Электронные путевки и фонд персональной ответственности: как будут тушить пожары в туриндустрии

| статьи | печать

Ужесточить ответственность туристических агентов, повысить размер взносов для членства в ассоциации «Турпомощь», создать единую электронную базу договоров о приобретении заграничных путевок — эти и другие меры предлагают народные избранники и представители исполнительной власти в своих законопроектах. Но общая цель одна — обеспечить максимальную защиту прав российских туристов, выезжающих за рубеж, которая, как показала практика, находится в сомнительном состоянии.

Судя по количеству предложений с поправками в Федеральный закон от 24.11.96 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», законодательство в данной сфере в ближайшее время будет меняться чаще, чем Налоговый кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях, вместе взятые. Вероятно, череда объявлений о банкротствах известных и не очень тур­операторов заставила законодателей задуматься над тем, что в регулирующих данную сферу правовых нормах имеются изъяны.

В результате в сентябре по­явилось сразу два законопроекта, предлагающих различные способы спасения «утопающих»: депутатский законопроект № 603870-6«О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“», внесенный в Госдуму, и минкультовский законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации», который был размещен на портале regulation.gov.ru, где он проходит публичное обсуждение до 16 октября.

Туристический агент — это звучит гордо.

Но дорого

16 сентября в Госдуму был внесен законопроект № 603870-6 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“». ­Авторы до­кумен­та, депутаты Василий Тарасюк и Виталий Золочевский (фракция ­ЛДПР) предлагают заняться перераспределением ответственности между туроператорами и тур­агентами.

Напомним, что в 2012 г. в Закон о туризме были внесены существенные изменения, которыми предусмотрено учреждение единого общероссийского объединения туроператоров в сфере выездного туризма (Федеральный закон от 03.05.2012 № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Для указанной категории туроператоров членство в объединении стало обязательным. А условием такого членства является ежегодная уплата членских взносов. В конце 2012 г. статус объединения был присвоен ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» (распоряжение Правительства РФ от 19.11.2012 № 2130-р).

Ежегодно туроператоры в сфере выездного туризма, которые намерены продолжать свою деятельность в данной области, обязаны заплатить, во-первых, взнос в размере, определенном решением общего собрания участников «Турпомощь» (сейчас — 100 000 руб.), во-вторых, взнос на оперативные расходы ассоциации (10 000 руб.). В законопроекте № 603870-6 предлагается обязанность состоять в ассоциации «Турпомощь» (и, соответственно, уплаты взносов) распространить и на турагентов, и на туроператоров, не имеющих к выездному тризму никакого отношения. Каким образом будет определяться для таких субъектов размер членских взносов и взносов на оперативные расходы, в законопроекте не сказано. Однако судя по тому, что «Турпомощь» обратилась к своим нынешним членам с просьбой внести взносы за следующий год досрочно, закрома компенсационного фонда тают, и для их пополнения все средства хороши. Иной смысл предложенных поправок усмотреть сложно, ведь какой бы туристский продукт не реализовывал турагент, этот продукт предлагается тур­оператором, и в случае приостановления его деятельности турист обратится за компенсацией все в ту же «Тур­помощь».

Депутаты также предлагают полнить Закон о туризме статьей с перечнем довольно очевидных обязанностей туроператоров и турагентов, среди которых содержится не очень четкая обязанность «в случае выезда туриста за рубеж предлагать оформление договора страхования жизни и/или здоровья при заключении договора о реализации туристского продукта». Чью именно страховку нужно предложить турис­ту, как это оформить, и не выльется ли такая обязанность в незаконное навязывание услуг, разработчики проекта также не уточнили. При том, что, например, для оформления визы в страны с соответствующим режимом наличие страховки и так обязательно.

Законопроект содержит запрет на заключение турагентами субагентских договоров, то есть, по сути, цепочка реализации туристских продуктов должна будет замкнуться на втором уровне «туроператор — турагент».

Кроме того, в список существенных нарушений туроператором договора о реализации туристского продукта планируется отнести «ненадлежащее исполнение договора в связи с прекращением дея­тельности туроператора из-за его финансовых затруднений (банкротства) и/или третьих лиц, оказывающих отдельные услуги, входящие в туристский продукт». Хотя не понятно, какое значение имеет причина неисполнения договорных обязательств туроператором — банкротство или, скажем, недобросовестные действия. Напомним, что такие нарушения являются основанием для выплаты пострадавшим турис­там компенсаций из фонда «Турпомощи» (ч. 3 ст. 17.4 ­Закона о туризме).

