Доплата за работу во вредных условиях не зависит от включения должности в отраслевой перечень

| статьи | печать

Верховный суд РФ принял решение, с которым стоит ознакомиться работодателям. ­Судьи разъяснили, что повышение окладов для сотрудников, занятых на работах с вредными условиями труда, положено независимо от того, включены ли их должности в специальные отраслевые перечни или нет (решение ВС РФ от 04.06.2013 № АКПИ13-411).

Трудовой кодекс РФ устанавливает правило о выплате оклада в повышенном размере сотрудникам, занятым на работе с вредными (опасными) условиями (ст. 147, 219 ТК РФ). Минимальные размеры таких надбавок и условия их назначения должны устанавливаться Правительством РФ, а конкретные размеры — работодателем в локальных нормативных актах, коллективном или трудовом договоре.

Минимальный размер повышения оклада для сотрудников, занятых на вредных работах, равен 4% от «стандартного» оклада (п. 1 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»). Назначается такая надбавка по итогам аттестации соответствующих рабочих мест.

Для работ с вредными условиями аналогичный размер минимальной надбавки преду­смотрен и постановлением Гос­комтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 03.10.86 № ­387/­22-78 «Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда» (далее — Постановление № 387/22-78). Конкретные размеры доплат согласно Постановлению № 387/22-78 определяются на основе аттестации рабочих мест и оценки условий труда. Но есть одна тонкость: доплаты положены лишь тем работникам, должности которых поименованы в специальных отраслевых перечнях работ с тяжелыми и вредными условиями труда (п. 2 Постановления № 387/22-78). В то время как Трудовой кодекс такого ограничения не предусматривает.

Данное несоответствие требований и стало основанием для обращения гражданина в Верховный суд РФ с заявлением о признании частично недействующим п. 2 Постановления № 387/22-78 в связи с тем, что он противоречит положениям ТК РФ. Заявитель ранее обращался в суд общей юрисдикции с требованием о повышении размера оплаты труда на 4%, поскольку по итогам аттестации его рабочее место аттестовано с общей оценкой условий труда с классом 3.3, то есть как рабочее место с вредными условиями труда. Однако в удовлетворении требований было отказано, поскольку должность заявителя не была включена в отраслевой перечень работ с вредными условиями.

Заметим, что нормативные акты бывшего СССР, действующие на территории России, применяются в той их части, которая не противоречит положениям ТК РФ (ст. 423 ТК РФ). Этой оговорки, на наш взгляд, было бы достаточно для неприменения судом ограничений, установленных в Постановлении № 387/22-78. На это, к слову, указал и представитель Минтруда России на заседании ВС РФ, а вот судьи первой инстанции данной нормой не воспользовались. В то время как Верховный суд РФ усмот­рел основания для признания недействительным положения о включении должностей в отраслевые перечни работ для назначения надбавок.

Судьи ВС РФ разъяснили, что действующее законодательство РФ признает основанием для предоставления рассматриваемых компенсаций работникам конкретные условия их труда, а не включение профессии или должности в какой-либо перечень или список. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает комплексную оценку условий труда на рабочем мес­те с учетом класса (подкласса) условий труда, которые устанавливаются по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам. Исходя из последнего, условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные условия труда также подразделяются на 4 степени вредности от 3.1 до 3.4. Как было сказано выше, условия труда заявителя были отнесены к классу вредности 3.3, потому он имел право на соответствующие компенсации в размерах, предусмот­ренных постановлением Правительства от 20.11.2008 № 870. Наличие или отсутствие занимаемой должнос­ти в отраслевом перечне на назначение таких компенсаций никак не влияет.

На основании вышесказанного судьи ВС РФ пришли к выводу, что абз. 2 п. 2 Постановления № 387/22-78, позволяющий выплачивать сотрудникам компенсации за вредные условия работы лишь при включении их должности в отраслевой перечень, подлежит признанию недействующим как противоречащий Трудовому кодексу РФ и нормативным актам Правительства РФ. Причем недействующим данное положение признано с 28 марта 2013 г., поскольку именно в этот день вступило в силу решение ВС РФ от 14.01.2013 по делу № АК ПИ12- 1570, на котором судьи основывались при вынесении нового решения.