Права и обязанности иностранных работников скоро появятся в Трудовом кодексе

| статьи | печать

Особенности заключения и расторжения трудовых договоров с иностранными работниками, их отстранения от работы и временных переводов, а также дополнительные требования к сведениям, которые включаются в трудовые договоры, будут закреплены в ТК РФ. Новые положения вступают в силу довольно быстро — с 13 декабря. Правда, в законе не решен вопрос о том, необходимо ли переоформлять трудовые договоры, уже заключенные с иностранцами по старым правилам.

Традиционно на конец года приходится бум законодательной активности в самых значимых сферах. Текущий 2014 г., очевидно, не будет портить статистику: с начала декаб­ря важные законы вылетают из-под пера президента страны, как горячие пирожки из печки. На днях был подписан Федеральный закон от 01.12.2014 № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона „О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“ изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства» (далее — Закон № 409-ФЗ), который вступит в силу уже 13 декабря. В частнос­ти, специально будут регулироваться перечни предъявляемых при заключении трудового до­говора до­кумен­тов, обязательных для включения в трудовой договор с иностранным работником сведений, оснований для отстранения от работы (недопущения к работе) иностранного работника, а также оснований прекращения трудового договора с таким работником.

Нюансам трудовых отношений с иностранцами и апатридами отвели целую главу

В настоящее время статус иностранных работников регулируется ст. 13 —13.5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон о правовом положении иностранцев). Однако этим законом устанавливаются особенности административного, но не трудового статуса иностранцев, а также права и обязанности работодателей — опять же, вне трудовых правоотношений. В то время как трудовые договоры с указанной категорией работников имеют свою спе­цифику. Например, зависимость от наличия разрешительной до­кумен­тации у работника или отсутствие у таких сотрудников до­кумен­тов воинского учета, обязательных в соответствии со ст. 65 ТК РФ. Такой пробел в законодательном регулировании приводил к нарушению прав как работников (например, увольнение в связи с прекращением у работодателя разрешение на привлечение иностранной рабочей силы без предупреждения и каких-либо компенсаций), так и работодателей (например, компания не могла на законном основании потребовать у иностранца страховой полис при трудо­устройстве).

Устранить возникшую проблему взялся Минтруд России: в прошлом году в Госдуму был внесен на рассмотрение правительственный законопроект № 393946-6 «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами». Изначально наряду с точечными изменениями уже существующих норм Кодекса законопроектом предполагалось ввести одну новую ст. 351.3 с особенностями регулирования труда иностранцев. Однако в заключении на проект Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов предложил нормы разбить на несколько статей (поскольку они относятся к разным институтам трудового права), объединив их в новую главу Кодекса. Кроме того, оказалось, что спроектированная ст. 351.3 уже была внесена в ТК РФ другим законом (Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О специальной оценке условий труда“»). В итоге за год обсуждения до­кумен­та в парламенте одна с.

351.3 превратилась в новую главу 50.1 ТК РФ «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства».

Без медицинской страховки принять на работу иностранца нельзя

Законом № 409-ФЗ возрастной порог трудовой правоспособности для иностранцев выше, чем для российских граждан, — по общему правилу иностранцы могут заключать трудовые договоры с 18 лет (ч. 3 ст. 327.1 ТК РФ в ред. Закона № 409-ФЗ), в отличие от россиян, у которых такая возможность есть с 16 лет (ч. 1 ст. 63 ТК РФ). Аналогичный 18-летний ценз установлен и в ч. 4 ст. 13 Закона о правовом положении иностранцев.

Трудовым кодексом в новой редакции установлено, что трудовой договор с иностранным работником работодатель вправе заключать, только если у него имеется разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (аналогичное правило предусмотрено ч. 4 ст. 13, ч. 1 ст. 13.1 Закона о правовом положении иностранцев). Трудовой договор с иностранцем можно будет заключать на неопределенный срок, а в случаях, перечисленных в ст. 55 ТК

РФ, — срочный трудовой договор. Заметим, что относительно нормы о заключении до­говоров на неопределенный срок при обсуждении законопроекта возникли вопросы — Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов в своем заключении на проект указывал, что вводить такое условие незаконно, ведь разрешения на работу или патенты у иностранцев имеют конкретный срок действия. Но в итоге предложенная норма перешла-таки в закон, вероятно, потому, что некоторые категории иностранцев имеют постоянный вид на жительство, а патенты и разрешения на работу в соответствии с новым Законом № 409-ФЗ они смогут продлевать, не увольняясь.

Требования к содержанию трудового договора с иностранным гражданином включают, помимо указанного в ч.

1 ст. 57 ТК РФ «стандартного набора», также данные о:

■ разрешении на работу или патенте для временно пребывающих в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства (кроме случаев, когда разрешение на работу запрашивается уже после заключения трудового договора);

■ разрешении на временное проживание в РФ для временно проживающих в России иностранцев и апатридов;

■ виде на жительство для иностранцев и апатридов, постоянно проживающих на территории РФ.

Специально оговорено, что иностранные работники при трудоустройстве не предъявляют до­кумен­ты воинского учета. Для всех категорий иностранных работников исключения из этих требований могут быть установлены в законе или международном договоре РФ (ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ в ред. Закона № 409-ФЗ).

Кроме того, в трудовом до­говоре с иностранцем или апат­ридом обязательно нужно будет указать основания оказания такому лицу медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизитов договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг. При этом договор (полис) добровольного медицинского страхования и до­говор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг должны обеспечивать иностранному работнику оказание медицинской помощи в неотложной и экстренной формах в порядке, установленном программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ч. 2 ст. 327.2 ТК РФ в ред. Закона № 409-ФЗ).

