1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2046

Розничная торговля в мире продолжает расти. Особенно на развивающихся рынках

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, совокупный объем выручки 250 крупнейших мировых компаний розничной торговли за истекший финансовый год (июнь 2012 г. — июнь 2013 г.) достиг 4,3 трлн долл. Средний объем выручки 250 крупнейших ритейлеров, по данным отчета «Мировой сектор розничной торговли», подготовленного консалтинговой компанией Deloitte в сотрудничестве с компанией STORES Media, превысил 17 млрд долл.

Руководитель отдела аналитики мировой экономики Deloitte доктор Айра Калиш отмечает: «В прошлом году розничный сектор мировой экономики очень долго набирал обороты. Тем не менее мировые лидеры розничной торговли как следует поработали и теперь могут в полной мере насладиться плодами своих трудов, которые по достоинству оценили и потребители. Это послужило мощным толчком, который был столь необходим для стимулирования роста объема выручки: почти 80% из ведущих 250 компаний заявили об увеличении объема выручки от розничных продаж. В этом году мы отметили один интересный факт: многие ведущие мировые розничные компании активно распродавали активы, чтобы не оказаться в убытке и достойно завершить напряженный отчетный период».

В прошлом году в десятке ведущих мировых розничных компаний произошли серьезные перестановки, вызванные преимущественно сделками по продаже активов. Сеть Wal-Mart укрепила свои лидирующие позиции. А вот компания Carrefour опустилась со второй на четвертую строчку в результате падения объемов продаж в течение последних лет. Оно объясняется, в первую очередь, продажей сети магазинов Dia формата «жесткий дискаунтер» в июле 2011 г. Компания Tesco, поднявшаяся на вторую строчку, также пострадала от прекращения деятельности подконтрольной ей сети супермаркетов Fresh & Easy в США.

Ретейлеры развивающихся стран лидируют по темпам роста

В 2012 финансовом году розничные компании, работающие на развивающихся рынках, продолжили использовать все преимущества растущего потребительского спроса. Пока розничные компании развитых стран боролись с факторами, сдерживаю­щими их развитие на зрелых рынках, обстоятельства благоприятствовали значительному и оправданному росту торговых предприятий, работающих в условиях развивающихся экономик.

Розничные компании, работающие на развивающихся рынках, составили более половины из 50 самых быстрорастущих ретейлеров в 2012 финансовом году. Среди них все четыре российские компании, входящие в топ-250, а также шесть из семи ретейлеров, представляющих страны Африки и Ближнего Востока, и шесть из девяти розничных компаний стран Латинской Америки.

«С каждым годом российские ретейлеры все прочнее укреп­ляются в списке 250 крупнейших розничных компаний мира, — подчеркивает партнер компании „Deloitte СНГ“ Владимир Бирюков. — В этом году в рейтинг вошли четыре российские розничные компании (X5 Retail Group, „Магнит“, „М.видео“ и „Дикси“) по сравнению с тремя компаниями в прошлом году и двумя компаниями годом ранее. При этом еще несколько ретейлеров (например, „Лента“ и „О’Кей“) остановились в шаге от включения в рейтинг, и вполне вероятно попадание их в рейтинг в следующем году. Также примечательным является тот факт, что все четыре российских ретейлера заняли лидирующие места и вошли в топ-15 в рейтинге наиболее быстрорас­тущих розничных компаний в мире, что говорит о более динамичном развитии российского розничного рынка по сравнению с рынками других стран».

«За последние годы страны с развивающейся экономикой стали самыми перспективными рынками розничного сбыта,― считает руководитель международной группы по работе с предприятиями розничного сектора Deloitte Вики Энг. Латиноамериканские розничные компании возглавили рейтинг, показав 15-процентный рост объема выручки и опередив своих африканских и ближневосточных коллег. Ретейлеры успешно адаптируют свои бизнес-стратегии к растущему спросу потребителей из развивающихся стран, представляющих средний класс, на самый широкий ассортимент товаров ― от средств личной гигиены до бытовой техники и автомобилей».

Торговля развитых стран демонстрирует более скромные успехи

Европейским розничным компаниям в прошлом году опять пришлось несладко: после введения политики жесткой экономии для преодоления кредитного кризиса еврозоны в регион вернулась рецессия, что привело к низкому росту экономики и высокому уровню безработицы во многих государствах ЕС. Выручка немецких и особенно британских ретейлеров выглядела скромно по сравнению с показателями ведущих 250 розничных компаний.

Розничные компании стран Азиатско-Тихоокеанского регио­на (за исключением Японии) показали солидный рост, однако он не достиг впечатляющих двузначных цифр, как в преды­дущие два года. Японские ретейлеры оправились от последствий 2011 финансового года, но пока замыкают список, следуя за всеми остальными странами и регионами.

В США темпы роста объема выручки ведущих 250 американских компаний снизились до 4,3% по сравнению с 6,3% в 2011 финансовом году. В североамериканском регионе в целом и в частности в Канаде объем выручки заметно возрос за счет сети магазинов Alimentation Couche-Tard. В результате сделки по приобретению значительных активов, совершенной в 2012 г., Couche-Tard стала крупнейшей группой компаний, занятой в розничной торговле в Канаде.

Электронная коммерция прочно вошла в элиту мировой торговли

В нынешний отчет впервые был включен список 50 крупнейших мировых компаний, занятых в сфере розничной онлайн-торговли. По данным исследования, более 75% из этих компаний (39) входят в топ-250 крупнейших розничных компаний по всему миру

В 2012 финансовом году значительная часть выручки ведущих 50 компаний по продажам в Интернете (в среднем одна треть от общего объема продаж и других видов деятельности) пришлась на долю электронной коммерции. В число этих компаний попали и те, которые занимаются только интернет-продажами. Подавляю­щее большинство из первых 50 компаний, занятых в розничной онлайн-торговле (42), имеют также и обычные магазины, и только восемь реализуют продукцию исключительно через Интернет. Большинство данных компаний находятся в США (28) и Европе (17), и только пять работают на развивающихся рынках.

Для топ-250 розничных компаний также были проанализированы показатели выручки от розничной онлайн-торговли. Они составили в среднем 7,7% от общего объема их выручки за 2012 финансовый год. Наиболее высокий процент выручки от розничной онлайн-торговли был отмечен в североамериканском регионе, наиболее низкий в европейском. Самый быстрый рост онлайн-продаж наблюдался в АТР, самый медленный в Северной Америке.

Десять крупнейших мировых розничных компаний

Рейтинг объема выручки от розничных продаж

Название компании

Страна происхождения

Объем выручки от розничных продаж за финансовый 2012 г., млн долл.

1

Wal-MartStores, Inc.

США

469 162

2

Tesco PLC

Великобритания

101 269

3

Costco Wholesale Corporation

США

99 137

4

Carrefour S.A.

Франция

98 757

5

TheKrogerCo.

США

96 751

6

SchwarzUnternehmensTreuhand KG

Германия

87 236

7

Metro AG

Германия

85 832

8

TheHomeDepot, Inc.

США

74 754

9

Aldi Einkauf GmbH & Co. oHG

Германия

73 035

10

TargetCorporation

США

71 960

Источник: Deloitte