Право предоставлять персонал «взаймы» получат лишь специальные агентства

| статьи | печать

Правительство продолжает подготовку нормативной базы для рынка предоставления персонала, работать на котором вскоре смогут только специализированные агентства и в некоторых случаях — рядовые компании. Соответствующий законопроект размещен на портале www.regulation.gov.ru и до 1 ноября проходит публичное обсуждение. Он будет регулировать правоотношения между предоставляющей персонал компанией и субъектом, на которого этот персонал будет непосредственно трудиться.

Изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ и Закон от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) Федеральным законом от 05.05.2014 № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 116-ФЗ), с 1 января 2016 г. запрещают заемный труд (см. «ЭЖ», 2014, № 19, с. 07). В соответствии с Законом № ­116-ФЗ с 1 января 2016 г. временно предоставлять работников заказчикам смогут частные агентства занятости, аккредитованные в установленном порядке. Все остальные юридические лица не вправе будут оказывать услуги по предоставлению персонала. Исключение сделано только для организаций, временно предоставляющих своих работников:

■ аффилированной органи­зации;

■ юридическому лицу, являющемуся акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого акционерного общества;

■ организации, являющейся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной (ст. 18.1 Закона о занятости в ред. Закона № 116-ФЗ).

Особенности регулирования труда работников, временно направляемых частным агентством занятости трудиться к иному лицу, установлены ст. 341.2 ТК РФ (вступит в силу с 1 января 2016 г.).

А правила предоставления персонала организациями, не являющимися частными агентствами занятости, должны быть установлены специальным законом. Проект такого закона «О регулировании труда работников, направляемых временно работодателем, не являющимся частным агентством занятости, к другим юридичес­ким лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)» (далее —законопроект) разработало Минэкономразвития России. В настоящий момент законопроект размещен на портале www.regulation.gov.ru и проходит пуб­личное обсуждение до 1 ноября.

Индивидуальные предпринимателине вправе играть на рынке аутсорсинга

Проект закона вводит понятие договора о предоставлении персонала, которое полностью аналогично определению, приведенному в ст. 18.1 Закона о занятости (в ред. Закона № 116-ФЗ), а также понятия исполнителя и заказчика по такому договору.

Исполнителем признается сторона договора о предоставлении персонала, направляющая временно своих работников с их согласия к физическому лицу или юридическому лицу, не являющимся работодателями данных работников, для выполнения работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем заказчика. Заказчиком является другая сторона договора, в чьих интересах, под управлением и контролем выполняет трудовые функции работник, направленный временно в этих целях работодателем. Как исполнителем, так и заказчиком могут быть только юридические лица.

Организации, применяющие специальные налоговые режимы, лишены права предоставлять персонал и выступать в роли исполнителя по договору.

В целях предоставления персонала законопроект предлагает свое определение аффилированного лица. Таким лицом признается:

■ организация, которая способна оказывать влияние на деятельность исполнителя;

■ лицо, на деятельность которого способен оказывать влияние исполнитель;

■ лицо, на деятельность которого так же, как и на деятельность исполнителя, способно оказывать общее влияние третье ­лицо.

Как уже было сказано выше, условием предоставления персонала является согласие работников. Однако как именно такое согласие надо будет оформлять, в законопроекте не сказано. Если никаких уточнений по этому поводу в процессе доработки до­кумен­та не произойдет, то можно будет предположить, что такое согласие может быть получено работодателем как в устной, так и в письменной форме. При этом направляемый работник будет выполнять работу у заказчика, но работодателем останется исполнитель. Трудовые отношения между работником и заказчиком не возникают, а с исполнителем — не прекращаются (ст. 7 законопроекта).

Заказчик персонала будет отвечать субсидиарно по зарплатным долгам

Чтобы направить своего работника к другому работодателю, исполнитель должен будет в первую очередь получить согласие работника, а уже затем заключить с работником дополнительное соглашение к трудовому договору, определяющее условия выполнения работником трудовых функций у заказчика.

Но этим обязанности исполнителя не ограничиваются. Направляя своего работника для работы у заказчика, исполнитель также должен:

■ обеспечить выполнение всех норм трудового законодательства, в том числе по обеспечению безопасных условий и охраны труда и своевременной выплаты заработной платы, в отношении направляемого работника, за исключением случаев, когда соответствующие обязанности были делегированы заказчику в рамках договора о предоставлении труда работников (персонала);

■ обеспечить участие своего представителя в комиссии по расследованию несчастных случаев;

■ отзывать направляемых работников в случае выявления нарушений трудового законодательства заказчиком в отношении направляемого работника, возложенных на нее в соответствии с договором о предоставлении труда работников (персонала).

В законопроекте не проясняется вопрос о возможности делегирования заказчику обязанности по выплате заемному работнику заработной платы. По правилам, установленным новыми нормами ТК РФ и рассматриваемым законопроектом, работодателем в данной ситуации является исполнитель. А значит, именно на него возложена обязанность по выплате заработной платы (ст. 22 ТК РФ). Возможность и правила делегирования обязанности по выплате заработной платы трудовое законодательство не предусмат­ривает. Полагаем, что по этому вопросу Роструд даст соответствующие разъяснения.

Обращаем внимание, что законопроект предполагает возложение на заказчика субсидиарной ответственности за ненадлежащее выполнение исполнителем своих обязательств перед направленным работником, в том числе по обязательствам по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику, по уплате денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику.

По правилам, установленным п. 1 ст. 399 ГК РФ, если основной должник отказался удов­летворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность. Получается, что если исполнитель-работодатель не выплатит работнику вовремя заработную плату, работник вправе предъявить такие требования к заказчику. Учитывая тот факт, что работник вправе предъявить к заказчику требования не только по заработной плате, но и другим выплатам, на наш взгляд, в законе недостаточно четко разграничена ответственность заказчика и исполнителя.

Исполнитель сможет делегировать заказчику свои права и обязанности

В договоре о предоставлении персонала исполнитель сможет делегировать заказчику ряд принадлежащих ему прав и обязанностей работодателя, в частности, право требовать исполнения направляемым работником трудовых обязанностей, а также соблюдения правил внутреннего трудового распорядка (ст. 7 законопроекта). Отметим, что в нынешних условиях у заказчика нет правовых оснований такого воздействия на работника, поскольку работодателем по отношению к этому работнику он не является.

Заказчик также получит ­право:

■ оценивать квалификацию и навыки направляемых работников;

■ отказаться (требовать замены) от направляемых работников в случаях, когда они не могут качественно и в полном объеме выполнить трудовую функцию, для выполнения которой они были направлены к заказчику;

■ управлять и контролировать выполнение трудовой функции направляемыми работниками.

В законопроекте установлено, что при направлении работника к заказчику условия оплаты труда по трудовому договору должны быть не хуже, чем условия оплаты труда работников самого заказчика, выполняющих такие же трудовые функции и имеющих такую же квалификацию. Таким образом, условия трудового договора с исполнителем должны предусматривать размер заработной платы направляемого работника, сопоставимый с оплатой труда работников заказчика, что исключит не только дискриминацию «заемного» персонала, но и использование зарплатных схем.