1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1600

Коллективные предприятия: социальный мир и прибыль для всех

Такова важнейшая идея, с которой глава администрации Липецкой области Олег Королёв в начале апреля выступил на заседании круглого стола, посвящённого проблемам и перспективам использования коллективных форм хозяйствования в российской экономике на примере региона. По его инициативе приняты и успешно реализуются программы, направленные на создание народных и кооперативных предприятий. Начинание поддержано Владимиром Путиным, поручившим подготовить необходимые предложения.

*****

В статье использованы материалы выступления О. Королёва «Становление кооперативов и народных предприятий как фактор обеспечения социального мира (прибыль для всех)» на круглом столе 3 апреля 2014 г., публикаций на сайте администрации Липецкой области «Олег Королев: „Коллективная собственность — это солидарная ответственность за развитие“» (3 апреля 2014 г.) и «В Липецкой области действует единственная в России программа государственной поддержки кооперации и коллективных форм собственности» (3 апреля 2014 г.), а также региональных программ развития на 2012—2014 и 2014—2020 гг.

Липецк: время надежд

Круглый стол, посвящённый проблемам развития коллективной собственности, в частности, созданию народных предприятий (закрытых акционерных обществ работников) и кооперативных хозяйств, собрал учёных и управленцев, руководителей предприятий, представителей местных органов власти.

Неслучайному обращению к принципам экономической демократии на основе собственности работников предшествовало всестороннее изучение законодательной практики, передового зарубежного опыта (рис. 1) и деятельности отечественных народных предприятий и кооперативов.

Рисунок 1. Законодательное обеспечение собственности работников за рубежом

Логичным итогом стала разработка и реализация единственных в России программ: областной целевой программы «Развитие народных предприятий в Липецкой области на 2012—2014 гг.» и долгосрочной государственной программы «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области», рассчитанной на 2014—2020 гг. (рис. 2). Последняя была утверждена в феврале текущего года. Её финансирование из областного бюджета составит более миллиарда рублей.

Цель — развитие коллективных форм хозяйствования и формирование социально справедливых производственных отношений для обеспечения занятости и повышения уровня жизни населения.

Количество кооперативов в Липецкой области за последние годы увеличилось в полтора раза: на начало 2014 г. зарегистрировано 533 сельскохозяйственных потребительских кооператива, в том числе снабженческо-сбытовых — 222, перерабатывающих — 45, кредитных — 266. Сегодня в области 8300 пайщиков кооперативов из числа владельцев ЛПХ. За последние два года их число увеличилось в пять раз. Высокие темпы развития стали результатом применения комплексных мер государственной поддержки.

Рисунок 2. Экономические цели и социальный эффект госпрограммы развития (2014—2020 гг.)

Приносит свои плоды и информационная работа по разъяснению преимуществ коллективных хозяйств в промышленности, действующих на принципах акционерной собственности, которая находится в совместном владении членов трудового коллектива. В связи с обращениями предприятий, принявших решение стать народными, но не имеющими такой возможности вследствие недостаточной численности (не менее 51 человека согласно Федеральному закону от 19.07.98 № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»), в 2013 г. были расширены меры поддержки (рис. 3). В частности, для закрытых акционерных обществ с численностью работников от 20 до 50 человек.

Рисунок 3. Меры, стимулирующие создание коллективных предприятий

Результаты не замедлили сказаться. За полтора года в области зарегистрированы и успешно действуют семь народных предприятий и одно закрытое акционерное общество, соответствующее основным критериям НП. Они работают в сфере жилищно-коммунального хозяйства, производства стройматериалов, оказывают услуги в сфере пассажирских перевозок и общественного питания (рис. 4).

