Бизнес считает, что четвертый антимонопольный пакет — это уже перебор

| статьи | печать

ФАС России решила доработать уже внесенный в Госдуму и принятый в первом чтении законопроект совершенно новыми нормами. Иными словами, бизнес, возможно, ждет полноценный четвертый антимонопольный пакет. Но уже сейчас предлагаемые коррективы не устраивают многих. По мнению предпринимателей, новации, которые антимонопольная служба намерена внести в законодательство, избыточны, нецелесообразны и не основаны на мировой практике.

Федеральная антимонопольная служба в начале ноября должна передать на рассмотрение правительства поправки к законопроекту № 199585-6 «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“», принятому Государственной Думой еще в марте этого года в первом чтении. Текст поправок опуб­ликован на сайте ФАС России. Изначальная редакция законопроекта предполагала лишь исключение уведомительного контроля сделок экономической концентрации для средних предприятий.

Но этот законопроект был выбран антимонопольным органом для того, чтобы применить известную думскую технологию, когда к одобренному в первом чтении документу «прицепляются» в качестве поправок новые и неожиданные нормы. В ­результате законопроект разбух в несколько раз и вместо удовлетворения стал вызывать у представителей бизнеса острое беспокойство.

Правда, предложения ФАС России нельзя назвать совсем уж внезапными. Рассматриваемый проект поправок к законопроекту № 199585-6 вызвал споры в правительстве и три раза возвращался из Белого дома в ФАС России для доработки и урегулирования разногласий с бизнесом.

Договориться с предпринимателями и представить согласованную версию поправок ведомство Игоря Артемьева должно было к 25 октября. Но антимонопольщики и активисты от бизнеса к консенсусу так и не пришли. Эксперты объединения предпринимателей «Деловая Россия» выделили несколько самых спорных новаций. Среди них предложение перестать считать допустимыми и те соглашения о совместной деятельности, которые ведут к техническому прогрессу и выгодам для потребителей (сейчас это разрешено ст. 13 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», далее — Закон о защите конкуренции). По мнению предпринимателей, если такие соглашения перестанут быть допустимыми, это подорвет и без того слабые стимулы к инвестированию в высокотехнологичные отрасли экономики.

Необоснованной считают предприниматели и норму о введении правил недискриминационного доступа к товарам субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке. По их мнению, это противоречит ст. 426 ГК РФ «Публичный договор».

Самой неприемлемой новацией представители «Деловой России» считают введение регулирования правил торговой практики, а по сути — всей коммерческой деятельнос­ти компании. Это собственная разработка российских антимонопольщиков: в мировой практике опыта подобных мер нет. По мнению бизнесменов, необходимость опубликования практик только поможет образованию картелей. Желающим даже не придется тайно договариваться о чем-то между собой, достаточно продуб­лировать практики друг друга. Усиливает беспокойство бизнеса и то, что ФАС России хочет предусмот­реть возможность выдавать предписание на разработку правил торговой практики не только после нарушения — за дискриминацию, но и по результатам рассмотрения ходатайств.

Не менее опасно желание ФАС России легитимизровать свою практику трактовки соглашений между продавцом и покупателем как картельных сговоров, что позволяет применять к ним более жесткие санкции, в том числе и уголовную ответственность. Но такие соглашения не могут быть признаны картелями, поскольку по своей сути являются вертикальными. По мнению бизнеса, реализация этой поправки усилит возможность злоупотреблений со стороны антимонопольных органов.

Не проработанным названо и предложение распространить запрет на злоупотребление доминирующим положением на действия по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной дея­тельности, если такими действиями определяются условия обращения товара.

Странной выглядит норма, исключающая из претендентов на получение государственных и муниципальных преференций те компании, у которых выручка от субсидируемой деятельнос­ти составляет менее 75%. Ведь таким образом будут дискриминированы мультипродуктовые компании, а монопродуктовые получат не­обоснованное конкурентное преимущество.

Не нравится бизнесу и то, что новые процедуры «апелляционного» пересмотра решений по делам о нарушении антимонопольного законодательства, принятых территориальными управлениями ФАС России в центральном аппарате, предполагают только заочную форму, без вызова сторон по делу. Предприниматели хотели бы, чтобы механизм обжалования был более прозрачным.

По мнению, высказанному экспертами «Деловой России» в презентации «Опасности четвертого антимонопольного пакета», принятие предлагаемых ФАС России поправок значительно ухудшит положение предпринимателей и негативным образом скажется на инновациях и привлечении инвестиций. Лучшим вариантом развития работы антимонопольной службы они считают перенесение фокуса ее интересов с малого и среднего бизнеса на действительно крупный и более широкое применение анализа рынка при вынесении решений. Пока же, по их подсчетам, более 90% решений ФАС России направлены как раз против конкуренции: возбуждены против малых и средних предприятий и (или) необоснованны.

В «Деловой России» уверены, что на самом деле Закон о защите конкуренции нуждается совсем в других поправках. Во-первых, малый бизнес не должен признаваться монополистом (ст. 10 Закона о защите конкуренции не должна распространяться на субъекты МСП) и все соглашения субъектов МСП между собой, за исключением ценовых картелей и сговоров на торгах, должны стать допустимыми. Так же, как и соглашения компаний с долей рынка менее 20%. Во-вторых, необходимо либерализовать контроль слияний: не согласовывать все сделки внутри группы лиц, приобретение среднего бизнеса (с активами до 1 млрд руб.) и небольших компаний крупными иностранными фирмами. Еще бизнес хотел бы обязать ФАС России проводить и публиковать анализ рынка в каждом решении.

В-третьих, главное желаемое изменение — сократить в десять раз количество дел и рассматриваемых ходатайств. Но даже после этого их число будет больше, чем в США.