Российский рынок планшетов увеличился более чем вдвое

| статьи | печать

Появившись на рынке относительно недавно, планшетные компьютеры уверенно завоевывают популярность среди российских покупателей, демонстрируя все более высокие показатели продаж. По данным компании IDC, за II квартал текущего года в Россию было поставлено около 1,96 млн планшетов, что на 156% превосходит результат аналогичного периода 2012 г.

Для сравнения приведем представленную IDC динамику российского рынка персональных компьютеров. Поставки настольных ПК во II квартале сократились почти на 8,2% относительно прошлого года и составили чуть более 785 000 штук. Сегмент ноутбуков сократился на 45,3% по сравнению с показателями II квартала 2012 г., а сами поставки составили 1,69 млн штук. «В целом динамика рынка во II квартале — продолжение снижения показателей, что может говорить о медленной распродаже складских запасов старых моделей, а также о постепенно приближающемся периоде экономичес­кой рецессии. Конкуренция со стороны производителей планшетов продолжает ужесточаться, уводя все больше потребителей в этот сегмент рынка из категории ноутбуков», — отметила аналитик IDC Наталья Виноградова.

По данным компании «Связной», в целом за 1-е полугодие 2013 г. в России продано порядка 2,5 млн планшетных компьютеров, что на 215% больше по сравнению с аналогичным перио­дом прошлого года. При этом доля планшетов в продажах мобильных компьютеров в 1-м полугодии превысила 40%, продемонстрировав рост более чем в 22 п.п.

Рост популярности планшетов связан со значительным снижением среднего чека: по данным компании «Связной», средняя стоимость устройств в 1-м полугодии 2013 г. уменьшилась на 34% и составила 12 527 руб. против 18 854 руб. в 1-м полугодии 2012 г. Среди основных факторов, влияющих на стоимость устройств, аналитики отметили прежде всего вывод широких линеек новых моделей в бюджетный сегмент, а также такие параметры, как размер экрана, объем памяти и разнообразие функций.

Так, по итогам 1-го полугодия 2013 г. доля планшетных компьютеров в ценовой категории до 15 000 руб. составила 64% от общероссийского объема рынка, что на 25 п.п. превышает показатель аналогичного периода 2012 г. Сегодня планшет можно купить уже за 3000 руб.

Н. Виноградова подчеркнула, что потребители продолжают отдавать предпочтение компактным устройствам, ориентированным на использование приложений. Это не означает, что они готовы отказаться от полноценной вычислительной системы. Однако, дальнейшее удешевление технологий и, как следствие, снижение цен будет способствовать росту популярности планшетных устройств.

Напомним, что по итогам 2012 г. продажи данной категории портативной электроники выросли на 288%, таким образом, темп роста в 1-м полугодии 2013 г. незначительно сократился, оставшись, однако, очень высоким. Столь значимый рост достигается прежде всего за счет высоких темпов роста продаж в регионах. Темпы роста продаж в Москве и Петербурге чуть ниже темпов роста сектора в целом — рынок в столицах начинает подходить к более зрелой фазе, которая характеризуется большей конкуренцией и умеренным ростом.

Рост продаж планшетов провоцирует увеличение рынка приложений для них: в прошлом году этот сектор в России составил 25,6 млн долл. К 2016 г. его объем, по прогнозам экспертов J'son & Partners Consulting, вырастет до 487,4 млн долл.

Планшетные ПК часто используются по аналогии с мобильными телефонами, только они, как правило, идут как вспомогательные устройства, не отменяющие использования мобильного телефона. Некоторые функции пользователю удобнее решать на планшете, к примеру, просмотр видео, серфинг в Интернете, серфинг в социальных сетях. К тому же данные устройства часто используются для решения бизнес-задач, например, многие торговые представители и мерчендайзеры используют планшет как основной рабочий инструмент, с помощью которого они коммуницируют со своим офисом, отправляют заказы, пересылают отчеты, фотоотчеты и т.д.

Аналитики сходятся на мнении, что значимый рост продаж планшетов в России продолжится за счет целого ряда факторов. Высокими темпами будут увеличиваться продажи в регионах, где рынок еще не столь насыщен, как в крупных городах. Кроме того, все производители данных устройств двигаются в сторону повышения их производительности, что будет стимулировать дальнейшее вытеснение нетбуков и ноутбуков планшетными компьютерами. Будут активно развиваться и офисные решения на базе ­планшетов.