Крупная розница наступала, продовольствие потеснило несъедобное

| статьи | печать

Итоговые данные Росстата по розничной торговле за минувший год подтвердили известную тенденцию на вытеснение из розницы рынков и ярмарок. Снова «поделились» своей долей в обороте с крупными торговыми организациями также малые и средние предприятия. Но противостоять в этот раз смогли индивидуальные предприниматели, торгующие вне розничных рынков и ярмарок. Логичным было более быстрое замедление роста продаж непродовольственных товаров, чем продовольственных. Однако вышли с обидой из 2013 г. производители водки.

Оборот розничной торговли в 2013 г., по данным Росстата, составил 23668,4 млрд руб., что в сопоставимых ценах составляет рост на 3,9% к 2012 г., в декабре прошлого года — 2519,2 млрд руб., или 3,8% прироста к соответствующему периоду предыдущего года. Напомним, что в 2012 г. розничная торговля выросла на 6,3%. Таким образом, статистика конкретизировала опасения экспертов, что розничный рынок теряет роль последнего ведущего локомотива экономического роста в стране.

Впрочем, с этими общими данными желающие уже могли ознакомиться и познавательнее посмотреть на частности.

Крупная розница гнет, не все ломаются

В ушедшем году оборот розничной торговли на 90,5% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществ­ляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 9,5% (в 2012 г. — 89,4 и 10,6% соответственно), в частности, в декабре 2013 г. — соответственно 90,9 и 9,1% (в декабре 2012 г. — 89,7 и 10,3%).

Нового в этом — только цифры, а тенденция на вытеснение из розницы рынков и ярмарок тянется уже немало лет — с тех пор, как «наверху» решили рыночно-ярмарочную вольницу постепенно прикрывать или загонять под крыши, вплоть до капитальных.

Однако стоит посмотреть и на противоборствующую сторону — в рядах ее согласья тоже нет. Долю на рынке все больше отвоевывает крупный розничный бизнес, и прошлый год это еще раз подтвердил. Структура формирования оборота розничной торговли по хозяйствующим субъектам в 2013 г. сложилась следующая:

  • доля организаций, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, составила 38,1% с приростом относительно 2012 г. на 1,2 п.п.;
  • субъектов среднего предпринимательства — 3,1% и –0,2 п.п. соответственно;
  • малых предприятий — 15,4% и –0,4 п.п.;
  • микропредприятий — 9,1% и –0,1 п.п.

Про розничные рынки и ярмарки выше уже сказано. Но если поднять эту же структуру оборота розницы за 2012 г., то обнаруживается любопытное расхождение: в позапрош­лом году крупная торговля потеснила еще и индивидуальных предпринимателей, ведущих дея­тельность вне розничных рынков и ярмарок, а в 2013-м индивидуалы в обиду себя не дали, нарастив долю в обороте на 0,6 п.п., до 24,8%.

Правда, по этому поводу стоит напомнить, что расхожее представление об индивидуальных предпринимателях как об оборотистых мужичках-одиночках с небольшими оборотами своего бизнеса далеко не всегда верно. Росстат ведь не зря говорит, что эти индивидуалы торгуют не на розничных рынках и ярмарках — редиской там или тапочками.

Тем не менее больше внимания торговая статистика уделяет не им, а розничным сетям, хотя их обороты пока меньше, чем у индивидуалов.

В сетях

Росстат сообщил, что в декаб­ре 2013 г. розничные торговые сети формировали в среднем по Российской Федерации 21,5% общего объема оборота розничной торговли против 22% в декабре 2012 г. Любопытный факт, учитывая, что крупный торговый бизнес в целом долю на рынке расширил. Вероятной причиной декабрьского сокращения удельного веса сетей в обороте розницы может быть то, что через них реализуются большие объемы дорогостоящих непродовольственных товаров длительного пользования — холодильников, телевизоров, стиральных машин, мебели и пр., а прошлый год ускорению роста реализации таких товаров не сопутствовал — Центробанк давил на банки по поводу закредитованности населения, те охладили пыл ускорения розничного кредитования, реальные зарплаты и доходы росли медленнее, чем в 2012-м, да и в целом чем ближе к концу минувшего года, тем больше возникало предчувствие надвигающейся стагнации в экономике. Словом, многим стало не до крупных покупок. Другое дело — продукты питания. В обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделия­ми удельный вес торговых сетей составил 25,4 против 24,9% в декабре 2012 г.

…а кушать хочется всегда

В структуре оборота розничной торговли доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в 2013 г. составила 47%, непродовольственных товаров — 53%. Для сравнения: в 2012 г. — 46,6 и 53,4% соответственно. Таким образом, сдвиг в сторону продуктов в потребительских расходах коснулся не только торговых сетей. Произошло это в результате более быст­рого торможения прироста оборота непродовольственных товаров, чем продовольственных — на 3,6 п.п., до 5% против 1,1 п.п., до 2,5% соответственно. Причины названы выше. Но поскольку Росстат оперирует декабрьскими данными, к ним и стоит обратиться. Тем более что декабрь — месяц особенный, предновогодний, розничной торговле он, известно, «годовой план делает». Делал он его и в 2013-м, только скромнее.

В связи с повышением покупательского спроса перед праздниками, проведением новогодних ярмарок и распродаж в организациях розничной торговли, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, относительно ноября из непродовольственных товаров реализация телевизоров увеличилась на 72% — против 76% прироста в декабре 2012 г., компьютеров — на 61 (65% соответственно), мобильных телефонов — на 41 (53%), стиральных машин, холодильников и морозильников — на 32% (в декаб­ре 2012 г. оборот продаж стиральных машин вырос на 57%, холодильников и морозильников — на 46%).

