Хорошие полеты на субсидиях и дотациях

| статьи | печать

На состоявшемся заседании коллегии Росавиации говорили об итогах прошедшего года и намечали планы на будущее. Неплохие итоги получены за счет относительно щедрых субсидий и дотаций региональных перевозок. Планы очевидные — всемерно увеличивать объемы субсидий и до­таций.

Руководство отрасли единодушно считает — росту объемов пассажирских перевозок в 2013 г. содействовала успешная реализация Федеральным агентством воздушного транспорта (ФАВТ) программ субсидирования региональных воздушных перевозок. К примеру, в Приволжском федеральном округе шесть авиакомпаний выполнили почти 11 000 рейсов по 74 маршрутам, перевезя около 92 000 пассажиров по льготному тарифу. Сумма дотаций, выделенных на программу субсидирования, составила 450 млн руб. В 2014 г. данная программа субсидирования будет продолжена, для ее реализации предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 620 млн руб.

В 2013 г. Росавиацией была успешно выполнена программа субсидирования перевозок воздушным транспортом на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов. 13 авиакомпаний, задействованных в этом проекте, обслужили почти 154 000 пассажиров. Сумма дотаций, выделенных на субсидии, составила 900 млн руб.

Для реализации программы субсидирования региональных воздушных перевозок на территории РФ и формирования регио­нальной маршрутной сети Росавиацией был сформирован перечень субсидируемых маршрутов региональных перевозок, включающий 70 маршрутов, в том числе 54 новых маршрута. В рамках этой программы 17 авиаперевозчиков выполнили 5156 рейсов и перевезли 219 000 пассажиров. Сумма дотаций составила 1,3 млрд руб.

В рамках программы субсидирования перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении билеты по специальному тарифу приобрели в прошлом году 516 578 человек, что составляет 14,0% от общего количества перевезенных пассажиров по этим маршрутам. В маршрутную сеть были включены девять дополнительных направлений, перевозки осуществлялись по 36 субсидированным маршрутам, расширился и перечень граждан, которые могут приобрести билет со значительной скидкой. Все эти меры позволили увеличить количество перевезенных пассажиров на 13,2% по сравнению с итогами реализации этого же проекта в 2012 г. Сумма субсидий, предоставленная Росавиацией авиакомпаниям за перевозку пассажиров из федерального бюджета, составила 3,417 млрд руб. В 2014 г. дальневосточная программа субсидирования будет расширена за счет увеличения перечня субсидируемых маршрутов следующими направлениями: Иркутск — Санкт-Петербург — Иркутск и Иркутск — Сочи — Иркутск, ее финансирование составит 3,372 млрд руб.

Программа субсидирования перевозки пассажиров из Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении с 2013 г. была распространена на всех граждан Российской Федерации. За прошедший год по спецтарифу в эксклав было перевезено 194 404 человека, из федерального бюджета на финансирование программы направлено 414,54 млн руб. В 2014 г. прогнозируется перевозка 250 000 человек, из федерального бюджета на реализацию программы выделено 468,97 млн руб.

В 2014 г. Росавиация продолжает субсидирование перевозок внутри Приволжского федерального округа, на дальневосточном направлении и в Калининград. С этого года стартовала новая программа субсидирования перевозок пассажиров по территории Российской Федерации, пришедшая взамен Программы субсидирования региональных воздушных перевозок на территории Российской Федерации и формирования региональной маршрутной сети и Программы субсидирования перевозок воздушным транспортом на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов. Это Программа субсидирования авиа­компаний на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирования региональной маршрутной сети Российской Федерации, на которую в федеральном бюджете предусмот­рены ассигнования в размере 3 млрд 580 млн руб.

Спортивные состязания, городские юбилеи и слеты по интересам помогают бюджетным деньгам выйти на верную дорогу

Сейчас в реестр аэродромов гражданской авиации включено 297 аэродромов. 117 из них образуют национальную опорную аэродромную сеть. Развитие аэро­дромной сети осуществляется в рамках реализации четырех федеральных целевых программ. Федеральной адресной инвестиционной программой на 2013 г. с учетом изменений осуществлялось финансирование 42 объектов с объемом государственных капитальных вложений 24 849,1 млн руб. В прошлом году завершена реконструкция и введены в эксплуатацию шесть взлетно-посадочных полос.

В рамках подготовки к XXVII Всемирной летней Универсиаде, в аэропорту г. Казани проведена реконструкция ­ИВПП-1. К 350-летию г. Пензы введена в эксплуатацию взлетно-посадочная полоса с удлинением до 2800 м. В предверии сочинской зимней Олимпиады 2014 г. завершена реконструкция объектов аэродромной инфраструктуры аэропорта. ­ФАВТ успешно завершило масштабную работу по авиатранспортному обеспечению саммита «Группы-20» в г. Санкт-Петербурге.

Приоритетными в 2014 г. являются мероприятия по подготовке аэродромной инфраструктуры аэропортов городов, принимающих чемпионат мира по футболу 2018 г., аэропорта г. Уфы к проведению заседания Совета глав государств — членов ШОС и встречи глав государств и правительств ­БРИКС в 2015 г., строительство взлетно-посадочной полосы № 3 в аэропорту Шереметьево, реконструкция аэродромных комплексов в аэропортах Владикавказа, Махачкалы, Минеральных Вод, завершение строительства аэропорта на о. Итуруп.

