Местным бюджетам скрывать нечего, а они закрыты от населения

| статьи | печать

За два года реализации проекта «Открытый бюджет» среди муниципальных образований число его участников выросло до 100.

Если в сентябре прошлого года в первом рейтинге открытости местных бюджетов было представлено 18 муниципальных образований, отвечающих условиям участия в проекте, то в июле этого года в рейтинг включено 47 муниципалитетов.

«Это — очень хороший показатель, ведь участие в проекте — дело сугубо добровольное», — сообщили «ЭЖ» в фонде Кудрина по поддержке гражданских инициатив, реализую­щем проект «Открытый бюджет». Муниципалитеты только заполняют анкеты по трем взаи­мосвязанным направлениям своей бюджетно-финансовой дея­тельности. На основе ответов эксперты фонда вместе с аналитиками Комитета гражданских инициатив оценивают действия местных влас­тей по:

1) составу и качеству предоставляемой населению информации;

2) доступности раскрываемой информации для населения (способы распространения информации и эффективность этой деятельности);

3) участию граждан в обсуждении бюджета.

Никаких материальных стимулов, как-то: дополнительный доход в местный бюджет или прибавка к жалованию муниципальных служащих, и иных осязаемых благ участие в проекте «Открытый бюджет» не дает. Другое дело, что растет и укреп­ляется авторитет муниципальных руководителей в местном сообществе, поскольку активное гражданское сообщество получает возможность не просто проконтролировать манипуляции с деньгами налогоплательщиков, но и посоветовать, как с умом распорядиться скудной местной казной.

Самым неожиданным образом для экспертов фонда Куд­рина раскрылся еще один нематериальный актив. Сообразительные главы муниципалитетов стали использовать открытость своих бюджетов как аргумент в отстаивании в более высоких эшелонах власти дополнительного финансирования бюджетных расходов в интересах местного населения со ссылкой на общественное мнение. Трудно возразить против такого обос­нования, поскольку местный бюджет открыт не только для людских глаз, но и для органов государственной власти. Видно все, как в банковской распечатке по движению средств на платежной карте или как в сберкнижке, — у кого что есть.

Помимо этого, у муниципалитетов появился «железный» аргумент против требований массы контролирующих и проверяющих структур в сфере бюджетной деятельности, предписывающих органам местного самоуправления составлять отчеты и справки в сроки и по форме надзорных органов. Скажем, на требование прокуратуры обос­новать целевое расходование бюджетных средств можно смело ответить: смотрите сами, бюджет у нас открытый, контролируется людьми и исполняется по их воле.

Эксперты проекта «Открытый бюджет» обрабатывают и перепроверяют полученные данные и только после это размещают рейтинг. Верификацией практически всех критериев является наличие интернет-ссылок на открытые источники с размещенной информацией. Чего греха таить, в ответах на анкеты можно и слукавить, выдав желаемое за действительное, или опередить события, написав как о свершившемся факте о том, что еще случится спустя две-три недели после заполнения анкеты. Таких казусов не было и не будет, уверены эксперты Комитета гражданских инициатив, работающие в одном проекте вместе с коллегами из фонда Кудрина, поскольку муниципалитет с прозрачным бюджетом — честный муниципалитет.

Жители Верхнекамского района Кировской области, к примеру, могут в любое время суток зайти на сайты: http://admvr43.my1.ru/ и http://admvr.ucoz.ru/, чтобы узнать, что происходит с местной казной, поделиться своими наблюдениями о том, как расходуются муниципальные рубли, и высказать свое пожелание по эффективности и целесо­образности бюджетных расходов. Согласно критериям фонда Кудрина, муниципальному образованию вовсе не обязательно иметь собственный сайт, можно размещать свой прозрачный бюджет на официальном сайте субъекта пуб­личной власти более высокого уровня. Также необязательно заводить отдельную страничку на своем сайте, можно завести соответствующий раздел на сайте финансового органа муниципального образования.

Критерием оценки бюджетной открытости наравне с другими условиями является наличие аналитической информации по разным разделам местного бюджета, что присутствует на портале Верхнекамского района.

Популярность портала оценивается по частоте и глубине размещения на нем анализа статистики бюджетной сферы, предоставления государственных и муниципальных услуг, а также по числу и качеству официальных «ответных» информационных материалов.

Еще одним критерием оценки бюджетной открытости является издание брошюры (бук­лета) «Гражданский бюджет». Брошюра издается тиражом из расчета один экземпляр на 25 жителей. Это может быть и специальный раздел «Гражданский бюджет» на портале, как это сделали в Верхнекамском районе.

