Опять полномочия. И снова без денег

| статьи | печать

Изменения сразу в три статьи Закона о местном самоуправлении (от 06.10.2003 ­­№131-ФЗ) в очередной раз расширили круг вопросов местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов. И опять без финансового обеспечения.

Отныне полномочия органов местного самоуправления распространяются еще на сферу межнациональных отношений. Соответствующие изменения в муниципальное законодательство внесены Федеральным законом от 22.10.2013 № 284-ФЗ (см. табл.). Экспресс-опрос о новациях в законодательстве поразил единодушием муниципальных служащих. На вопрос редакции они дружно ответили… вопросом: «А на какие деньги:

■ создавать условия для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, и осуществлять профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов (поселения);

■ разрабатывать и осуществлять меры, направленные на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, и обеспечивать профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов (муниципальные районы и городские округа)?»

Что немцу хорошо — русскому не дозволено

В самом деле, даже аренда громкоговорителей на массовое мероприятие требует денег. Автору этих строк довелось увидеть день национальных кухонь «Миграция и интеграция» в маленьком городке на юге Германии. Свои столы и на свои средства накрыли на площади у ратуши национальные диаспоры. Электрические и газовые плиты, передвижные санитарно-гигиенические пунк­ты поставила им мэрия. Она же оплатила электричество, газ, воду. Городской бюджет рассчитался также за сооружение сцены, аренду микрофонов, динамиков с диджеями, за концерт артистов и национальных талантов, призы для юных дарований. На вопрос о затратах мэр ответил, что лучше опустошить муниципальную казну, чем допустить погромы и поджоги авто, как было в пригородах недалекого от них Парижа.

В Европе у местной власти есть бюджетная автономия, чего нет у наших муниципий. Даже если появится копейка, надо соблюсти принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, что согласно Бюджетному кодексу РФ означает достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (ст. 34).

На взгляд президента Европейского клуба экспертов местного самоуправления доктора экономических наук и кандидата юридических наук Эмиля Маркварта, вопрос не столько в финансовом обеспечении нового полномочия, а в том, что оно имеет как минимум два гораздо более важных принципиальных порока. Первый — концептуальный: местное самоуправление в очередной раз «нагрузили» полномочиями, не свойственными природе самого института. Второй — политический: государство торопится «свалить» на местное самоуправление любые задачи, которые оно провалило. Потребовался «стрелочник» для ситуаций от «Хромой лошади» в Перми до Бирюлева в Москве.

За базар ответишь

Мера ответственности местной власти за сферу межнацио­нальных отношений не замедлила появиться вместе с новой нагрузкой. Введенная в законодательство четыре года назад новая статья об удалении главы муниципального образования в отставку дополнена еще одним основанием для отстранения от должности муниципальных руководителей по инициативе муниципальных депутатов или высшего должностного лица субъекта Федерации.

С 24 октября, со дня вступле­ния в силу последних (пока!) изменений в муниципальное законодательство, местного главу можно удалить не только за его собственные прегрешения, но и за промахи местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления, других подведомственных организаций в сфере межнациональных, межэтничес­ких и межконфессиональных отношений.

Одновременно дополнительной ст. 14.2 в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» (от 02.03.2007 № 25-ФЗ) расширен круг обязаннос­тей муниципальных служащих (см. «К сведению»). Символично, что новому положению предшествуют ст. 14 «Запреты, связанные с муниципальной службой» и ст. 14.1 «Урегулирование конфликта интересов на муниципальной службе».

А пункт 3 ч. 1 ст. 12 этого же закона теперь гласит, что муниципальный служащий обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, а также права и законные интересы организаций. Прежняя редакция требовала: «соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций».

Председатель Всероссийского совета местного самоуправления, депутат Государственной Думы РФ Вячеслав Тимченко считает, что закон значительно расширил перечень обязаннос­тей муниципальных служащих и четко прописал юридическую ответственность. В то же время, по его словам, необходимо сбалансировать полномочия всех трех уровней власти таким образом, чтобы не свалить решение проблем на плечи муниципальных образований.

Похоже, расширяется повестка дня открывающегося на будущей неделе Всероссийского съезда муниципальных образований. Только хватит ли у местной власти духа возвысить голос в свою защиту, ведь такая вольность может иссушить межбюджетные потоки муниципиям из региональных бюджетов, благополучие которых в свою очередь зависит от трансфертов из федерального бюджета?

Изменения в муниципальном законодательстве

Вопросы местного значения:

Ответственность:


поселения

муниципального района

городского округа

7.2) создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнацио­нального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию миг­рантов, профилактику межнациональной (меж­этнических) конфликтов.

6.2) разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.

7.2) разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и конфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории городского округа, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (меж­этнических) и межконфессиональных конфликтов.

Основаниями для удаления главы мунипального образования в отставку являются:

…5) допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органанами и должностными лицами местного самоуправления и подведомвенными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов.

Источник: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131­-ФЗ (ред. от 22.10.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

к сведению

Статья 14.2. Требования к служебному поведению муниципального служащего

1. Муниципальный служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам и организациям, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допус­кать предвзятости в отношении таких объединений, групп, организаций и граждан;

3) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

4) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных и религиозных объединений и иных организаций;

5) проявлять корректность в обращении с гражданами;

6) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

7) учитывать культурные и иные особенности различных этничес­ких и социальных групп, а также конфессий;

8) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

9) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету муниципального органа.

2. Муниципальный служащий, являющийся руководителем, обязан не допускать случаи принуждения муниципальных служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных и религиозных объединений.

Источник: Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 22.10.2013) «О ­муниципальной службе в Российской Федерации»