Сенаторы предложили свой вариант возврата активов из-за границы

| статьи | печать

Члены конституционного комитета Совета Федерации РФ внесли в Госдуму проект № 642129-6 федерального закона «О порядке возврата активов в Российскую Федерацию» (далее — Законопроект). В случае его принятия бизнес в 2015 г. получит возможностью воспользоваться упрощенным порядком легализации зарубежных активов и возврата в Россию вывезенного капитала.

Предлагаемая сенаторами амнистия заключается в установлении упрощенного порядка возврата активов, который подразумевает освобождение от уплаты налогов и сборов, пени и штрафов, подлежащих уплате в бюджет РФ в связи с осуществлением операций за пределами России. Например, в таких случаях, как получение за границей налогооблагаемых в России доходов в виде диведендов иностранных компаний и т.д. А также освобождение от некоторых видов уголовной и административной ответственности, при условии перечисления на расчетные счета в РФ денежных средств и легализации владения тайно хранимым имуществом.

У желающих легализоваться будет всего полгода. А именно, плательщики (как граждане РФ, так и российские юридичес­кие лица) в период с 1 января и по 30 июня 2015 г. вправе перечислять денежные средства из иностранных банков на счета в российских банках, а также декларировать расположенное за пределами РФ имущество без предоставления до­кумен­тов об источниках получения денежных средств и этого имущества.

Чтобы воспользоваться амнис­тией, плательщики, которые вернули активы в упрощенном порядке, будут обязаны до 31 августа 2015 г. подать заявление о таких активах и самостоятельно исчислить и уплатить заявительный ­платеж.

Сумма платежа будет рассчитываться по налоговой ставке в 2,5% от денежных средств, зачисленных на счет лица в банках РФ со счетов любых лиц, расположенных за пределами России.

При зачислении денежных средств на счета в российских банках плательщикам необходимо будет указать особое назначение платежа — «возврат на территорию РФ денежных средств в соответствии с Федеральным законом „О порядке возврата активов в Российскую Федерацию“, если он, конечно, будет принят.

При подаче в налоговые органы заявления о возвращаемых доходах без до­кумен­тов обойтись все-таки не получится. Плательщику придется представить:

  • в отношении денежных средств — до­кумен­ты, подтверждающие зачисление денежных средств на счета в банках РФ;
  • в отношении имущества, право собственности на которое возникло у плательщика до даты вступления настоящего закона (пока еще — законопроекта) в силу — до­кумен­ты, которые, согласно законодательству иностранного государства, подтверждают наличие собственнос­ти или прав у плательщика;
  • в отношении недвижимого имущества, транспортных средств, долей, акций и иных прав на иностранные компании — правоустанавливающие до­кумен­ты, которые согласно законодательству иностранного государства подтверждают дату возникновения у плательщика права собственности или иных прав на указанное имущество;
  • в отношении иного движимого имущества организации должны будут представить до­кумен­ты, подтверждающие принятие данного имущества на бухгалтерский учет или отражение в налоговом учете в случае отсутствия ведения бухгалтерского учета.

В отношении вышеуказанных объектов также может потребоваться предоставление заключения независимого оценщика о рыночной стоимости имущества на дату, на которую должен быть исчислен заявительный платеж.

При этом официальные до­кумен­ты, которые совершены на территории иностранных государств, плательщику необходимо представить после прохождения процедуры их легализации либо проставления апостиля, с переводом на русский язык.

Участвующие в амнистии получат финансовые послабления и освобождение от ответственности

Подача заявления и уплата за­явительного платежа освободят плательщика от обязанности по уплате налогов, пеней и штрафов в связи с операциями по приобретению, возврату и легализации имущества и денежных средств в рамках амнистии. По сути, этот платеж будет являться льготным налогообложением.

Финансовым стимулом амнис­тии разработчики считают маленькую ставку налога на возвращенный капитал — 2,5%.

Помимо финансовых послаб­лений, планируется проведение административной и уголовной амнистии. Подавшие заявление о возвращаемых активах лица не будут привлекаться к административной и (или) уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства РФ и законодательства о валютном регулировании и валютном контроле. Амнистия не будет распространяться на лиц, в отношении которых уже имеется вступивший в силу обвинительный приговор за совершение преступлений, предусмотренных ст. 198 (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица), 199.1 (неисполнение обязанностей налогового агента), 199.2 (сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов) УК РФ.

