Родство между представителями заказчиков и поставщиков может привести к недействительности госконтракта

| статьи | печать

Закон о федеральной контрактной системе вступит в силу только с начала следующего года, а в него уже сейчас вносят поправки. На этот раз законопроект содержит предложения заменить возможность на обязанность суда признать недействительным контракт, заключенный между государственными, муниципальными заказчиками и коммерческими организациями, если в последних крупными акционерами или руководящими работниками являются близкие родственники руководителей заказчиков.

Вместе с вступлением в силу 1 января 2014 г. Феде­рального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О кон­трактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон) могут быть установлены ограничения на заключение контрактов, в которых имеется личная заинтересованность должностных лиц государственных и муниципальных заказчиков.

Соответствующий проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“» подготовлен Минэкономразвития России и сейчас проходит процедуру оценки регулирующего воздействия на портале regulation.gov.ru. Свои предложения можно направить до 6 ­ноября 2013 г. по электронному адресу pleskov@economy.gov.ru или по почтовому адресу: 115324, г. Москва, Овчинниковская наб., д. 18/1.

Напомним, что, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает 1 млрд и 100 млн руб. для обеспечения федеральных нужд и нужд субъекта РФ (муниципалитета) соответственно, участник закупки должен будет с 1 января предоставлять заказчику сведения о следующих лицах (ч. 19 ст. 34 Закона, п. 1 постановления Правительства РФ от 04.09.2013 № 775 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию»):

■ о выгодоприобретателях (физических лицах, владеющих более чем 10 % голосующих акций либо соответствующей долей в уставном капитале общества);

■ единоличном исполнительном органе общества (директоре, генеральном директоре, управляющем, президенте и других);

■ членах коллегиального исполнительного органа общества;

■ руководителе (директоре, генеральном директоре) учреждения или унитарного предприятия либо об иных органах управления организаций — участников закупки.

Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию Мин­экономразвития России, если с указанными выше лицами или с заключившим контракт индивидуальным предпринимателем состоят в браке либо являются близкими родственниками (родителями, детьми, дедушкой, бабушкой или внуками), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, усыновителями или усыновленными следующие лица (ч. 22 ст. 34 Закона):

■ руководитель заказчика;

■ член комиссии по осуществлению закупок;

■ руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий.

При этом суд должен будет установить личную заинтересованность указанных должностных лиц заказчика в заключении и в исполнении такого контракта в виде возможности получения ими доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, а также иной выгоды для себя или для третьих лиц.

Разработчики предлагают такую возможность признания судом контракта недействительным, как это установлено в пока еще не действующем Законе сейчас, заменить на обязательность признания контракта недействительным при родстве его сторон.

Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, его принятие позволит создать механизм превентивного ограничения на заключение контрактов, по сути, между близкими родственниками.

Законопроект был разработан во исполнение подп. «г» п. 3 поручений Президента РФ от 26.12.2011 № Пр-3884 и от 31.01.2013 № Пр-145.