системообразующей отрасли, как машиностроение.

Исходя из детального анализа вероятного воздействия двух разнонаправленных блоков факторов, директор Цент­ра конъюнктурных исследований ­ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович делает вывод, что вес негативных все-таки больший, и допускает «вползание» промышленности в рецессию. Наибольшее сжатие объемов производства, полагает ученый, произойдет в отраслях инвес­тиционного спроса.

«Предположительно, отрицательную динамику, но менее глубокую, мы увидим в видах промышленной деятельности, ориентированных на промежуточный спрос — лесная отрасль, „химия“ и, возможно, металлургия. Сохранят свои прошлогодние позиции нефтяники и электроэнергетики. Ожидается, что в результате интенсификации деятельности российских сельхозпроизводителей по замещению импортной продукции вполне реален самый заметный рост объемов производства в пищевой промышленности», — прогнозирует Г. Остапкович.

При этом среди базовых отраслей экономики у промышленности ожидаются самые меньшие потери в темпах развития. Наиболее глубокое сжатие, полагает глава ЦКИ, продемонстрируют в 2015 г. отрасли, ориентированные на потребительский спрос, в частнос­ти, сфера услуг.

По прогнозу ЦКИ, скорее всего, уже в конце лета промышленность войдет в рецессию и завершит 2015 г. сокращением производства на 1,5—2%.

Индекс предпринимательской уверенности в обрабатывающих производствах по России и отдельным странам*, %

Страна

12.2014

02.2015

Россия**

–5,8

–6,6

Австрия

–7,6

–11,4

Бельгия

–9,7

–9,3

Великобритания

6,8

8,4

Венгрия

5,2

4,4

Германия

–3,4

–3,4

Греция

–3,0

–9,2

Дания

–15,9

–16,4

Испания

–5,8

–4,3

Италия

–6,3

–5,1

Люксембург

–27,1

–30,9

Нидерланды

0,8

–1,3

Польша

–11,9

–12,1

Португалия

–5,1

–4,7

Словакия

1,2

8,5

Финляндия

–8,2

–8,7

Франция

–9,0

–6,2

Чехия

3,4

2,2

Швеция

2,2

0,6

* По данным Организации экономичес­кого сотрудничества и развития (ОЭСР) (кроме России) с учетом сезонной корректировки.

** Оценки данных с исключением сезонного фактора осуществлены с помощью программы «DEMETRA 2.2.». При поступлении новых данных статистичес­ких наблюдений динамика может быть уточнена. За март 2015 г. индекс предпринимательской уверенности составил –7,2%.

ИСТОЧНИК: Росстат