Евразия: от конфронтации к сотрудничеству

| статьи | печать

Несмотря на нынешние напряженные отношения между Россией и Евросоюзом, многие бизнесмены, эксперты и политики в нашей стране и Европе призывают продолжить диалог о развитии взаимного экономического сотрудничества. Потенциал экономической интеграции особенно велик, если его реализовывать на территории самого большого на нашей планете континента — Евразии.

Невзирая на различные политические системы и существую­щие противоречия между основными европейскими и азиатскими игроками (государствами и наднациональными блоками), мобилизация гигантского потенциала Евразии в области человеческого капитала, природных ресурсов, развития инфраструктуры, образования и технологий может способствовать устойчивому экономичес­кому росту и повышению уровня жизни миллиардов людей.

Экономическая интеграция стран самого крупного в мире континента, по оценке экспертов Евразийского банка развития, подготовивших специальный доклад на эту тему, предполагает последовательное продвижение экономических, политических и социальных форм взаимодействия между регионами — Европой, Цент­ральной и Северной Евразией (то есть СНГ), Восточной, Южной и Западной Азией. Потенциальный круг «доменов» евразийской интеграции выходит далеко за пределы собственно торговли товарами и услугами. Он охватывает также свободное перемещение финансового и человеческого капитала, безвизовый режим, устранение многочисленных нетарифных барьеров, технологическое и R&D-сотрудничество.

Фундамент для взаимной заинтересованности объективно есть: территориальная близость, значительные торговые потоки, потенциал инвестиционных связей, заинтересованность стран ЕврАзЭС в трансфере европейских технологий, развитие трансграничной инфраструктуры и т.д. Поэтому всестороннее соглашение между ЕС и Евразийским экономическим сою­зом, по мнению аналитиков ЕАБР, может стать реальностью уже в 2020-х гг.

Желательна глубокая интеграция

Всемирная торговая организация (ВТО) выделяет три вида региональных торговых соглашений: зону свободной торговли, таможенный союз и соглашение об экономической интеграции.

Для формирующегося Евразийского союза глубокая экономическая интеграция с ЕС очень важна. Во-первых, ЕС — крупнейший торговый партнер России и Казахстана, более половины товарооборота Российской Федерации приходится на ЕС (наша страна, в свою очередь, является третьим по значимости торговым партнером Евросоюза). Во-вторых, ЕС может сыграть важную роль в решении проблем модернизации стран ТС. В-третьих, зарождающийся Евразийский экономический союз в настоящее время инициирует ряд соглашений о свободной торговле с более мелкими партнерами, в том числе с ЕАСТ и Вьетнамом. Евросоюз следует рассматривать как основного долгосрочного партнера в этом контексте. В-четвертых, проблема Украи­ны в конечном счете может быть решена только в рамках глубокой экономической кооперации между ЕС и Евразийским экономическим союзом, что еще более обусловливает важность такого сотрудничества.

Прототипы потенциальной интеграции между ЕС и ЕврАзЭС многообразны — от глубокого и всеобъемлющего соглашения о свободной торговле (DCFTA) до всестороннего торгово-экономического соглашения (CETA). Последнее, к примеру, выступает юридичес­кой формой принципиальной договоренности, достигнутой в 2013 г. ЕС и Канадой. Готовящееся трансатлантическое парт­нерство по торговле и инвестициям (TTIP) — также глубокое экономико-торговое соглашение по своей форме, охватывающее массу доменов наряду с либерализацией торговли товарами и услугами.

Именно CETA, по словам экспертов ЕАБР, может рассмат­риваться в качестве одного из удачных прототипов интеграции для ЕС — ЕврАзЭС, главным образом в силу того, что из-за существующей структуры торговли Россия и Казахстан не заинтересованы только в режиме свободной торговли с Евросоюзом. При этом некоторые проблемы, связанные с уступками в торговле, должны быть компенсированы выгодами в других сферах.

Круг вопросов, которые могут стать предметом соглашения (или соглашений), велик и включает десятки позиций. Вот только некоторые из них: торговля товарами, правила элект­ронной торговли, торговля услугами, устранение нетарифных барьеров, свободное движение капитала, либерализация доступа на финансовые рынки, регулятивная конвергенция (нормы и стандарты), права интеллектуальной собственности, взаимное признание дипломов, включая профессиональное образование. Кроме того, сюда можно включить безвизовый режим, общие регионы соседства, массовые обмены в сфере образования, развитие международной транспортной инфраструктуры (автомобильные и железнодорожные коридоры), третий энергопакет, создание общего рынка электроэнергии, взаимный доступ к государственным закупкам, правила конкуренции, механизмы медиа­ции конфликтов.

Выгоды региональных соглашений

Последние несколько десятилетий характеризуются растущим числом региональных торговых соглашений (РТС). На 31 января 2014 г. Всемирная торговая организация получила 583 уведомления о создании РТС в торговле товарами и услугами, из которых 377 являются действующими. Например, только Европейский союз послал 47 уведомлений о создании региональных торговых соглашений с другими странами и территориями, большинство из которых вступили в силу. США являются участниками 14 РТС, Япония — 17, Чили — 24, Китай — 15, Бразилия — 4.

Согласно базе данных ВТО большинство созданных в мире РТС являются зонами свободной торговли, и только 17 относятся к таможенным союзам, при этом либерализацию торговли как товарами, так и услугами предусматривают 119 соглашений.

Всплеск регионализма эксперты объясняют стремлением стран стимулировать экономический рост за счет предоставления членам улучшенного доступа к рынкам, использования эффекта масштаба, привлечения прямых иностранных инвестиций на объединенный рынок, эффектов перелива ­технологий и т.д.

В последние годы наметилась тенденция постепенного углуб­ления экономической интеграции, то есть перехода от более простых форм, предполагающих простую ликвидацию торговых барьеров, к РТС, которые предусматривают устранение нетарифных барьеров, а также снятие ограничений в торговле услугами, движении капитала и рабочей силы, гармонизацию нормативно-правового регулирования и законодательства в области охраны окружающей среды.

Эффекты от образования РТС, по оценке аналитиков ЕАБР, не ограничиваются влия­нием на торговые потоки и структуру производства. Они могут быть связаны с ростом инвестиционных возможностей, усилением конкуренции, углублением специализации и кооперации, лучшим использованием экономии от масштаба, передачей знаний и технологий, миграцией.

Особенно важно, что региональная интеграция оказывает положительное влияние на перелив технологий. А ликвидация ограничений в области миграции принесет для стран больший выигрыш, чем снятие торговых барьеров, так как издержки, связанные с ограничениями на движение рабочей силы между странами и регионами, превышают затраты, обусловленные ограничениями в торговле товарами.