Всемирный банк написал для России два сценария в уверенности, что Запад не введет серьезные санкции

| статьи | печать

Всемирный банк представил очередной, уже тридцать первый полугодовой доклад об экономике России. Эксперты банка написали два сценария для экономики на 2014—2015 гг., и они оба предполагают ее торможение.

По первому сценарию, воздействие украинского кризиса будет умеренным и непродолжительным, тогда рост ВВП России в этом году составит 1,1% (декабрьский прогноз Всемирного банка был 2,2%), а в 2015 г. — 1,3% (2,7%).

По второму, экономическая и инвестиционная активность будет подавлена еще большим ужесточением российско-украинских отношений, и тогда экономика России снизится на 1,8% в 2014 г. и восстановится в 2015 г. «В случае эскалации российско-украинского конфликта может повыситься неопределенность, связанная с политическими и экономическими санкциями Запада и ответными санкциями России. Это может еще больше ухудшить предпринимательские и потребительские настрое­­ния и повысить волатильность рынков, что негативно скажется на внутреннем спросе и росте», сказано в докладе.

По благоприятному сценарию, считают эксперты Всемирного банка, влияние украинского кризиса на экономику России про­­явится в основном в оттоке капитала: дефицит счета операций с капиталом составит 68 млрд долл. в 2014 г. и 32 млрд — в 2015 г. В то же время профицит счета текущих операций сократится до 26,8 млрд долл. (1,3% ВВП) в 2014 г. и до 24,1 млрд долл. (1,2% ВВП) — в 2015 г. Инвестиционная активность останется невысокой, потребление в 2014 г. вырастет всего на 2,2%, а позитивным фактором будут инфраструктурные проекты государства: строительство Цент­­ральной кольцевой авто­­дороги вокруг Москвы, подготовка к чемпионату мира по футболу и развитие Дальнего Востока. К 2015 г. Россия снова получит доступ к международным рынкам капитала, ее финансовый рынок полностью восстановится.

По неблагоприятному сценарию, внутренний спрос останется подавленным дольше — из-за ограниченного доступа российских экономических субъектов к международным рынкам капитала или удорожания заимствований; ухудшения качества кредитных портфелей банков и увеличения стоимости внут­­ренних кредитных ресурсов; ­­повышения волатильности руб­­ля. Потребление вырастет всего на 0,8% — из-за замедления в рос­те доходов, роста безработицы и снижения доверия к экономике. Сальдо счета текущих операций улучшится и составит 60,2 млрд долл. (а в 2015 г. — даже 62,2 млрд) — за счет уменьшения импорта; но этого не будет достаточно, чтобы компенсировать резкое ухудшение сальдо счета операций с капиталом: дефицит его в 2014 г. увеличится до 133 млрд долл. (6,7% ВВП; в 2013 г. было 55,3 млрд долл. и 2,6% ВВП). ЦБ придется финансировать разрыв между профицитом счета текущих операций и дефицитом счета операций с капиталом. Чистый отток капитала в частном секторе оценен Всемирным банком в 150 млрд долл. в 2014 г., а в 2015 г. — в 80 млрд долл.

И в первом, и во втором сценариях Всемирный банк исходит из того, что Запад воздержится от торговых санкций и что в 2015 г. политическая напряженность начнет ослабевать. В обоих сценариях экономисты банка ожидают, что рубль будет продолжать обесцениваться и разгонять инфляцию, так что в 2014 г. она превысит верхнюю границу целевого диапазона, установленного ЦБ (4—5%), а значит, ЦБ может решить ужес­точить кредитно-денежную политику. По мнению главного экономис­­та Всемирного банка по России Биргит Ханзль, инфляция в этом году достигнет 5,5—6%. Основным фактором, подстегивающим инфляцию, остается рост цен на продовольствие.

Более жесткий контроль над тарифами на жилищно-коммунальные услуги, введенный правительством в 2014 г., должен позволить регулятору лучше контролировать инфляционную динамику.

Недавнее повышение ключевой процентной ставки (с 5,5 до 7%) также помогло сдерживать рост инфляционных ожиданий в 2014 г., но немонетарное давление, связанное с риском удешевления рубля, останется высоким.

Всемирный банк по-прежнему рассчитывает, что ЦБ завершит переход к режиму гибкого обменного курса к 2015 г., но в 1-м полугодии 2014 г. продолжит активные интервенции на валютном рынке. Это понадобится, чтобы купировать чрезмерную волатильность, вызванную политической напряженностью из-за крымского кризиса и сворачиванием программы легких денег в США. Вероятно, следствием станет сокращение золотовалютных резервов ЦБ. Банк надеется, что правительство России не станет заложником сиюминутных проблем, но займется долгосрочными задачами.

И Резервный фонд, и Фонд на­ционального благосостояния будут меньше докризисного уровня 2009 г. (9,8 и 6,3% ВВП соответственно) — по новым целевым показателям вместе они должны составить 7,7% (4,3% + 3,4%) ВВП в 2016 г. До 450 млрд руб. из Фонда национального благосостояния может быть инвестировано, по решению правительства, в ценные бумаги российских эмитентов — на финансирование инфраструктурных проектов, причем до 10% средств фонда может быть вложено в ценные бумаги с рейтингом ниже инвестиционного. Всемирный банк полагает, что из-за этого качество инвестиционного портфеля фонда подвергается значительному риску: допускается принятие в значительной степени дискреционных, в том числе политически мотивированных инвестиционных решений.

Всемирный банк считает консолидированный бюджет на 2014 г. сбалансированным и определяет его дефицит в 0,5% ВВП в 2014 г. и 0,2% ВВП в 2015 г. при благоприятном сценарии и в 0,9% в 2014 г. и 0,5% ВВП в 2015 г. — при неблагоприятном. По планам самого правительства, дефицит консолидированного бюджета составит в 2014 г. 0,8% ВВП, а в 2015 г. — 0,9% ВВП, министр финансов России Антон Силуанов (правда, еще до крымского кризиса) говорил, что весьма вероятно бездефицитное исполнение бюджета в 2014 г. По оценке Всемирного банка, в 2014 г. средняя номинальная цена барреля нефти составит 103,5 долл. (104 долл. в 2013 г.), а в 2015 г. — 99,8 долл. В долгосрочной перспективе банк ожидает снижения цены из-за увеличения поставок нефти, добытой нетрадиционными способами, повышения энергоэффективности и использования альтернативных видов топлива.