Таким образом, решить вопрос можно двумя способами: либо работодатель заключает договор о медицинском страховании работников со страховой организацией, либо требует от иностранцев при приеме на работу страховой полис. Но в последнем случае при отсутствии такого до­кумен­та в трудоустройстве потенциальному сотруднику должны будут отказать, поскольку ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ (в ред. Закона № 409-ФЗ) он отнесен к обязательным.

Заметим, что вопросу медицинского страхования еще на стадии разработки законопроекта было уделено особое внимание. Так, в пояснительной записке к законопроекту № 393946-6 сказано, что, по оценке Минтруда России, пос­ле принятия данных изменений медицинской помощью будут обеспечены порядка 3 млн иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации и заключивших трудовые договоры (а с учетом того, что прошел уже год, вероятно, и больше).

Временный перевод иностранца на работу, которой нет в разрешении, допускается раз в год

Статьей 72.2 ТК РФ предусмотрено право работодателя временно перевести работника без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу для предотвращения или устранения последствий, например, техногенных или природных катастроф, несчастных случаев на производстве и иных исключительных обстоятельств, которые ставят под угрозу жизнь и нормальные жизненные условия всего населения или его час­ти. Также временный перевод на не обусловленную трудовым договором работу возможен в случае простоя, необходимос­ти предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника, если они вызваны чрезвычайными обстоятельствами. Однако в отношении иностранных граждан, которые трудятся на основании разрешения на работу или патента, эта норма не работает, поскольку в силу установленного законом запрета такие лица не могут выполнять работу иную, чем та, что указана в разрешении на работу или патенте соответственно. Для устранения этой коллизии в ТК РФ вносится ст. 327.4 «Особенности временного перевода работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства». Так, сотрудники данной категории могут быть переведены на другую работу у того же работодателя не более чем на месяц без учета профессии (специальнос­ти, должности, вида трудовой деятельности). Но такой перевод возможен только один раз в течение календарного года.

Если же по окончании срока, на который иностранец был временно переведен на другую работу, предоставить ему прежнюю работу уже невозможно, то такого сотрудника необходимо уволить (п. 10 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ в ред. Закона № 409-ФЗ).

Расторжение трудового договора также предусмотрено и в случае, когда временный перевод иностранца на не обусловленную договором работу недопустим из-за невозможности соблюсти месячный лимит для такого перевода а течение календарного года (п. 11 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ в ред. Закона № 409-ФЗ).

На получение нового разрешения, патента или вида на жительство у иностранца есть один месяц

По общему правилу для иностранцев, которые временно пребывают на территории России, условием для осуществления трудовой деятельности является разрешение на работу (ч.

4 ст. 13 Закона о правовом статусе иностранцев), а для выполнения работ у работодателей — граждан, не связанных с предпринимательской деятельностью, — патент (ч. 1 ст. 13.3 Закона о правовом статусе иностранцев).

И патент, и разрешение выдаются на конкретный срок, потому по истечении этого срока трудовой договор с иностранцами должен быть расторгнут. Но согласно ст. 327.5 ТК РФ (в ред. Закона № 409-ФЗ) у работника будет еще месяц на то, чтобы получить новый до­кумен­т, дающий ему право на осуществление трудовой деятельности. На это время иностранец будет отстранен от работы. Аналогичные последствия преду­смотрены и в случае окончания срока или приостановления действия разрешения работодателя на привлечение иностранной рабочей силы.

Так, отстранение (за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ) от работы предусмотрено в случаях: приостановления действия, окончания срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников — для временно пребывающих иностранцев и лиц без гражданства; окончания срока действия разрешения на работу или патента — для временно пребываю­щих в РФ иностранцев и апатридов; окончания срока действия разрешения на временное проживание в РФ — для временно проживающих в РФ иностранцев и апатридов; окончания срока действия вида на жительство в РФ — для постоянно проживающих в РФ иностранцев и апатридов; окончания срока действия на территории РФ договора (полиса) добровольного медицинского страхования или прекращения действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг иностранному работнику — для временно пребывающих в РФ иностранцев и апатридов.

Согласно ст. 327.7 ТК РФ в редакции Закона № 409-ФЗ при увольнении иностранца в связи с приостановлением действия или аннулированием разрешения на привлечение и использование иностранных работников, на основании которого такому работнику было выдано разрешение на работу, увольняемому иностранцу выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка. Этой нормы в проекте закона не было, и в текст до­кумен­та ее внесли по предложению Счетной палаты РФ. Правда, еще одно предложение — ввести нормы об оплате труда иностранцев при их отстранении от работы по независящим от работника причинам — отражения в за­коне не нашло.

Интересно, что никаких переходных положений Закон № 409-ФЗ не предусматривает. Потому логично возникает вопрос: как быть с трудовыми договорами, которые уже заключены работодателями с иностранцами и лицами без гражданства по старым правилам без учета норм Закона № ­409-ФЗ? Представляется, что в такие договоры придется вносить изменения путем заключения дополнительных соглашений, а работникам, имею­щим статус временно пребывающих в России, — оформить и принести также медицинские полисы, если у работодателя не предусмот­рена система медицинского страхования для такой категории сотрудников, которая отвечает требованиям закона.

Кроме того, непонятно, на основании норм какого права — миграционного или трудового — будут квалифицироваться действия работодателей, которые нарушат установленные Законом № 409-ФЗ правила? Например, ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ, а ответственность за привлечение к трудовой деятельности иностранцев при отсутствии у работодателя соответствующего разрешения — ч. 2 ст. 18.15 ­КоАП РФ, в то время как обязательность указанного разрешения теперь будет закреплена как в Законе о правовом статусе иностранцев, так и в ТК РФ. Вероятно, в скором времени можно ожидать разъяснений чиновников по этим вопросам.