Нормы о защите конкуренции хотят существенно подправить

| статьи | печать

Госдума в первом чтении рассмотрела несколько альтернативных законопроектов о внесении изменений в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», из которых приняты только 3.

Одним из одобренных законопроектов расширяется перечень субъектов, с которыми договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, могут заключаться без проведения торгов, конкурсов или аукционов. К ним предлагается отнести торгово-промышленные палаты, государственные и муниципальные учреждения, государственные корпорации. При этом предлагается сократить срок для рассмотрения антимонопольным органом ходатайств при передаче государственного или муниципального имущества без проведения торгов с 2 месяцев до 30 дней.

Законодатель отреагировал на кризисные изменения в экономике, когда малый бизнес поставлен в невыгодные условия перед своими собратьями, занимающимися «приоритетными видами деятельности». Кстати, в каждом субъекте набор приоритетных видов деятельности разный и определяется самим субъектом на основе анализа рынка. В соответствии с действующей в настоящее время нормой подп. 6 п. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции претендовать на государственную и муниципальную помощь могут, в частности, представители малого бизнеса, занимающиеся приоритетной для субъекта РФ деятельностью.

Законопроект предлагает исключить условие – занятие приоритетными видами деятельности – и предоставить право на господдержку всем без исключения малым предприятиям.

Напомним, что под упомянутой помощью понимается – предоставление госвластью и органами местного самоуправления преимуществ путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке (п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции). При этом другим законопроектом предложено заменить понятие «помощь» на понятие «преференции», при этом субъекты предоставления преференций остались прежними, а вот само определение «понятие» изменено. Предлагается понимать под ним преимущество, предоставляемое отдельным хозяйствующим субъектам, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав либо предоставления имущественных льгот.

Предложено продолжить п. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции нормой, позволяющей претендовать на гос- или мунициальную помощь некоммерческим организациям, перед которыми стоят социальные, благотворительные, культурные, научные и управленческие цели, а также цели охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных потребностей граждан, защиты их интересов, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи и пр. Другими словами, близится время, когда для занятия перечисленными видами деятельности можно будет получить гос- или муниципальное имущество или средства на выгодных условиях.

Законопроект уточняет порядок определения монопольно высокой (низкой) цены товара (ст. 6 Закона о защите конкуренции), предусматривая возможность использования затратного критерия при отсутствии на территории Российской Федерации сопоставимого товарного рынка. В соответствии с изменениями цена может быть признана монопольно высокой, «если она превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли». И наоборот, цена может быть признана монопольно низкой, если цена товара ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов.

Проектом предложено закрепить норму, в соответствии с которой не признается монопольно высокой или низкой цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного органом регулирования естественной монополии.

Также законопроектом предлагаются и другие изменения, касающиеся группы лиц, создания дискриминационных условий субъектами естественных монополий, разграничения безусловных запретов на заключение соглашений и (или) совершение согласованных действий конкурирующих хозяйствующих субъектов и хозяйствующих субъектов, не являющихся конкурентами.

Предполагается ужесточить требования к действиям органов власти путем введения запрета на предоставление государственной и (или) муниципальной преференции (ст. 15 Закона о защите конкуренции), за исключением случаев, установленных гл. 5 этого же Закона.

Законопроект исключает необходимость предварительного согласования в рамках контроля экономической концентрации сделок по приобретению земельных участков, зданий, строений, объектов незавершенного строительства.

Третий законопроект предлагает изменения в ряд федеральных законов, регулирующих деятельность, в частности, в банковской, страховой, биржевой и других сферах.

(Проекты № 144206-5, 148357-5, 148378-5)