1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2964

Россиянам обещают сделать Интернет доступнее

Министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров рассказал о планах ведомства по развитию Интернета в России. Среди глобальных задач, которые Минкомсвязь обязуется реализовать до 2018 г., — предоставление качественного доступа в сеть, безопасного для детей и свободного для взрослых. Чиновники рассчитывают, что ежегодный прирост российских пользователей Интернета 4G будет составлять 20 млн человек. На сегодняшний день по количеству интернет-пользователей Россия — первая в Европе и шестая в мире. Аудитория Рунета — порядка 65 млн человек в возрасте от 18 лет.

Основные направления государственной политики по развитию Рунета будут прописаны в Стратегии развития Интернета в России до 2018 г. Проект этого документа был представлен в ходе 17-го Российского интернет-форума «РИФ+КИБ 2013».

Как заявил на открытии конференции Н. Никифоров, среди глобальных задач, которые Минкомсвязь обязуется реализовать до 2018 г., отдельным пунктом стоит предоставление качественного интернет-доступа, безопасного для детей и свободного для взрослых. Ежегодный прирост пользователей интернета 4G должен составлять 20 млн человек, каждый год более 5 млн семей должны получать возможность подключаться к фиксированному Интернету на скорости 100 Мбит/с. Увеличение количества пользователей, подключенных к высокоскоростному Интернету, произойдет за счет новых каналов оптоволоконной системы, которые Минкомсвязь России интенсивно наращивает.

Среди других направлений работы, которые выделил министр, — развитие логистики. Глава Минкомсвязи признал, что почтовое предприятие оказалось не готово к нарастающему объему посылок, в том числе поступающих из-за рубежа. Поэтому ведомство намерено провести серьезную реструктуризацию Почты России, чтобы сделать из нее эффективно работающую товаропроводящую сеть. «Если к 2015 г. мы достигнем уровня США, у которого отношение интернет-торговли к розничной торговле составляет 10%, то оценка нашего рынка будет равна 3 трлн руб. Это совершенно фантастические цифры и прекрасная возможность для развития бизнеса», — подчеркнул Н. Никифоров. Он поставил перед участниками рынка задачу ежегодно в три раза превышать темпы роста ВВП.

По словам директора Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергея Плуготаренко, на сегодняшний день аудитория Рунета составляет порядка 65 млн человек в возрасте от 18 лет, притом что несовершеннолетние пользователи и их безопасность — серьезный вопрос, который требует конструктивной проработки. По данным РАЭК, 75% взрослых и 58% детей учились пользоваться Интернетом самостоятельно, поэтому, говоря об угрозах и их защите, стоит учить их интернет-пользованию и грамоте, а не вводить регуляторно-запретительные меры и фильтрацию.

По количеству интернет-пользователей Россия — первая в Европе и шестая в мире. Средний пользователь проводит в Рунете порядка 100 минут в день, при этом вовлеченность пользователей в соцсетях в России самая высокая по сравнению с миром, также популярны ­почта, поиск, знакомства.

Участники рынка считают, что основной тренд, который сохранится и в текущем году, — всеобщая мобилизация, Интернет окончательно перешел в зону карманной доступности. Ежедневно 18 млн человек пользуются мобильным Интернетом с приростом 33% аудитории по итогам 2012 г., при этом 1,2 млн человек пользуются только мобильным Интернетом. Самый популярный девайс, через который осуществляется вход в Интернет, — смартфон (им пользуются порядка 80% россиян).

Вместе с ростом числа интернет-пользователей становится больше рекламный рынок Рунета. В 2013 г. он увеличился на 35% по по сравнению с прош­лым годом и составил 56 млрд руб. Для сравнения, по данным международного некоммерческого партнерства по содействию развития интерактивной рекламы IAB и агентства PwC, рынок онлайн-рекламы США вырос за аналогичный период на 15% — до 36,6 млрд долл.

Эти цифры свидетельствуют, что отечественный рынок интернет-рекламы еще далек от насыщения. Есть куда рас­ти и другим сегментам. Объем венчурных инвестиций в российские стартапы, значимую долю среди которых занимают интернет-проекты и разработчики веб-технологий, РАЭК оценил по итогам прошлого года в 792 млн долл. Объем российской игровой индустрии — в 41,9 млрд руб. Кроме того, объем продаж мобильных приложений в России в 2012 г. составил порядка 160 млн долл.

Драйвером останется интернет-торговля

Все эти сектора будут активно расти в ближайшие годы, но локомотивом развития отрасли останется онлайн-торговля. По различным оценкам объем рынка интернет-торговли в России в 2012 г. составил от 320 млрд до 405 млрд руб.