Рисунок 4 «Семеро смелых» — народные предприятия Липецкой области Федеральный закон о народных предприятиях: нужны изменения

Правоприменительная практика действующего с 1998 г. Федерального закона от 19.07.98 № 115-ФЗ, законов о кооперативной деятельности, опыт хозяйствования коллективных предприятий давно выявила актуальность внесения законодательных изменений и дополнений. Однако коллективные формы хозяйствования, мягко говоря, не в чести у либерально-экономического блока правительства, торпедировавшего до недавнего времени подобные инициативы.

Но приходят другие времена. Появление авторитетных лидеров вселяет надежду. Суммируя уникальный опыт создания народных предприятий в Липецкой области, губернатор О. Королёв предложил ряд актуальных изменений в закон о народных предприятиях (рис. 5 и 6), принятие которых чрезвычайно важно для успешного развития российской экономики.

Предложения об изменениях и дополнениях в действующее российское законодательство поступили также от народных предприятий из других регионов: от ЗАОр «НП Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат имени С.П. Титова» (г. Набережные Челны, Республика Татарстан), ЗАОр «НП Жуковмежрайгаз» (Калужская область), ЗАОр «НП Архангельскхлеб» (г. Архангельск).

Рисунок 5. Что изменить в федеральном законодательстве

Рисунок 6. Что изменить в Федеральном законе от 19.07.98 № 115-ФЗ

Время — вперёд!

По данным заместителя директора ЦЭМИ РАН, члена-корреспондента РАН Георгия Клейнера, развитие коллективных форм хозяйствования способно увеличить рост российской экономики на 1—2 %. Липецкая область может стать лидером движения, примером для других регионов. По его словам, на это обстоятельство было обращено внимание «в ходе недавней встречи президента России Владимира Владимировича Путина с академиками РАН».

Как отметил заместитель директора Института США и Канады РАН профессор Виктор Супян, «демократизация самого института собственности обеспечивает социальную справедливость, высокую экономическую эффективность таких предприятий за счёт мотивации работников и повышения производительности труда».

С большим вниманием участники круглого стола слушали Владимира Бестолкова — генерального директора первого в России народного предприятия из Набережных Челнов. Предприятие производит продукции на 6,2 млрд руб. в год и занимает лидирующие позиции в отрасли по большинству основных показателей. Трудовой коллектив менее 1800 человек (рядом КамАЗ с числом работающих порядка 40 000 человек), но предприятие является одним из ведущих налогоплательщиков в городе с более чем полумиллионным населением. При этом средняя зарплата на уровне 52 000 руб. Особый интерес вызвала информация о том, что, уходя на пенсию, работник продаёт свой пакет акций предприятию (таково требование закона), стоимость которого достигает нескольких сотен тысяч и даже миллионов рублей.

В работе круглого стола приняли участие депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации, руководители исполнительных органов власти региона.

Подчеркивая актуальность смены экономической парадигмы, глава области отметил, что поддержка коллективных форм хозяйствования может и должна стать важнейшей составляющей новой экономической политики: «Россия сегодня оказалась на том историческом этапе, когда сложившаяся структура собственности больше не может служить дальнейшему развитию».

Коллективные предприятия сочетают в себе высокие экономические достижения, опирающиеся на прямую заинтересованность работников в результатах труда, и обеспечивают социальную стабильность в обществе. Вывод очевиден: формируя условия для становления работника труда одновременно как работника капитала, коллективная собственность доказывает свою эффективность и конкурентоспособность.

Завершая заседание Круглого стола, Олег Королев подытожил: именно на этом направлении необходимо объединить усилия власти, бизнеса и гражданского общества, «внести изменения в существующие законы о кооперативах и народных предприятиях, выработать федеральную целевую программу, проявить политическую волю и определить своего рода государственный тренд на поддержку коллективных форм хозяйствования. Ведь очевидно, что сложившаяся структура собственности — это вчерашний день. А коллективная собственность требует солидарной ответственности за будущее, что объединяет людей в общей работе…

Глава государства дал поручение подготовить соответствующие предложения» (Выделено. — В.Т.).