ТОР: поиск эффективных вариантов типологическим методом

| статьи | печать

Типологический метод за счет комбинирования различных факторов позволяет осуществлять индивидуальную настройку условий в регионе под становление территорий опережающего развития, считает автор представленной статьи.

Важным является вопрос о факторах, способствую­щих достижению главного критерия успешной работы ТОР — экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.

В настоящее время в этом вопросе существует широкий диа­пазон мнений: в качестве основных факторов создания ТОР выделяются современная инфраструктура и высоко­квалифицированные кадры, налоговые и таможенные преференции, привлечение различного рода инвестиций, стимулирование внутреннего спроса, выход на внешние рынки. Само наличие этих факторов является необходимым, но недостаточным условием становления ТОР в России. Первостепенной задачей для регионов на старте создания ТОР является индивидуальная настройка или комбинирование различных факторов под реализацию конкретных проектов в рамках ТОР.

Для выделения различных типов ТОР наиболее рационально использовать комбинирование факторов рынка и факторов производства на основе движения различного рода ресурсов: общих, специфических и интерспецифических. Общие — это ресурсы, ценность которых не зависит от их наличия в данной ТОР: внутри и вовне эти ресурсы оцениваются одинаково. Специфические ресурсы — те, ценность которых внутри ТОР выше, чем вовне. Интерспецифические ресурсы — уникальные, их максимальная ценность достигается только при использовании в данной ТОР.

Типы ТОР — результат комбинации факторов рынка и факторов производства

Ведущим типологическим различением для ТОР является то, с каким видом ресурсов (общим, специфическим, интерспецифическим) имеют дело при производстве фирмы, входящие в ТОР, и какие из этих видов ресурсов являются ведущими в повторяющихся экономических обменах рынка.

Использование ресурсов общего вида идентифицирует фирму как традиционную, специфичес­кого вида — как модернизированную, интерспецифичес­кого — как инновационную. Рынок, основанный на экономическом обмене общими видами ресурсов, характеризуется как традиционный, на экономическом обмене специфическими ресурсами — как модернизированный, на экономическом обмене интерспецифическими ресурсами — как инновационный.

Предназначение ТОР состоит в том, чтобы синхронизировать (сбалансировать) действие рыночных и производственных факторов. В этом своем предназначении все многообразие ТОР задается табличным образом (см. таблицу).

Первый тип ТОР — оптимизирующий, ориентированный на создание импортозамещающих технологий и предложение более низких цен на производство уже освоенной потребителем продукции.

Второй тип ТОР — модернизирующий, ориентированный на создание и на основе новых физических принципов не существующих в настоящий момент производств. Основное преимущество данного типа ТОР в том, что его не надо вписывать в существующие нормы организации производства, он формируется в свободном пространстве.

Третий тип ТОР — программирующий, ориентированный на становление нового целостного технологического уклада. Основное преимущество данного типа ТОР состоит в возможности реальной диверсификации экономики региона.

Стратегия формирования ТОР на региональном уровне должна содержать в себе процессную, средовую, объектную и проектную составляющие

Стратегию формирования ТОР наиболее целесообразно представить в системном виде. Системное представление ТОР включает в себя четыре аспекта: ТОР как процесс, как среда, как объект, как проект.

ТОР как процесс характеризуется цикличностью, повторяемостью тех или иных ситуаций в течение времени. Цикличность может быть выражена как в виде долгосрочных цик­лов (циклы Кондратьева), так и в виде краткосрочных циклов. Использование процессуального плана ТОР позволяет при разработке стратегии использовать понятие горизонта.

ТОР как среда характеризуется нормативностью, задающей тот или иной тип экономичес­ких отношений. Использование средового плана ТОР позволяет при разработке стратегии использовать понятие института.

ТОР как объект характеризуется локализацией в определенном месте производственной деятельности. Использование объектного плана ТОР позволяет при разработке стратегии использовать понятие экономико-географической границы.

