1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 3284

Реформе реформы местного самоуправления нет ни конца, ни края

Законодательная работа над ошибками, ­допущенными в предыдущих работах над ошибками, продолжается. Не успел президент подписать закон о внесении изменений в муниципальное законодательство (от 27.05.2014 № 136-ФЗ), как депутаты и сенаторы подготовили на подпись законопроект № 268283-6 о поправке майского закона (постановления Государственной думы от 11.06.2014 № 4478-ГД и Совета Федерации от 18.06.2014 № ­247-СФ).

Суть дополнения — до 1 января 2015 г. органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений продолжат исполнять свои полномочия в прежнем режиме, невзирая на то что Закон № ­136-ФЗ вступил в силу в день его опубликования на интернет-портале правовой информации — 27 мая.

И ради этого «где только» и «с кем только», по словам сенатора Степана Киричука, ни обсуждали проект майского закона! Было собрано более 2000 предложений. Председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера доложил об этом главе государства на совещании в Иваново 26 мая. Сенатор, возглавляющий еще Общероссийский конгресс муниципальных образований (ОКМО), добавил: «Мы считаем, что на сегодня мы выполнили часть поручений, которые вы давали». Потом самокритично признался: президентское задание о том, что местное самоуправление должно быть финансово независимым и самостоятельным, не решено, и работа продолжается.

О том, как работается, можно судить по тексту законопроекта № 268283-6 к третьему, окончательному, чтению. Большая часть новых норм касается местных бюджетов.

Иначе быть не может. По признанию на том же совещании в Иваново возглавляющего Всероссийский совет местного самоуправления (ВСМС) депутата Госдумы Вячеслава Тимченко, больше половины из 2000 поступивших от практиков и экспертов муниципального управления предложений касается финансовых вопросов.

Законопроект относит к вопросам местного значения городского поселения «составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения». В действующей редакции закона о местном самоуправлении (от 06.10.2003) функция описана как «формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета».

Аналогичные коррективы внесены в полномочия муниципальных районов и городских округов.

Однако такая норма давно существует в Бюджетном кодексе РФ, в редакции ст. 9 от 26.04.2007: «Составление и рассмотрение местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета».

Возможно, за этим кроется стремление лишить муниципалитеты бюджетной самостоятельности, поскольку июньской новацией изменен п. 3 ст. 52 «Местные бюджеты» закона о местном самоуправлении, поз­воляющий муниципалитетам самостоятельно формировать и исполнять местные бюджеты в рамках федерального и регионального законодательства. Теперь предписывается, что «бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом РФ». Последний раз коррективы в соответствующую статью Кодекса вносились 3 декабря 2012 г., когда утратил силу пункт о возможности финансового органа муниципального района осуществлять отдельные финансовые полномочия поселения на основе соглашения между местными администрациями.

По последним законодательным инициативам, в уставах муниципальных образований вместо: «Порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением осуществляется согласно Бюджетному кодексу РФ» отныне надо писать: «Порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении местного бюджета осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ».

Полностью переписана статья муниципального закона о местных бюджетах. В частности, из консолидированного бюджета муниципального района, представляющего собой районный бюджет и свод бюджетов поселений района, исключены межбюджетные трансферты между этими бюджетами.

Также полностью обновлена ст. 53 «Расходы местных бюджетов». Вместо шести пунктов в ней остается два:

«1. Формирование расходов местных бюджетов осуществ­ляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

2. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Статья 55 «Доходы местных бюджетов» теперь умещается в одно предложение: «Формирование доходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах». В действующей еще редакции есть десять подпунктов-уточнений о собственных доходах местных бюджетов.

Далее из закона о местном самоуправлении изымаются:

· ст. 57 «Доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов»;

· ст. 58 «Доходы местных бюджетов от региональных налогов и сборов»;

· ст. 59 «Доходы местных бюджетов от федеральных налогов и сборов».

Также утрачивает силу ст. 62 «Иные средства финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов других уровней». Она предусматривала возможность долевого финансирования инвестиционных муниципальных программ из регионального бюджетного фонда муниципального развития. Выходит, не будет фондов муниципального развития?

Возможно, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты муниципальных районов освободятся от еще одного обременения в виде региональных и районных фондов финансовой поддержки поселений. Это следует согласно новой редакции ст. 60 «Выравнивание бюджетной обеспеченности поселений», по которой поселения будут получать дотации из бюджета субъекта РФ или из бюджета муниципального района в случае наделения региональным законом органов местного самоуправления муниципального района полномочиями органов государственной власти региона.

Всего вносится полтора десятка изменений в муниципальное законодательство. Они касаются также порядка межбюджетных трансфертов, предоставления местным бюджетам субвенций и субсидий. В частнос­ти, исключается норма о зачислении в фонд муниципального развития субсидий из федерального бюджета.

Руководители ОКМО и ВСМС попросили поддержки у главы государства, чтобы правительство внимательно отнеслось к корректировке бюджетного и налогового законодательства. В. Тимченко добавил, что муниципалитеты просят разрешить им устанавливать местные налоги. «Мы же не враги себе. Мы же не будем губить ни бизнес, ни другие вещи. Мы прос­то установим равные разум­ные налоги, которые позволят исполнять те полномочия, которые есть сегодня у муниципалитетов», — заявил председатель ВСМС.

Значит, реформу муниципальной реформы ждут новые законодательные инициативы. Только бы их не постигла та же участь, что и майский закон, когда гарант Конституции вынужден был заявить, что нормы федерального закона (от 27.05.2014 № 136-ФЗ. — «ЭЖ») не носят императивного характера. Президент отвел полгода регионам на то, чтобы в каждом субъекте Федерации появился собственный закон о развитии местного самоуправления.

Опрошенные «ЭЖ» практики муниципального управления о законодательных новациях дружно отметили, что написано много, но денег от этого в местных бюджетах не прибыло.

к сведению

Статью 4 Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства, 2014, № 22, ст. 2770) дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. До 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями час­ти 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

ИСТОЧНИК: законопроект № 268283-6.