У лиц, попавших под амнистию, не будут запрашиваться какие-либо до­кумен­ты и сведения касательно источников и обстоятельств приобретения имущества и денежных средств, возвращаемых в Россию. По сути, данное положение может привести к законной легализации доходов, полученных преступным путем в иностранных государствах, с чем уже длительное время пытаются бороться как в России, так и в других странах.

Дата легализации возвращенного имущества будет определяться по его рыночной стоимос­ти в следующем ­порядке:

  • в отношении недвижимого имущества и транспортных средств — дата, в которую согласно законодательству соответствующей страны плательщик приобрел статус собственника имущества, что подтверждается правоустанавливающим до­кумен­том согласно законодательству страны, где расположено данное имущество;
  • в отношении долей, акций, иных прав участия в иностранных компаниях — дата, в которую согласно законодательству соответствующей страны плательщик приобрел статус владельца, акционера, участника иностранной компании, что подтверждается правоустанавливающими до­кумен­тами согласно законодательству страны — резидента иностранной компании;
  • в отношении движимого имущества — дата, указанная физическим лицом — плательщиком в заявлении о возвращаемых доходах как дата приобретения права собственности на имущество; дата принятия имущества в состав собственного имущества в бухгалтерском учете организации-плательщике или в налоговом учете в случае освобождения плательщика от обязанности по ведению бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РФ.

Только уменьшение налоговой ставки может привести к значительному возврату капитала

При разработке данного механизма легализации авторы Законопроекта учли иностранный опыт борьбы с «беглым» капиталом и результаты упрощенного порядка декларирования дохода физическими лицами, вступившего в силу с 1 марта 2007 г.

В последнее время за рубежом были проведены две крупные амнистии: в Италии в 2002—2003 гг., в Германии в 2004—2005 гг. Результаты в этих странах получились разные. Италия надеялась на обратный приток капитала из соседней Швейцарии, и ей удалось в значительной мере пополнить бюджет. В Германии же амнистия не привела к ожидаемым результатам. В этой стране действие амнис­тии распространялось только на налоговые правонарушения: предусмат­ривалось освобождение от наказания всех, кто уплатит налоги. Дополнительно поощрялось использование амнистии путем ужесточения контроля по истечению срока, предусмотренного для добровольного декларирования. При этом банкам было дано указание усилить контроль за счетами, в отношении которых имелись подозрения о поступлении незаконных доходов после истечения срока амнистии.

Неудача Германии объясняется в первую очередь высокой ставкой немецкого тарифа на подоходный налог. Ставка колебалась на уровне 25—35%. К тому же закон об амнистии требовал не только декларировать денежные суммы, но и объяснять происхождение денег.

«Беглые» капиталы немецких компаний и граждан находились в финансово благополучных Лихтенштейне и Швейцарии, которые не входят в Европейское сообщество. К тому же швейцарские банки не обязаны предоставлять сведения при подозрении на уклонение от уплаты налогов.

Итальянский закон об амнистии предусматривал освобождение от всех административных, налоговых и уголовно-правовых санкций, если имущество, нелегально доставленное за границу или находящееся за границей в период срока подачи заявления с 1 нояб­ря 2001 г. по 28 февраля 2002 г, было задекларировано в Италии или возвращено в страну.

В случае недвижимого имущества его было достаточно задекларировать, а деньги и акции необходимо было перевести в Италию. Стимулировала перевод капиталов и очень низкая ставка налога — всего 2,5%. Реальному переводу денежных средств через кредитные учреждения способствовало то, что он был анонимным, так как одновременно были введены положения о банковской тайне, обеспечивающие конфиденциальность таких операций. В результате амнистия принесла 60 млрд евро заново задекларированного или возвращенного в Италию капитала, большая часть которого была возвращена из соседней Швейцарии.

Напомним, что Центральный банк РФ повысил свою оценку чистого оттока капитала из РФ в 2014 г. с 90 млрд до 128 млрд долл. По сообщению ЦБ РФ, масштабный отток капитала из России вызвали «специфические факторы», связанные с обострением геополитической ситуации и с введением рядом стран санкций в отношении России, которые значительно ухудшили условия привлечения внешнего финансирования и фактически закрыли внешние рынки капитала во второй половине 2014 г.

По данным мегарегулятора, чистый вывоз капитала банками и предприятиями из России в январе-сентябре 2014 г. составил 85,2 млрд долл., что в 1,9 раза больше показателя за прошедший год — 44,1 млрд долл., в том числе за III квартал отток составил 13 млрд долл.