По оценке INFOLine, сегодня доля онлайн-продаж в России в разы меньше, чем в других странах с крупными розничными рынками, и по итогам 2012 г. составляет 1,9% от общей величины розничного товарооборота. Низкая концентрация рынка и отсутствие безоговорочных лидеров в ряде товарных сегментов рынка, с одной стороны, привлекает зарубежных инвесторов и игроков, с другой — означает пока еще не оформившиеся предпочтения целевой аудитории и относительно низкую лояльность к интернет-магазинам.

По данным ежегодного исследования российского рынка интернет-торговли компании InSales.ru, самыми популярными категориями товара по обороту в 2012 г. стали электроника и бытовая техника (76,5 млрд руб.), одежда, обувь (60,1 млрд руб.), компьютеры, ноутбуки, комплектующие (45,6 млрд руб.), мобильные телефоны (21,7 млрд руб.) и детские товары (18,8 млрд руб.).

Самыми быстрорастущими категориями 2012 г. стали следующие сегменты: товары для дома (рост на 104%), косметика и парфюмерия (+95%), зоотовары (+93%), подарки (+85%), мобильные телефоны (+83%). Вместе с тем наблюдалось падение спроса на покупку купонов. По отношению к прошлому году объем рынка групповых покупок снизился на 39%, тогда как в 2011 г. рост составлял порядка 200%. На рынке книжной продукции также наблюдался небольшой спад (на 7% по отношению к 2011 г.).

«На рынке интернет-торговли наблюдается бум продаж товаров для дома. Подобный бум мы могли наблюдать в США два-три года назад. В обоих случаях рост сегмента можно объяснить отсутствием явного лидера в отрасли, большим спросом на данную товарную категорию и большим количеством небольших интернет-магазинов, которые вышли на рынок, поднимая этот спрос», — объяснил Артем Соколов, директор по развитию компании InSales.ru. По его словам, то же самое можно наблюдать и в сегментах «косметика и парфюмерия» и «зоотовары». На рынке отсутствует крупный монополист, вследствие чего появляется большое количество мелких ретейлеров.

Иностранцы спешат на российский рынок

К слову сказать, в топ-30 интернет-магазинов Рунета в прошлом году также произошли существенные изменения. Лидером рейтинга стал интернет-гипермаркет Ozon.ru, переместившись на одну позицию вверх. Ozon.ru сместил с этой позиции лидера последних двух лет — компанию «Утконос», которая заняла третью позицию. Значительно улучшили свои позиции интернет-магазины wildberries.ru и lamoda.ru, поднявшись в рейтинге, соответственно, на вторую и четвертую строчки.

«Действительно, за последние пару лет произошел взрывной рост числа интернет-магазинов одежды, подарков, косметики, товаров для дома и интерьера. За 2012 г. количество клиентов наших интернет-магазинов выросло вдвое: с 1250 до 2500. Вопреки прогнозам некоторых аналитиков, предрекавших существенное замедление темпов рос­та интернет-торговли начиная с 2012 г., хотел бы отметить, что рост продолжается прежним темпами: 35—40% в год», — отметил Тимофей Горшков, генеральный директор компании InSales.ru.

Согласно прогнозу InSales.ru, в текущем году все большую конкуренцию на российском рынке будут составлять международные интернет-магазины. С мая русскоязычный сайт с ценами в рублях запустил крупный интернет-ретейлер Asos. Еще месяцем раньше предприя­тие организовало экспресс-доставку до России. По итогам 1-го полугодия 2012—2013 финансового года наша страна стала для Asos пятым по выручке рынком (после США, Австралии, Франции и Германии). При этом средний чек российских покупателей — один из самых больших на международных рынках Asos.

Планирует русификацию еще один крупный игрок на международном рынке интернет-торговли — Amazon. Напомним, что в 2011 г. русский сайт запустил американский интернет-аукцион eBay. Летом 2012 г. eBay открыл представительство в Москве. В результате по сравнению с 2011 г. оборот eBay в РФ стал больше на 54%, число покупателей — на 75%. .

Несмотря на экспансию международных компаний, у российских игроков есть все шансы сохранить лидерство во всех сегментах за счет более оперативного решения задач доставки, постоянного расширения ассортимента и маркетинга, учитывающего российскую специфику.

Рейтинг стран по числу интернет-пользователей

1 Китай

2 США

3 Индия

4 Япония

5 Бразилия

6 Россия

7 Германия

8 Индонезия

9 Великобритания

10 Франция

Источник: РАЭК, Internet World Stats