ТОР как проект характеризуется искусственно-техническим отношением к изменению состояний тех или иных экономических сис­тем. Использование проектного плана ТОР позволяет при разработке стратегии использовать понятие культурно-исторической обусловленности.

Собственно разработка стратегии формирования ТОР состоит в том, чтобы гармонизировать все четыре плана ее существования (процессного, средового, объектного и проектного). Для этого необходимо выделить идеальные формы (по М. Веберу) существования этих планов и ориентироваться на них при создании стратегии.

Ключевой экономической функцией объектной стратегии ТОР является организация деятельности разнородных предприятий — участников ТОР, собирание их в единое целое в интересах каждого из этих предприятий и ТОР в целом. На этапе стабильного функционирования ТОР ведущую роль играет объектная стратегия. Эта стратегия формируется на базе объектных стратегий каждого из участников, что предполагает высокий уровень их менеджмента, а также высокую степень взаимного доверия участников, готовность к раскрытию стратегической информации. Кроме того, создание такой стратегии невозможно без готовности участников к достижению договорного компромисса. Наконец, принятие согласованной объектной стратегии ТОР предполагает ориентацию на ее соблюдение в условиях мягкого управления ТОР.

Для разработки процессной стратегии необходимо сначала инвентаризировать устойчивые бизнес-процессы, создав своеобразную карту бизнес-процессов. На эту карту на фоне «естественного ландшафта», образованного объектной структурой ТОР, наносятся бизнес-процессы, их взаимосвязи, пересечения, начальные и конечные точки.

Ключевой экономической функцией проектной стратегии ТОР является инновационная трансформация всех видов дея­тельности. На этапе создания ТОР проектная стратегия играет ведущую роль. Вовлечение участников в состав ТОР облегчается, если существует достаточно крупный проект, носящий, с одной стороны, стратегичес­кий характер для дальнейшего функционирования ТОР, с другой — предполагающий учас­тие организаций — потенциальных участников в обеспечении ресурсами данного проекта и в получении выгод от его реализации. Вместе с тем данный проект должен быть дополнен проектами меньшего масштаба, которые удовлетворяют тем же условиям, что и основной, но заканчиваются позже основного.

Ключевой экономической функцией средовой стратегии ТОР является контрактация, обмен между различными компонентами и подсистемами экономики, создание условий для трансакций.

Комплексная стратегия развития ТОР должна формироваться как интеграл четырех типов стратегий:

  • стратегических планов входящих в ТОР предприятий с учетом их всесторонних взаи­мосвязей (объектная стратегия);
  • стратегических планов развития и взаимосвязей процессов (процессная стратегия);
  • стратегического описания проектов (целевых программ), реализуемых участниками (проектная стратегия);
  • стратегических планов функционирования и развития сообществ, сформированных из лиц, имеющих отношение к организациям кластера (средовая стратегия кластера).

Предложенная методология стратегического планирования обеспечивает устойчивое развитие ТОР во времени.

В целом, для реализации стратегии регионального развития на основе ТОР в РФ необходимо работы по их типологизации совместить с практико-ориентированными исследованиями. Возможные направления исследований и разработок:

1) механизмы обеспечения рос­та неценовой конкурентоспособности региональных предприятий внутри ТОР;

2) механизмы увеличения количества малых и средних предприятий внутри ТОР с инновационной составляющей деятельности;

3) механизмы повышения эффективности системы подготовки кадров для деятельности ТОР;

4) механизмы прямых оте­чественных и иностранных инвестиций в развитие ТОР;

5) механизмы социально-экономического развития муниципальных образований, на которых базируются ТОР.

Принципиальные типы ТОР


Р

Р*

Р**

П

ТОР



П*


ТОР*


П**



ТОР**

Пояснение: Р, Р*, Р ** — три типа рынков: традиционный, модернизированный, инновационный; П; П*; П** — три типа производств: традиционные, модернизированные, инновационные.