С 2014 г. государственную поддержку получат аэропорты регионального местного значения, входящие в состав федеральных казенных предприятий и расположенные в северных регионах страны и на территории Дальнего Востока и Байкальского региона.

Нормативы безопасности крепнут

В 2013 г. была завершена реализация Комплексной программы обеспечения безопасности на транспорте, что позволило повысить защищенность объектов гражданской авиации, а также принято решение о продолжении действия этой программы руководством страны.

Службами авиационной безо­пасности аэропортов в 2013 г. было выявлено и пресечено 15 попыток несанкционированного проникновения на объекты воздушного транспорта, досмот­рено более 55 млн пассажиров, пресечено более 37 000 попыток проноса в воздушные суда и в контролируемую зону аэропортов опасных предметов и запрещенных к перевозке воздушными судами предметов и веществ, из которых более 21 000 составляют попытки проноса оружия и боеприпасов.

Борьба за рост и чистоту кадров

Росавиация продолжает работу по увеличению набора курсантов на летные специальности, отметил глава ­ФАВТ Александр Нерадько. В 2013 г. в летные учебные заведения гражданской авиации произведен набор 940 человек, из них 150 — по целевому набору для подготовки пилотов для региональной авиа­ции.

Парк воздушных судов первоначального обучения нового поколения пополнялся современной авионикой, и сейчас насчитывает 80 единиц Diamond-40NG, 28 единиц Cessna 172S и 19 единиц Diamond-42NG. Поставки воздушных судов продолжатся по заключенным контрактам и в 2014 г. В 2013 г. исполнены контракты на поставку тренажеров B-737, A-320, SRJ-200, а также процедурные тренажеры А-320. Внедрение в учебный процесс указанных тренажеров воздушных судов, эксплуатирующихся в авиа­­компаниях, позволит начать подготовку курсантов на конкретный тип воздушного судна, эксплуатирую­щийся в авиакомпаниях.

Не обошлось без негативных прецедентов. В 2013 г. выявлены грубые нарушения в осуществлении учебного процесса рядом авиационных учебных центров. По результатам проверок, проведенных центральным аппаратом и территориальными органами Росавиации, изъяты семь сертификатов АУЦ, действие шести сертификатов приостановлено. Проверки с целью контроля качества учебного процесса продолжаются. Уже в 2014 г. принято решение об аннулировании двух сертификатов и приостановлении действия одного сертификата АУЦ.

Правоохранительными органами выявлен ряд фактов получения свидетельств частных и коммерческих пилотов в результате противоправных действий, результатом чего стало аннулирование пилотских свидетельства у ряда лиц. Получаемая от правоохранительных органов информация подвергается детальному анализу, используется Росавиацией для оценки деятельности АУЦ. Сведения об аннулировании сертификатов АУЦ и свидетельств авиационного персонала публикуются на официальном сайте Росавиа­ции.

Новые земли

Говорили о решении непростых задач по господдержке новых субъектов РФ — Крыма и Севастополя. Незадолго до коллегии Росавиации премьер-министр Дмитрий Медведев поручил в недельный срок подготовить предложения по организации надежной работы инфраструктуры, обеспечивающей транспортную доступность данного региона. «В недельный срок представить в правительство предложения по организации надежной работы инфраструктуры, обеспечивающей транспортную доступность Крыма и Севастополя», — говорится в поручениях премьера. Речь идет о дополнительных рейсах морских судов, поездах через паромно-железнодорожную переправу «Крым — Кавказ», а также дополнительных авиарейсах в Крым.

Как отмечается в документе, в авиарейсах нужно использовать возможности низкобюджетного перевозчика и субсидировать их за счет средств федерального бюджета. Среди актуальных вопросов и развитие наземной инфраструктуры аэропортов, расположенных на территории Крымского федерального округа, а также их сертификации, в том числе по нормам ­ИКАО. ­ФАВТ намерено в течение полугода сформировать предложения по господдержке аэропортов Симферополя и Севастополя (Бельбек), говорится в материалах, подготовленных ведомством для Правительства РФ по авиатранспортному обеспечению Крыма в переходный период.

Замминистра транспорта Валерий Окулов предупредил перевозчиков, что в силу экономических причин рассчитывать на сохранение тенденции высокого роста авиаперевозок не приходится. Он призвал авиакомпании активнее реализовывать программы модернизации флота, приобретая современные топливоэффективные воздушные суда, отметил важность развития инфраструктуры аэропортов регионального и местного значения, в первую очередь, в труднодоступных районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Сибири, Дальнего Востока, а также повышения доступности авиаперевозок для населения.

к сведению

Объемы перевозок пассажиров через аэропорты России в 2013 г. увеличились на 12%. Российскими авиапредприятиями было перевезено более 84,5 млн пассажиров. Основной объем перевозок грузов и грузооборот в 2013 г. был выполнен авиа­компаниями «ЭйрБриджКарго», «Аэрофлот», «Трансаэро», «Волга-Днепр» и «Сибирь». «ЭйрБридж­Карго» сохранила позицию лидера, обеспечив 42,5% рынка грузовых перевозок среди российских авиапредприятий, а ее доля в грузообороте составила 54,8%.

В воздушном пространстве РФ было обслужено 1,4 млн полетов воздушных судов, что на 7,6% больше, чем в 2012 г., впервые за долгое время зафиксирован рост внутренних полетов, который в 2013 г. составил более 10%. Отмечен более чем на 2% рост числа транзитных полетов через территорию РФ, общее количество которых в 2013 г. составило 292 000 полетов.