Усложнить жизнь туроператорам депутаты могут и новыми правилами рассмотрения претензий по качеству продукта от туристов. Сейчас такие претензии подают напрямую туроператорам, которые обязаны рассмотреть претензию в течение 10 дней после ее поступления (ч. 7 ст. 10 Закона о туризме). В законопроекте установлено, что претензии подавать туристы смогут и турагентам, при этом туроператор обязан будет рассмотреть такую претензию в течение 20 дней с момента ее поступления к турагенту. Безусловно, такое условие будет удобно для туристов, которые смогут обращаться к тем же турменеджерами, у которых они покупали тур. А вот туроператоры могут не раз нарушить 20-дневный срок, если турагент не передаст полученную претензию по назначению достаточно оперативно.

Минкультуры предложило обширный план борьбы с туристическим кризисом

За неделю публичного обсуждения на портале regulation.gov.ru разработанный курирующим Федеральное агентство по туризму Министерством культуры РФ законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации» набрал почти сотню комментариев от экспертов, зарегистрированных на портале (см. бокс «Мнения»). Учитывая, что публичное обсуждение продлится до 16 октября, данная цифра, вероятно, еще увеличится, иллюстрируя важность представленного до­кумен­та для участников рынка. В сводном отчете к законопроекту указано, что необходимость его разработки обусловлена недостаточно эффективным механизмом государственного регулирования вопросов туроператорской и тур­агентской деятельности, а также отсутствием защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц в указанной сфере деятельности. Изменения, предлагаемые Минкультом России, выглядят намного серьезнее и продуманнее, нежели депутатские потуги изменить туристичес­кий мир к лучшему.

Разработчики законопроекта предлагают ужесточить финансовые и репутационные требования к туроператорам и тур­агентам. И если для первых необходимость заключения договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта существует и сейчас, то для тур­агентов такие требования могут стать большой преградой в работе. Для туроператоров новинкой в этом смысле станет лишь внесение в список допустимых видов финансового обеспечения договора счета эскроу.

Министерством предлагаются и корректировки размеров взносов, которые сейчас туроператоры уплачивают в фонд ассоциации «Турпомощь». Их размер, как было сказано выше, определяется ежегодно общим собранием участников ассоциации и сейчас составляет 100 000 руб. В законопроекте конкретные цифры предлагают закрепить на законодательном уровне, установив их в зависимости от количества «обслуженных» туристов. Если за год туристские продукты тур­оператора приобрело не более 100 000 человек, то размер взноса составит 100 000 руб., если от 100 000 до 500 000 человек — то 300 000 руб., а для компаний, отправивших за границу более полумиллиона клиентов, размер взноса составит 500 000 руб.

Что касается репутационных требований к руководителю, заместителю руководителя или главному бухгалтеру туроператора или турагента, то это новшество касается обоих категорий субъектов. Так, не отвечают репутационным требованиям должностные лица, которые:

  • имеют неснятую или непогашеную судимость за совершение преступлений в сфере экономики;
  • более трех раз за год, предшествующий подаче до­кумен­тов для включения компании в соответствующий реестр, совершившие административное нарушение, предусмотренное ст. 14.51 КоАП РФ «Нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности»;
  • дисквалифицированы на день, предшествующий дню подачи до­кумен­тов для включения компании в реестр;
  • занимали должность руководителя, его заместителя или главного бухгалтера иного туроператора или турагента в течение года перед его исключением из реестра (кроме тех, кто сможет доказать свою непричастность к принятию решений и совершению действий, приведших к исключению);
  • предоставивших для включения в реестр недостоверных сведений об установленных квалификационных требованиях и требованиях к деловой репутации.

Плюс ко всему, по замыслу Миникультуры России, туроператорам в сфере выездного туризма придется формировать фонды персональной ответственности для финансирования экстренной помощи туристам. Размер такого фонда будет равен произведению прогнозируемого числа туристов, с которыми планируется заключить договоры в предстоящем году, на 100. По итогам полугодия исходя из фактического числа туристов эта цифра может корректироваться по решению объединения туроператоров.

