Легального алкоголя в России становится меньше

| статьи | печать

Легальное производство водки за пять месяцев текущего года сократилось почти на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Производители горячительных напитков уверяют, что россияне перешли на потребление суррогатной продукции. Эксперты Высшей школы экономики уверены в обратном — ограничения, установленные властями в рамках антиалкогольной кампании, помогают гражданам отказаться от спиртного, утверждают ученые.

По данным Росстата, в мае текущего года российские предприятия выпустили 5,8 млн декалит­ров водки. Это на 30% меньше, чем за аналогичный период 2012 г. Таким образом, падение производства, которое началось еще зимой, продолжилось.В целом с января по май выпуск водки в РФ стал меньше на 25%. За это время производство коньяка сократилось на 20%, вин столовых — на 12, пива — на 9,8%. Падение легального производства алкоголя происходит благодаря комплексу мер, предпринимаемых властями страны в рамках антиалкогольной кампании. Напомним, что соответствующая госпрограмма предусматривает снижение потребления спиртного в России к 2020 г. на 55%.

В борьбе за трезвость государство повышает акцизы на алкоголь, вводит ограничения на рекламу и продажу спиртного, и это дает определенные результаты. В частности, эксперты Высшей школы экономики пришли к выводу, что ограничения по времени продажи алкоголя дают ожидаемый эффект. Чем они жестче, тем потребление спиртного ниже.

Как уточняется в материалах Экспертного портала Высшей школы экономики, заведующая кафедрой государственного управления и экономики общественного сектора НИУ ВШЭ Марина Колосницына, доцент кафедры Наталья Хоркина и аспирант Марат Ситдиков провели исследование потребления алкоголя в 79 российских регионах (в 70 из них в 2010 г. действовали временные ограничения, а в девяти регионах алкоголь продавали круглосуточно). В 18 исследуемых регионах разрешили продавать спиртное в семь часов утра, в 24 регионах — в восемь утра. Окончание торговли алкоголем в основном приходится на 23 часа (37 регио­нов) и на 22 часа (17 регионов). В Чечне продолжительность продаж составляла всего два часа — с восьми до десяти утра. Наиболее либеральной оказалась Хакасия. Там продавать спиртное можно было с семи утра до двух часов ночи. По мнению авторов исследования, и вечерние, и утренние ограничения влияют на потребление алкоголя правильным образом. Но вечерние лимиты оказывают более сильное воздействие. В ходе презентации работы на научной конференции «Профилактика вреда от употребления алкоголя — от индивидуального вмешательства к организационным мероприятиям», организованной Лабораторией экономических исследований общественного сектора ЦФИ ВШЭ, Н. Хоркина отметила, что важен сам факт ограничений. Даже если ограничения на продажу спиртного не слишком жесткие, это все равно действует, потребление алкоголя в таких регионах ниже, чем там, где идет круглосуточная торговля спиртными напитками. В подтверждение своих слов Н. Хоркина привела следующие цифры. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. продажи водки на душу населения сократились на 6% (с 11,7 до 11 л). В то же время продажи коньяка возросли на 14,3%, а шампанского — на 5,6%. Однако по сравнению с водкой продажи этих спиртных напитков все равно почти ничтожны: показатель коньяка — 0,8 л, шампанского и игристых вин — 1,9 л в 2010 г. Виноградные и плодовые вина не дали динамики. В целом потребление в пересчете на чис­тый спирт на человека в год сократилось на 3,69%.

Н. Хоркина подчеркнула, что продолжительность продаж алкоголя положительно связана с его потреблением. В регионах, где были сокращены суточные сроки торговли спиртным, пьют несколько меньше. В 15 субъектах РФ, где алкоголь продают в течение 10—12 часов, его продажи в литрах чистого спирта на человека уменьшились. В 2009 г. этот показатель составлял 93,5 л, в 2010 г. — уже 89,1 л. Разница — 4,7%. В 13 регионах продолжительность торговли алкоголем составляла 13—14 часов. Там продажи в 2009 г. составляли 73,6 л чистого спирта на душу населения, а в 2010 г. — 71,9 л. Разница — 2,3%.

И наоборот, там, где алкоголем торговали 17—19 часов в сутки (таких регионов семь), есть прибавка по продажам — 0,57%. В 2009 г. продажи составляли 35,9 л чистого спирта на человека, а в 2010 г. — 36,08 л. Там, где идет «безлимитная» торговля алкоголем (девять регионов), наблюдается более существенный рост продаж спиртного — 3,36% (с 50,31 л на душу населения до 52,01 л).

Производители алкогольной продукции настаивают, что наблюдаемое сокращение производства и продаж легальных спиртных напитков говорит лишь о том, что растет потреб­ление суррогатных напитков. Однако авторы исследования считают, что это утверждение неверно. Анализ данных показал, что там, где действовали лимиты на продажу спиртного, среднесуточное потребление самогона сократилось. Так, в регионах, которые ввели временные ограничения, среднесуточное потребление самогона уменьшилось с 260,7 л в 2009 г. до 235,5 л в 2010 г. В регионах без временных запретов эти показатели поднялись с 270 до 276,6 л .

Производство алкогольных напитков в РФ в январе — мае 2012—2013 гг.


Май 2013 г.

В % к

Январь — май 2013 г. в %

к январю — маю 2012 г.

маю 2912 г.

апрелю 2013 г.

Водка, млн дкл

5,8

70,0

101,6

75,0

Коньяк, тыс. дкл

441

49,6

70,2

80,0

Вина столовые, млн дкл

3,0

81,9

84,9

88,0

Пиво, кроме отходов пивоварения 95,1 (включая напитки, изготовляемые на основе пива), млн дкл

92,5

121,6

90,2


Источник: Росстат