«Гражданский бюджет» пуб­ликуется не позднее чем за один месяц до внесения проекта бюджета на очередной год и плановый период в представительный орган власти. При размещении на портале «Гражданский бюджет» публикуется не позднее чем за десять дней до внесения проекта бюджета на очередной год и плановый период в представительный орган власти.

Эксперты фонда Кудрина вмес­те с коллегами из Комитета гражданских инициатив оценивают также степень освещения публичных дискуссий по «Гражданскому бюджету» в местных СМИ — газетах, радиопередачах и телепрограммах редакций разных форм собственности. Для этого муниципальные власти должны ежемесячно размещать на своих официальных сайтах отчеты о ходе исполнения собственного и регионального бюджетов в стандартной форме, а также предоставить возможность задавать вопросы по бюджетной тематике в режиме онлайн. Соответствие критерию засчитывается при наличии не менее трех подобных случаев в месяц в течение периода, рассматриваемого для определения интег­рального показателя прозрачнос­ти бюджета.

Собственно, система оценок бюджетной прозрачности не является изобретением велосипеда. Еще в конце 2012 г. Министерство финансов России разработало анкету «Реализация в субъектах Российской Федерации мероприятий по повышению прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса для граждан», отдельные пункты которой легли в основу системы оценки прозрачности региональных и муниципальных бюджетов, принятой фондом Кудрина по поддержке гражданских инициатив.

Минфин в рамках реализации концепции открытости федеральных органов власти наметил в 2014 г. продолжить формирование новых способов раскрытия финансовой информации в доступной для гражданского общества форме. Планируется:

  • обеспечить подготовку федерального бюджета для граждан и его ежегодную публикацию;
  • разработать буклеты, брошюры, видеоролики, анкеты по деятельности министерства, чтобы была понятна проводимая им государственная политика в сфере финансов;
  • проводить круглые столы, онлайн-конференции, публичные консультации с референтными группами Министерства.

Таким образом, проект «Открытый бюджет» становится вектором действий органов влас­ти всех уровней по раскрытию бюджетной политики государства, региона, муниципального образования.

В стране насчитывается более 22 000 муниципальных образований, и только первая сотня самых отчаянных осмелилась раскрыть все статьи своих бюджетов. Пока еще рано говорить об окончательной эффективности раскрытия бюджетно-финансовой информации. Но уже ясно, что учас­тие в рейтинге открытости местных бюджетов свидетельствует о честном отношении муниципальных управленцев к своим обязанностям перед местным населением. Чтобы попасть в число честных муниципалитетов, достаточно раскрыть местный бюджет и сообщить о предпринимаемых шагах в этом направлении в фонд Кудрина.

Пока участниками проекта «Открытый бюджет» стали муниципальные образования 15 субъектов Федерации из 85. Крым и Севастополь не в счет. Безусловный лидер — Кировская область, 26 муниципальных образований в которой раскрыли свои бюджеты. Двумя муниципальными образованиями представлены в рейтинге открытости местных бюджетов республики Адыгея, Коми, Татарстан, Кабардино-Балкарская, Ленинградская, Московская и Ярославская области, одним муниципальным образованием — Республика Бурятия, Забайкальский край, Амурская, Архангельская, Волгоградская, Воронежская и Мурманская области.

В фонде Кудрина по поддержке гражданских инициатив поделились с «ЭЖ» еще одной информацией. Началась работа над распространением проекта «Открытый бюджет» на уровне субъектов Федерации. Но до распространения анкет для регионов планируется составить итоговый рейтинг открытости местных бюджетов за два года, обсудить результаты проделанной работы на открытом мероприятии до конца осени, чтобы муниципалитеты и регионы имели возможность скорректировать свои бюджетные планы до принятия бюджетов на новый финансовый год и на последующие два года.

Топ-10 прозрачных местных бюджетов

Муниципалитет

Регион

Баллы

Верхнекамский район

Кировская область

93,5

Город Набережные Челны

Республика Татарстан

87,7

Богородский район

Кировская область

84,5

Альметьевский район

Республика Татарстан

82,3

Малмыжский район

Кировская область

80,1

Город Переславль-Залесский

Ярославская область

77,2

Нижнедевицкий район

Воронежская область

76,9

Город Сыктывкар

Республика Коми

75,1

Опаринский район

Кировская область

73,5

Город Кирово-Чепецк

Кировская область

72,9

Примечание. Максимальное значение баллов — 100.

ИСТОЧНИК: Комитет гражданских инициатив.