1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1103

Рынок безопасности: доступ по аккредитации

На обеспечение безопасности общественного транспорта выделяется немало средств, что может быть интересно предпринимателям, имеющим желание и возможности для участия в процессе. Насколько же привлекателен, с точки зрения доходности, рынок безопасности и в какой мере сложна процедура, позволяющая войти в него?

Согласно Комплексной программе обеспечения безо­пасности на транспорте предусматривалось выделить на мероприятия по защите населения на общественном транспорте 12,4477 млрд бюджетных рублей. Основному игроку, Минтрансу России, планировалось направить 8,7214 млрд руб. Остальное — ФСБ, МВД, МЧС.

Под занавес 2013 г. правительственным распоряжением № 2344-р бюджетирование программы было скорректировано в сторону увеличения. Изменения были внесены по факту расходования денежных средств за прошлый период. В новой редакции общий объем финансирования на 2013 г. составил 14,516 млрд руб., из которых Минтрансу досталось чуть более 11 млрд.

В департаменте транспортной безопасности и специальных программ это объяснили внесением в программу новых мероприятий. В частности, оснащением комплексной автоматизированной системой (КАРС) трех объектов транспортной инфраструктуры г. Сочи (аэропорт, железнодорожные вокзал и терминал), которые будут задействованы при проведении зимней Олимпиады. Допфинансирование потребовалось также на возведение 28 объектов ОАО «ФПК» (Федеральная пассажирская компания) и 16 железнодорожных вокзалов дирекции железнодорожных вокзалов — филиала ОАО «РЖД», в рамках проекта по подготовке к чемпионату мира 2018 г. Часть средств пошла на проведение пилотного проекта использования досмотрового радио метрического комплекса, разработанного ФСБ России, на объекте дорожного ­хозяйства.

Комплексная программа была рассчитана на трехлетний срок и завершилась в последний день прошлого года. Очевидно, что она будет продлена. Вопрос — сколько она будет стоить? Эксперты склонялись к цифре 19 млрд руб. на период до 2016 г. включительно. Бюджет достаточно скромный, если учесть, что на истекшую программу государство потратило свыше 47,5 млрд руб.

В этом году правительство призывает эффективнее использовать деньги и сетует на бюджетные сложности. Но как и прошлая программа, так и нынешняя почти напрочь лишены конкретики. В этом есть и положительная сторона — потенциально на завлекательные проекты по безопасности деньги найти будет можно. Дело за бизнесом, в том числе за малым и средним: где ваши предложения? Пока таковых почти не наблюдается.

Бюджет нарастят — были бы серьезные проекты. Куда с этими проектами обратиться? Несмотря на таинственность новых финансовых раскладок, предусмотренных на транспортную безопасность, можно сделать некие заключения исходя из прежней бюджетной верстки.

Где и на что деньги брать

В удельном весе бюджетного финансирования по благополучно завершенной программе 2011—2013 гг. абсолютным лидером стал метрополитен — 25% от общей суммы за весь период. На втором месте — морской и внутренний водный транспорт — 15,6%. Почти 13% ассигнований получено железнодорожниками. Ниже следует воздушный транспорт с 4,27%, и замыкают рейтинг, недобирая и 2%, дорожное хозяйство и автомобильный, городской наземный электрический транспорт.

Отдельно следует сказать об общепрограммных мероприятиях в области обеспечения безопасности населения на транспорте. На них потрачено 8% госсредств. В эту сумму уложились проекты по разработке новых технических средств для обеспечения защищенности объектов транспортной инфраструктуры и созданию системы информационного обеспечения безопасности и защит населения на транспорте от угрозы совершения актов незаконного вмешательства… То есть, по сути, многое из того, ради чего и была задумана сама программа.

В разрезе финансирования по федеральным органам исполнительной власти картина следующая. Минтранс — 71,89%, МЧС — 10,2%, ФСБ — 9,2%, МВД — 8,6%.

Таким образом, бизнесу со своими проектами стоит стучаться в двери Минтранса, а еще лучше — в одну из его активно развивающихся структур — метрополитен, либо РЖД. Впрочем, и в других отраслевых сегментах работы в этой области непочатый край. Правда, к дверям надо еще подобрать отмычки.

Как зайти к нужному человеку

Прежде чем открывать ведомственные сайты, необходимо уяснить существенные понятия. Обеспечение безопасности на транспорте — система, включающая два блока защиты от угроз: защита от незаконного вмешательства в деятельность транспорта и безопасность эксплуатации непосредственно транспортных средств. Поле деятельности весьма широкое. Специфичны и ограничения по доступу к нему.

Очень привлекательным с точки зрения бизнеса видится относительно новый вид услуг на этой площадке. Он возник с принятием Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопаснос­ти» (далее — Закон № 16-ФЗ). Это оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Данный вид экономической дея­тельности представляет собой технический аудит объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на предмет их соответствия по степени защищенности тем категориям и требованиям, которые должны быть предварительно присвоены каждому объекту транспортного комплекса.

