Пить стали больше, пить стали веселее

| новости | печать

Среди итогов ушедшего года статистика зафиксировала знаменательный факт — как минимум после четырёх лет сокращения продажи (с противоположной стороны прилавка — покупки и потребления) алкогольных напитков в 2012 г. возобновился её рост. Отдельный праздник на улице водки — до прошлого года длилось семилетнее падение её продажи. А по темпам роста реализации на девятилетнем отрезке веселее всех выглядят коньяки и шампанское.

Продажи алкогольных напитков Росстат всегда отражает лаконично — данные за минувший год и справка за 2011 г. представлены компактной таблицей. Как из неё видно, продажа алкогольных напитков в абсолютном алкоголе выросла в 2012 г. на 2,3%, а потребление на душу населения — с 8,9 до 9,1 л. Факт прискорбный не только для главного санитарного врача России Геннадия Онищенко.

Он вдвойне досаден, поскольку до этого продажа алкоголя сокращалась минимум четыре года подряд. Возможно, что эта положительная тенденция продолжалась и пять лет, но в данном вопросе статистика что-то намудрила. За девять прошлых лет пик потребления горячительных напитков (142,8 млн дкл в абсолютном алкоголе и 10 л на душу населения) числился сначала за 2006 г., однако затем эти цифры перекочевали в 2007 г., а предыдущему году объём урезали на 7,6 млн дкл. Но! В 2008 г. уменьшили статистику за 2007 г. на 4 млн дкл, да ещё и указали, что состоялся прирост продажи на 2,8%. Словом, 4-7 млн дкл абсолютного алкоголя куда-то пропали. Будем считать, что его вылили. Но с 2008 г. статистика без сбоев фиксировала снижение реализации, что прискорбно прервалось в 2012-м.

Для водки и ликероводочных изделий период сокращения продажи вообще длился с 2005 г. Недаром ходили слухи, что за наездом власти на потребление пива стояло водочное лобби. Рост потребления пенного напитка действительно шёл высокими темпами, пока его не накрыли тройным акцизом — с 2008 г. продажа пива стала сокращаться, и только в 2011 г. она вышла на небольшой прирост. В прошлом же году, как видно из таблицы, по темпам роста реализации пиво заняло третье почётное место.

Первые два места по росту продажи — у коньяка и шампанского. Заметим, что они, как правило, держат это первенство, а коньяк за рассматриваемое девятилетие — всегда. Учитывая статус и цены этих напитков, можно полагать, что слой граждан с нетощими кошельками неуклонно ширится. Сбить эту победную поступь смог только 2009 г. Но тогда кризис прокатился по всем слоям населения, что отразила и продажа алкоголя: реализация водки снизилась в 2009-м на 6,3%, вин — на 0,4, коньяка — на 1,6, шампанского — на 2,1, пива — на 10%. Как видим, любителям коньяка и шампанского трудная година далась проще. Меньше сократилась продажа только вина. Но сдается, что к нему переметнулись нестойкие члены из «пивной партии». Кстати, единственные из алкогольных напитков, продажи которых в посткризисном 2010 г. пошли в рост — коньяк и шампанское. Остальные выходили из кризиса дольше и с разной степенью успешности. Вино, как видим, и в 2012-м продолжало прозябать. Относительно слабоалкогольных напитков заметим, что статистика ими заинтересовалась лишь с 2010 г. Чем вызвано сокращение их реализации в прошлом году, остается гадать — сменой предпочтений потребителей, ужесточением наказания за продажу алкоголя несовершеннолетним, совокупностью факторов…

Хотя в ушедшем году рост продажи алкоголя возобновился, оценим изменения в его потреблении на более длинной дистанции. За точку отсчёта последнего девятилетия примем не пиковое значение реализации алкоголя то ли в 2006-м, то ли в 2007 г. («вылили» так «вылили»), а другой наибольший показатель, не вызывающий сомнения.

Итак, с 2005 г. (139,5 млн дкл) реализация алкогольных напитков в абсолютном алкоголе сократилась на 6,7%, на душу населения — с 9,7 до 9,1 л.

Главное, чтобы прошлогодний рост не стал тенденцией.

Объём и структура продажи алкогольных напитков населению


2012г.

Справочно
2011г.

млн.дкл

в % к

2011г.

итогу,
в абсолютном алкоголе

млн.дкл

в % к

2010г.

итогу,
в абсолютном алкоголе

Алкогольные напитки







в абсолютном алкоголе







Всего

130,2

102,7

100

126,8

99,3

100

на душу населения, литров

9,1



8,9



в натуральном выражении:







водка и ликероводочные
изделия

159,8

102,2

50,3

156,4

99,1

50,6

виноградные и плодовые вина

95,6

98,4

10,3

97,1

93,9

10,7

Коньяки

12,5

107,9

4,1

11,6

104,4

3,9

шампанские и игристые вина

30,1

105,7

2,5

28,5

104,5

2,5

напитки слабоалкогольные

29,8

94,8

1,2

31,4

98,5

1,3

Пиво

1055,7

104,4

31,6

1011,5

100,8

31,0