Правонарушения в городах федерального значения могут стоить дороже

| статьи | печать

Конституционный суд РФ признал, что повышенные административные штрафы за некоторые нарушения Правил дорожного движения (ПДД) в Москве и Санкт-Петербурге не противоречат Конституции РФ. И дело тут вовсе не в статусе городов федерального значения, а в сложной дорожной обстановке в этих городах. В то же время в субъектах РФ, где установленные КоАП РФ штрафы не соразмерны общественной опасности нарушения ПДД, имеет смысл пересмотреть их уровень.

Выводы, сделанные Конституционным судом РФ в постановлении от 22.04.2014 № 13-П, представляют интерес не только для автолюбителей. Сейчас практически ни одна организация не обходится без собственного автотранспорта, которым управляют, как правило, ее сотрудники. В силу п. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ административный штраф за нарушение правил дорожного движения в случае фиксации этих нарушений с помощью фото- и видеосъемки должны уплатить собственники транспортных средств, то есть организации-работодатели. Поэтому чаще всего именно на работодателей ложится бремя по уплате штрафов за нарушение работниками правил дорожного движения.

Чем опаснее обстановка на дороге, тем выше штраф за нарушение

Вопрос, который подняли депутаты в своем заявлении, заключается в следующем. За некоторые нарушения правил дорожного движения установлены административные штрафы в повышенном размере, если такие правонарушения совершены в Москве или Санкт-Петербурге. Поэтому складывается впечатление, что повышенные штрафы установлены из-за столичного статуса этих городов.

В частности, повышенные штрафы для Москвы и Санкт-Петербурга установлены:

■ за остановку или стоянку транспорта в местах, где это запрещено дорожными знаками или разметкой (п. 5 ст. 12.16 КоАП РФ);

■ движение грузового авто­­транс­­порта с нарушением запрета, установленного дорожными знаками (п. 7 ст. 12.16 КоАП РФ);

■ движение по полосе для маршрутных транспортных средств или остановка на этой полосе (п. 1.2 ст. 12.17 КоАП РФ);

■ нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств (п. 5, 6 ст. 12.19 ­КоАП РФ);

■ нарушение правил, установленных для движения в жилых зонах (п. 2 ст. 12.28 КоАП РФ).

За эти правонарушения, совершенные в Москве или Санкт-Петербурге, размер штрафа установлен в два-три раза выше, чем за правонарушения, совершенные в других регионах. И, по мнению депутатов, такой дифференцированный подход к установлению штрафов в зависимости от места совершения правонарушения не соответствует принципу юридического равенства.

Но Конституционный суд РФ не согласился с предложенными аргументами и пришел к выводу, что оспариваемые нормы КоАП РФ соответствуют российской Конституции. КС РФ отметил, что для установления повышенных штрафов в Москве и Санкт-Петербурге законодатель принимал во внимание специфику дорожного движения в этих городах, а именно напряженный дорожный трафик. При этом столичный статус этих городов не является фактором, оправдывающим установление на их территории повышенных размеров административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения.

Кроме того, Конституционный суд РФ пояснил, что повышенные штрафы введены лишь за те правонарушения, которые могут оказать наиболее негативное воздействие на дорожную обстановку, создать затруднения для дорожного движения. Нарушение этих правил в других субъектах может никак не отразить­ся на дорожной ситуации, в то время как в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург, например, неправильно припаркованные машины могут парализовать движение на нескольких улицах.

Нарушения правил дорожного движения грузовым автотранс­портом, а также нарушения, связанные с неправильной парковкой или движением по полосам для общественного транспорта, относятся к наиболее распространенным. Они носят, по сути, очевидный характер, их объективная сторона как необходимый элемент состава правонарушения (то есть само противоправное деяние) относительно проста и сравнительно легко фиксируется, в том числе средствами видеонаблюдения.

Тот факт, что дорожная обстановка в самих Москве и Санкт-Петербурге различается, судьи также не посчитали существенным для решения вопроса о соответствии Конституции оспариваемых норм. Зато сослались на отсутствие негативных отзывов со стороны органов власти городов федерального значения по поводу введения повышенных штрафов (в 2011 и 2013 гг.), а также позицию их представителей, участвовавших в рас­смотрении дела.

Судьи предложили дать регионам возможность пересмотреть размеры штрафов

Вместе с тем КС РФ не исключил, что на большей части территории некоторых субъектов Российской Федерации общие для всех регионов, кроме Моск­вы и Санкт-Петербурга, размеры административных штрафов могут не отражать крайне незначительное влияние последствий соответствующих административных правонарушений на дорожно-транспортную ситуацию. Иными словами, для некоторых субъектов РФ установленные штрафы за рассматриваемые правонарушения могут быть велики.

Поэтому Конституционный суд РФ отметил, что федеральный законодатель вправе рассмотреть вопрос о внесении в КоАП РФ изменений, которые позволят субъектам РФ определять размеры административных штрафов за рассмат­риваемые правонарушения, а также за другие предусмот­ренные КоАП РФ нарушения правил дорожного движения, негативные последствия совершения которых требуют оценки с учетом особенностей их проявления на территории конкретного субъекта Российской Федерации. Однако относится это не только к ситуациям, когда штраф по сравнению с последствиями нарушения ПДД является завышенным, но и наоборот, когда его размер нужно «подтянуть» до уровня общественной опасности совершенного деяния. Главным критерием при этом будет дорожная обстановка, которая, по мнению КС РФ, оставляет желать лучшего не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и других крупных городах.