Нововведение, которое вызвало наибольшее количество негативных отзывов на портале, касается введения обязанности турагентов, зарегистрированных на территории РФ, иметь финансовое обеспечение, например, банковскую гарантию, на сумму не менее 500 000 руб. Исключение составят только компании, предоставляющие экскурсионное обслуживание длительностью не более суток, государственные и муниципальные предприятия и учреждения, которые организуют путешествия в пределах России по установленным государством ценам в целях решения социальных задач.

Впервые вводится понятие электронной путевки, а также возможность заключения до­говора о реализации туристского продукта дистанционным способом. Законопроект также предполагает создание двух новых реестров: реестра единого федерального реестра турагентов и реестра договоров о реализации в сфере выездного туризма туристского продукта.

Планируется, что законопроект должен вступить в силу с 1 января следующего года за исключением некоторых положений. Полностью закон в случае его принятия должен заработать с 1 января 2018 г. Однако напомним, что по итогам публичного обсуждения, а затем и рассмотрения в Госдуме текст представленного до­кумен­та может подвергнуться существенным доработкам.

мнения

О дополнительных мерах

«Финансовые гарантии для тур­агентств действительно могут в какой-то степени снизить финансовые риски туристов при закрытии турфирмы. Но сумма в 500 000 руб. ничтожна. Средняя стоимость тура составляет около 80 000 руб. на двоих, соответственно 500 000 руб. покроет путевки только 12 человек. Необходимо увеличить страховую сумму, а также в дополнение к этому ввести лицензирование деятельности тур­агентств, как это было раньше. Или же установить для внесения компании в реестр турагентств дополнительные требования, например, в турагентстве должно быть не менее трех человек со стажем работы в туризме не менее двух, в том числе руководитель турагентства должен иметь стаж не менее пяти лет. Это позволит более грамотно реализовывать турпродукт, обеспечит защиту потребителей от неквалифицированной деятельности турагентств».

Об ответственности

«Турагент не создает продукт, а лишь осуществляет его продвижение и реализацию. Возложить на турагента финансовую ответственность туроператора — это, как минимум, бред. Туроператору это также невыгодно — очень большая текучка турагентств получится. Решение проблемы есть. Во-первых, установить требование об оформлении страховки «на всё» по каждой путевке. Во-вторых, требовать от турагентства не банковскую гарантию, а обязать заключать договоры страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта. При этом установить, что страховая компания, заключившая договор с туроператором, не может заключать договоры с тур­агентами».

О последствиях принятия поправок

«В связи с последними случаями банкротства туроператоров, выявился один маленький нюанс: закрываются в основном крупные игроки рынка, а небольшие операторы продолжают работать. Если последние и закрываются, то потери туристов составляют минимальный процент от тура, так как их страховки хватает с избытком. А вот банкротство крупного оператора влечет за собой и банкротство страховой компании. Представленный проект закона предполагает, что на рынке останутся только „монстры“, что соответственно, при закрытии кого-то из них приведет к полному коллапсу туриндустрии и потере туристом всех денег, а не какой-то части. При совокупности всех выплат, которые ложатся на плечи туроператора, стоимость тура значительно увеличится, что приведет к тому же коллапсу, так как затраты будут превышать прибыль».

О необходимости финансовых гарантий

«На фоне масштабного процесса банкротств туроператоров, банкротств турагентов произошло гораздо меньше, причем обанкротились как раз крупные агентства, которые могли бы позволить себе финансовую гарантию. При введении финансовых гарантий для тур­агентств многие мелкие агентства будут вынуждены уйти с рынка. Хотелось бы верить, что все уйдут тихо, но учитывая их количество, вряд ли. Обязательно будут скандалы со сбежавшими директорами с деньгами туристов, что окончательно подорвет доверие не только к туроператорам, но уже и к турагентам. На текущий момент в условиях кризиса в туристической отрасли эта „мелочь“ может оказаться последним „гвоздем“».

Постановлением Правительства РФ от 22.09.2014 № 967 «О внесении изменения в Правила оказания услуг по реализации туристского продукта» внесены изменения в порядок оформления турпутевок. Постановлением преду­смотрено, что туристам, которые приобрели путевки за границу, исполнитель по договору обязан передать все документы, необходимые для совершения путешествия, не позднее, чем за сутки до начала поездки. К необходимым документам отнесены оригинал договора о реализации туристского продукта, документы, удостоверяющие право потребителя на услуги, входящие в такой продукт, в том числе билет, подтверждающий право на перевозку до пункта назначения и обратно либо по иному маршруту, согласованному в договоре, отельный ваучер и др.