При этом прирост продаж легковых автомобилей в декабре 2013 г., по данным Росстата, составил к ноябрю 23%. Цифра весомая, но соответствующий показатель в годовом докладе статведомства за позапрошлый год не назван. Известно, что в годовом выражении продажи легковых автомобилей в России в декабре 2013 г. действительно увеличились. Так, по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса прирост новых легковых и легких коммерческих автомобилей в декабре составил 4% против 1% в декабре 2012 г. Но декабрь — месяц распродаж, со значительными скидками на автомобили, произведенные в уходящем году. И то, что в декабре прошлого года темп прироста реализации таких авто вырос в годовом сопоставлении вчетверо, скорее настораживает, чем обнадеживает.

К «предпраздничным» декабрьским показателям продажи продуктов питания тоже стоит присмотреться. В организациях розничной торговли, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в декабре 2013 г. по сравнению с предыдущим месяцем Росстат отметил рост продажи рыбы и морепродуктов на 50% (а в декабре 2012 г. — на 60%), свежих фруктов — на 36 (45% соответственно), кондитерских изделий — на 34 (41%), свежих овощей и свежего картофеля — соответственно на 29 и 27% (на 38 и 28% — тоже соответственно), мяса и продуктов из мяса, сыров, чая, яиц, соли — на 18—24% (оборот аналогичного набора продуктов в декабре 2012 г. вырос к ноябрю на 18—27%).

Однако в целом для рынка пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий ушедший год относительно благополучен. Откровенно неудачным его могут считать, видимо, легальные производители алкогольных напитков (насчет торговли ими — еще вопрос) — в абсолютном алкоголе, по оперативным данным, официальные продажи упали на 1,8%, и прежде всего это касается водки и ликеро-водочных изделий, реализация которых в годовом сопоставлении сократилась на 7% (в декабре — на 8,6%).

Поверхностная причина этого явления — жесткий рост акцизов на крепкий алкоголь. Кстати, и прирост продажи коньяков и коньячных напитков в прош­лом году составил всего 0,1% против 6,9% в 2012-м. Припоминается прошлогоднее исследование НИУ ВШЭ, согласно которому весомое подорожание крепкого алкоголя отвадило часть россиян крепко выпивать. Если так — хорошо! Но помнятся и заявления в СМИ производителей известных водочных брендов, выпуск которых периодами падал почти до 50%, что нелегальные производители водки замещают на рынке розницы освобождающуюся нишу дешевым «самопалом».

Но эта тема — для пристального анализа соответствующих госорганов, по определению озабоченных наполнением бюджета страны и, несомненно, здоровьем пьющих россиян.

Рано вешать нос

А закончить хочется все-таки на мажорной ноте. Ее запустил недавно в унылое информпространство исследовательский холдинг «Ромир».

С учетом инфляции, которая в 2013 г. составила, по данным Росстата, 6,5%, можно говорить о росте реальных расходов на повседневное потреб­ление в размере 2,8%. Эти показатели — 9,5% номинального роста и 2,8% реального — в точности совпадают с данными Росстата по изменению оборота розничной торговли. Здесь особенно хочется подчеркнуть, что мы говорим о росте потребления. И в реальном, и в номинальном выражении. Да, его темпы существенно снизились по сравнению с 2009—2012 гг. Но это все же рост потребления, а не его сокращение.

А с учетом того, что совокупная емкость рынков продуктов питания и непродовольственных товаров повседневного спроса (фармацевтических, хозяйственных, галантерейных, парфюмерных и т.д.) составляет порядка 15 трлн руб. в год, номинальный рост на 9,5% означает прирост стоимостного объема на 1,5 трлн руб. за год. Это более 2% российского ВВП в масштабе цен 2013 г. То есть только рынки повседневных товаров способны обеспечить номинальный рост ВВП на 2% за год.

Такой же вклад, если не более, могут сделать рынки товаров длительного пользования. Не менее 1% номинального прироста ВВП в 2014 г. может обеспечить сектор потребительских услуг. Итого на долю потребительского сектора в 2014 г. может прийтись не менее 5% номинального роста ВВП из примерно 8% ожидающихся по экономике в целом. При инфляции в 5—5,5% это может дать около 2,5% реального роста экономики России (ВВП) в 2014 г. Довольно скромный показатель на фоне былых (в 2010—2012 гг.) 3,5%, но все же лучше прошлогодних 1,3%, при­ободряют эксперты «Ромира».

Спасибо им…

Оборот розничной торговли торгующих организаций и продажа товаров на розничных рынках и ярмарках


2013 г.,

Декабрь 2013 г., млрд руб.

В %

Справочно

млрд руб.

в % 2012 г.


к декабрю 2012 г.

к ноябрю 2013 г.

2012 г. в % к 2011 г.

декабрь 2012 г. в % к декабрю 2011 г.

к ноябрю2012 г.

Всего

23668,4

103,9

2519,2

103,8

119,4

106,3

105,0

120,1

в том числе:









оборот розничной торговли торгующих организаций*

21430,1

105,2

2289,4

105,2

119,9

107,5

106,0

120,7

продажа товаров на розничных рынках и ярмарках

2238,3

92,7

229,8

92,4

113,8

97,6

97,2

115,2

* Включая индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность вне рынка.

Источник: Росстат