Передача рекламных материалов НДС не облагается

| статьи | печать

Минфин России в письме от 19.09.2014 № 03-07-11/46938 изменил свою позицию по вопросу обложения НДС операций по распространению рекламных материалов. Подробности — в нашем комментарии.

Раздача каталогов, брошюр, листовок и других рекламных материа­лов является одним из видов рек­ламных мероприятий, цель которых состоит в привлечении внимания к объекту рекламирования. Поскольку в результате такой раздачи происходит переход права собственности на эти материалы, возникает вопрос: нужно ли данную операцию облагать НДС?

Раньше Минфин России считал, что раздача рекламных каталогов, брошюр, бук­летов, флаеров, листовок облагается НДС. Обосновывали финансисты свою позицию тем, что рекламные материалы, исходя из положений п. 3 ст. 38 НК РФ, следует рассматривать как товар, то есть как имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Реализацией товаров признается передача права собственности на товары (п. 1 ст. 39 НК РФ). А операции по реализации товаров на территории РФ, в том числе и на безвозмездной основе, являются объектом налогообложения по НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Освобождаются от налогообложения только операции по передаче в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб. (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). Такая точка зрения изложена в письмах Минфина России от 25.10.2010 № 03-07-11/424, от 10.06.2010 № 03-07-07/36, от 21.10.2008 № 03-07-11/338.

Но суды считали иначе. Они отмечали, что раздача каталогов, брошюр в рек­ламных целях не может быть квалифицирована как безвозмездная передача товара в смысле ст. 146 НК РФ (постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.04.2008 № А56-27116/2007). Рекламные материалы не обладают потребительской ценностью для получателя, не имеют рыночной стоимости, не могут быть реализованы на рынке, то есть не являются товаром в понимании, изложенном в НК РФ. А значит, операции по их передаче потребителям не должны облагаться НДС (постановления ФАС Московского округа от 10.12.2009 № КА-А40/13309-09, от 17.07.2009 № КА-А40/6445-09).

Точку в спорах поставил Пленум ВАС РФ, который в п. 12 постановления от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стои­мость» дал разъяснения арбитражным судам о порядке обложения НДС операций по передаче рекламных материалов потребителям. Высшие арбитры указали, что распространение рекламных материалов является частью деятельности налогоплательщика по продвижению на рынке производимых и (или) реализуе­мых им товаров (работ, услуг) в целях увеличения объема продаж. Такая операция не формирует самостоятельный объект налогообложения по НДС. Но есть одно условие: эти рекламные материалы не должны отвечать признакам товара, то есть имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве.

В комментируемом письме специалис­ты Минфина России рекомендовали по рассматриваемому вопросу руководствоваться вышеуказанной позицией ВАС РФ. Финансисты также отметили, что «входной» НДС по такой продукции, уплаченный ее поставщикам, к вычету не принимается.