В Комплексной программе безопасности он отмечен как оценка уязвимости объектов транспортного комплекса на основании установленных категорий объектов и выступает в связке с работами по их категорированию для последующей разработке и утверждению планов обеспечения транспортной безопасности данных объектов. На осуществление этих мероприятий в программе предусмотрено финансовое обеспечение в размере 54,004 млрд руб., в том числе за счет собственных средств субъектов транспортного комплекса — 7,4742 млрд руб. А экспертная оценка стои­мости работ по оценке уязвимости только на объектах ГУП «Мосгортранс» составила 150 млн руб., на объектах ГУП «Мосавтотранс» — 100 млн руб.

Закон требует охватить проверками оценки уязвимости 100% объектов транспортного комплекса, численность которых за последние десять лет практически утроилась. По данным Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, только на автомобильном транспорте количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность и обязанных пройти проверку на оценку уязвимости, составляет около 552 000 предприятий.

Казалось бы, вот он, клондайк, оценкой уязвимости зай­мутся многие тысячи юрлиц. Но не все так просто. Прежде надо аккредитоваться. На сегодня, по данным четырех основных производственных структур минтранса (Росавтодор, Рос­авиация, РЖД и Федеральное агентство морского и речного транспорта), в реест­рах значится 470 предприя­тий, имеющих доступ к этому виду деятельности. Процесс этот идет ни шатко, ни валко — суммировав число аккредитованных предприятий в 2013 г. по всем четырем агентствам, получаем жалкую цифру — 81 организация. По мнению экспертов, дабы исполнить гос­планы по общему охвату уязвимости всей транспортной инфраструктуры отечества, требуются многие тысячи, если не десятки тысяч, уполномоченных на это юрлиц.

Еще следует учесть, что сама по себе оценка ничего не дает. За ней следует процесс планирования работ по приведению хозяйств в соответствие с требуемыми нормами безопасности, отслеживание исполнения этих планов и впоследствии проведение регулярных мониторингов. Все это стоит денег. Каких — пока сказать трудно, поскольку гармонизация тарифов здесь практически не налажена, что является предметом острых дискуссий. Получается, что расчеты за услуги происходят так, как договоришься. Пахнет коррупцией.

Возможно, нездоровый аромат донесся до главного регулятора. Ведь не случайно в принятом Федеральном законе от 03.02.2014 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» появился пункт об ответственности за нарушения правил аккредитации юрлиц для проведения оценки уязвимости, в соответствии с которым предусматриваются штрафы для граждан в размере от 3000 до 5000 руб., для должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб., для предпринимателей без образования юрлица — от 30 000 до 50 000 руб. и для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб. Повторное совершение нарушения удваивает размеры штрафов.

Порядок процедуры аккредитации определен административными регламентами, находящимися в открытом доступе, то есть размещенных на соответствующих сайтах. Туда стоит заглянуть.

Бумажные работы

Прежде всего, надо собрать необходимые документы, перечень которых составляет порядка девяти пунктов, и обратиться в соответствующую структуру Минтранса с заявлением и квитанцией об оплате пошлины. Определение способности вашей организации проводить оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществ­ляется комиссией. Она должна убедиться, что заявитель соответствует установленным законодательством РФ требованиям, то есть:

  • является юридическим лицом, созданным и функционирующим в соответствии с законодательством Российской Феде­рации;
  • имеет организационно-распорядительные документы, регламентирующие обеспечение ограниченного доступа к сведениям о результатах проведенной оценки уязвимости объектов;
  • имеет лицензии (сертификаты) на виды деятельности, осуществляемые при проведении оценки уязвимости объектов (для организаций, претендующих на проведение оценки уязвимости объектов, предусмотренных ч. 2 ст. 4 Закона № 16-ФЗ);
  • имеет необходимые помещения, технические средства и вспомогательное оборудование, используемые для проведения оценки уязвимости объектов и обеспечивающие ограниченный доступ к сведениям о результатах проведенной оценки уязвимости объектов;
  • обеспечивает наличие кадрового состава, соответствующего требованиям ст. 10 Закона № 16-ФЗ.

Формальная стоимость входа на рынок равна 3000 руб., соответствующим госпошлине. Разу­меется, не считая средств, потраченных в вышеизложенных требованиях, которыми руководствуются разрешительные комиссии. Эти затраты немалые, но у каждого юрлица свои. Аренда помещений, получение сертификатов, подготовка кадров, наделение доступом к сведениям по уязвимости и прочие прелести — удовольствия не из дешевых. Цена вопроса во многом определяется, как принято в России, взаимоотношениями с инстанциями, то есть уровнем зависимости от них.

При положительном вердикте вам выдадут вожделенное свидетельство об аккредитации.