Виктор Толоконский: «2015-й надеемся закончить с небольшим плюсом»

| статьи | печать

Отраслевая структура экономики Красноярского края, мало зависящая от мировых цен на углеводороды, развитие торгово-экономических связей с восточными соседями и, что особенно важно, продуманная система господдержки местной экономики помогают региону успешно бороться с кризисными явлениями. Край имеет реальные шансы закончить нынешний год с позитивной динамикой валового регионального продукта, считает губернатор Виктор Толоконский, интервью с которым редакция «ЭЖ» представляет читателям.

«ЭЖ»: Необходимость «разворота» российской экономики на Восток в Красноярске отмечали задолго до кризиса на Украи­не и введения санкций Запада. Как сейчас развиваются торгово-экономические связи края с азиатскими странами?

Виктор Толоконский: Потенциал торгово-экономических связей с нашими восточными соседями по-настоящему очень большой, но, действительно, он пока используется явно недостаточно, так что здесь предстоит много поработать, как на федеральном уровне, так и на уровне регионов.

В порядке организации торгово-экономических связей до сих пор немало осталось от советских традиций, много полномочий по-прежнему закреплено на уровне федерального центра. По сути, торгово-экономическое сотрудничество осталось прерогативой федерального центра.

В результате для решения даже небольшого вопроса регио­нам приходится обращаться в столицу. Большинство стратегических до­кумен­тов, определяющих целевые ориентиры развития экономики, разрабатывались до западных санкций, поэтому в нынешних условиях Минэкономразвития могло бы внести определенные коррективы в эти стратегии. Это позволило бы нам на региональном уровне более четко видеть перспективы развития торгово-экономических связей.

А мы в дальнейшем смогли бы более активно подключать инструментарий экономической политики и возможности предпринимательской инициа­тивы на местах. Ведь жители Красноярского края славятся своей творческой энергией и широтой души, а предприниматели известны своими деловыми качествами и способностью претворять в жизнь самые крупные, масштабные проекты.

«ЭЖ»: На последнем Красноярском экономическом форуме участники высказывали мнение, что некоторые нормы российского законодательства желательно изменить, чтобы легче было привлекать иностранных инвесторов…

В. Т.: Государство очень много может сделать, создав привлекательное для зарубежных инвесторов законодательство. Ни одна развивающаяся страна не может успешно строить свою экономику только за счет внут­ренних источников, без привлечения иноинвестиций.

Мне доводилось бывать в Китае в середине 1980-х гг., тогда экономика у наших восточных соседей была в очень слабом состоянии. Правительство Китая сумело сформировать законодательную базу, удобную для зарубежных инвесторов, в рамках так называемой «политики открытых дверей», и там создавались особые экономические зоны, по сути, целые города, в которых располагались предприятия, созданные бизнесменами из тех или иных стран. Именно через них шел основной поток (порядка 60%) прямых иностранных инвестиций в страну.

В России пока ряд норм законодательства не дает возможнос­ти стимулировать привлечение зарубежных инвесторов на уровне регионов. Так, Бюджетный кодекс весьма консервативен, и на региональном уровне зачастую трудно принимать решения, с помощью которых можно стимулировать те или иные инвестиционные сделки, например, предоставить гарантии бюджета края под определенный проект.

«ЭЖ»: Антикризисный план Правительства РФ на 2015 г. предусматривает создание аналогичных программных до­кумен­тов во всех субъектах Федерации. Разработан ли такой план в вашем регионе?

В. Т.: В феврале этого года мы утвердили в Красноярском крае план обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности. Основной лейтмотив этого до­кумен­та — не пережидать кризис, а находить возможности для экономического роста в изменившихся условиях.

Нужно сказать, что для такого подхода в крае есть определенные предпосылки. В ряде отраслей региональной экономики существуют реальные возможности для увеличения производства. Так, в этом году запущен в опытно-промышленную эксплуатацию первый пусковой комплекс Талнахской обогатительной фабрики в «Норильском никеле». Инвестиции в первый пусковой комплекс составили более 3 млрд руб. Здесь установлено новое современное производственное оборудование, а также построен пунк­т управления и контроля всем технологическим процессом. Второй пусковой комплекс планируется запустить в 2016 г., третий — в 2018-м.

На Богучанской ГЭС не так давно введен в промышленную эксплуатацию девятый агрегат, и теперь станция готова к выходу на проектную мощность. А это создает условия для развития всего Нижнего Приангарья — Богучанского алюминиевого завода, золотодобывающих и лесоперерабатывающих предприятий и инфраструктуры.

Ситуация подталкивает нас к принятию более активных мер господдержки сельского хозяйства. Уже разработан законопроект «О внесении изменений в Закон края „О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края“». На господдержку аграриев предполагается направлять не менее 2,2% от общего объема налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета. В целом на прямую помощь им из краевого бюджета планируется направить порядка 3,1 млрд руб. В прошлом году этот показатель был скромнее — 2,5 млрд.

Интересная деталь: законопроект не только увеличивает размеры господдержки по прежним направлениям, но и предусматривает новые. В частности, предполагается оказание поддержки развитию промышленного рыбоводства. Также планируется компенсировать часть затрат, связанных с приобретением новых модульных объектов для переработки плодово-ягодной продукции и производства пищевых продуктов.

«ЭЖ»: Одной из отраслей, наиболее остро реагирующих на кризис, является строительство, особенно сложным становится положение ипотечных заемщиков. Как решаются эти проблемы в Красноярском крае?

В. Т.: Мы надеемся, что в этом году удастся стабилизировать ситуацию в строительной отрасли и, в частности, не снизить темы строительства жилья.

В крае разворачивается строи­тельство объектов для Универсиады-2019. Вот лишь некоторые из них: региональный спортивно-тренировочный комплекс «Академия зимних видов спорта», жилой комплекс «Университетский», в котором смогут разместиться более 3000 спортсменов, ледовая арена «Тихие зори» и пр.

На практике это означает приток инвестиций из федерального бюджета порядка 40 млрд руб. Региональный бюджет, в свою очередь, будет финансировать строительство ряда объектов в рамках дополнительных программ.

Так, планируется возведение нового здания аэропорта Емельяново, который не входит в программу строительства объектов Универсиады, но тут будут принимать участие регио­нальный бюджет и частные инвесторы, которые получат долю в строящемся сооружении. Рядом с аэропортом предполагается возведение гостиницы.

Средняя ставка на рынке ипотечного кредитования сейчас сложилась на уровне 15—16%. Стратегия Агентства по ипотечному жилищному кредитованию предполагает активное развитие социальной ипотеки. Под нее предусмотрено специальное фондирование, и социальная ипотека будет работать в рамках государственной программы «Жилье для российской семьи». В целом в ближайшие три года в Красноярском крае предполагается построить 480 000 кв. м жилья экономкласса.

«ЭЖ»: В заключение дайте, пожалуйста, краткий прогноз развития экономики Красноярского края в текущем году.

В. Т.: Промышленность, на мой взгляд, продемонстрирует по итогам нынешнего года небольшой рост, сельское хозяйство тоже покажет позитивную динамику. Также мы рассчитываем на увеличение доходов регионального бюджета, чего, кстати, не наблюдалось последние четыре года. Сложнее обстоят дела с инвестициями в основной капитал, тут, скорее всего, мы увидим небольшое снижение.

В целом же 2015 г. надеемся закончить с небольшим плюсом по региональному валовому продукту.