Кого накормят инфраструктурные проекты

| статьи | печать

Выступая на Петербургском международном экономическом форуме, президент России Владимир Путин подчеркнул: «Задача номер один — это создание в России условий для устойчивого экономического роста. Ситуация требует от нас дисциплины, оптимального выбора приоритетов, правильного баланса между долгосрочными целями и решением текущих, подчас неотложных задач». О чём свидетельствуют сохраняющаяся в стране актуальность выбора (не уточнения!) приоритетов и продолжающиеся поиски оптимального баланса между долгосрочным и повседневным? Об отсутствии в России системных стратегических решений, соответствующих мировым трендам, и нарастающих проблемах внутренней социально-экономической политики.

Три кита экономического роста

По словам президента, экономическое и финансовое оздоровление и развитие на глобальном и национальном уровне должно быть основано на широком внедрении передовых технологий, определяющих качество жизни, инвестициях в человека и социальную сферу, создании производств с высокой добавленной стоимостью, а значит, создании новых эффективных, современных рабочих мест.

Информация к размышлению

1. Замедление экономического роста и возможную рецессию глава Минфина РФ Антон Силуанов объясняет перегревом российской экономики, практически полной загрузкой мощностей и, соответственно, низкой безработицей. Он считает, что дополнительные вложения потребуют создания новых рабочих мест, нужна будет новая рабочая сила, стоимость рабочей силы будет увеличиваться (NEWSru.com/Экономика, 24 июня 2013 г.).

По его словам, чтобы выходить из этой ситуации, нужно структурировать производство, создавать новые рабочие места, вкладывать частные инвестиции в производственный сектор, и за счёт этого можно будет обеспечить экономический рост («ПРАЙМ», 21 июня 2013 г.).

2. Средняя зарплата поднялась до 30 000 руб., что на 13,7% больше, чем в этом же месяце прошлого года. Только в мае увеличение составило 7,9% при росте производительности труда всего на 2%, что в разы меньше опережающего роста зарплат. Как полагают аналитики, сегодня эта «вилка» вносит не меньший вклад в инфляцию, чем рост цен на услуги естественных монополий (NEWSru.com/Экономика, 26 июня 2013 г.).

По мнению президента, «экономический рост должен базироваться на трёх китах: увеличение производительности труда, инвестиций и инноваций. И прогресс по всем направлениям возможен только через снижение издержек финансовых, управленческих, инфраструктурных, через развитие человеческого капитала и создание в полном смысле конкурентоспособных условий для ведения бизнеса».

Важно создавать «базовые условия для долгосрочных инвестиций, которые так нужны для изменения структуры самой экономики», ограничить «рост регулируемых тарифов инфраструктурных монополий», учитывать мнение потребителей при принятии тарифных решений. В частности, рост тарифов в течение пяти лет не должен превышать величину фактической инфляции прошлого года.

Помнится, на излёте своего президентства Дмитрий Медведев обязал госкорпорации срочно разработать и представить планы инвестиционного развития. И если судить по сообщениям прессы, задание был выполнено. Но хорошо ли?

В своём выступлении В. Путин обратил внимание на резервы инфраструктурных монополий: «Каждая такая компания должна принять программу по сокращению издержек и повышению своей эффективности. Деньги нужно вкладывать с умом, разумно привлекать финансирование под свои инвестпрограммы». Иными словами, инвестпланы (по крайней мере, часть из них), поспешно «сработанные» всего лишь полтора года назад по заданию бывшего президента, по мнению действующего главы государства, в должной мере не предусматривают необходимое сокращение издержек и повышение эффективности?

А чтобы в результате сдерживания тарифов монополии не начали экономить на инвестициях в инфраструктуру, предлагается снять многие инфраструктурные ограничения и «распечатать кубышку»: «Вложить 450 млрд руб. в окупаемые инфраструктурные проекты, вложить, разумеется, на возвратной основе. В целом в проекты на территории нашей страны будет проинвестировано до половины средств Фонда национального благосостояния».

Государство предлагает к инвестированию три проекта: строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань, центральной кольцевой автомобильной дороги по территории Московской области и районам Новой Москвы, а также модернизацию Транссиба.

Президент сообщил также, что разрабатываются меры по привлечению граждан на рынок капитала, создание стимулов для долгосрочных инвестиций граждан, что даст им возможность получать доход от экономического роста. Чем не реализация известного принципа «Работник труда должен стать одновременно и работником капитала»? Мировой и отечественный опыт доказывает его особую эффективность, когда работники владеют не только некоторым количеством акций своей компании, но и контрольным пакетом, фактически являясь коллективными собственниками, участвующими в производстве, управлении и распределении дохода («Народные предприятия России» — см. здесь же). На таких предприятиях достигается органичный баланс между коммерческой выгодой и социальной ответственностью.

В целом, из ФНБ могут инвестировать до 1—1,5 трлн руб. Кстати, в статье «Циничная экономика» (см. здесь же) при обсуждении проблемы «сгоревших» в начале 1990-х годов вкладов россиян пришли к выводу, что такая же сумма соответствует утроенной величине этих вкладов (на большую компенсацию надеяться не приходится). Причём когда людям вернут даже эти госдолги, неизвестно.

Так может, стоило бы выпустить и раздать именные ценные бумаги на оставшуюся на вкладах сумму (не путать с ваучерами или акциями МММ!) — вместо «раздачи копеек», в которые превратились бывшие советские рубли, и закрыть тему? Тогда деньги будут инвестированы не от ФНБ, а от конкретных рядовых инвесторов — вполне в духе новейших экономических подходов. Наследование обеспечит связь поколений, а закрытие госдолга — это уже не только долгожданный экономический, но и важный политический успех. Тем более что, по словам президента, проекты должны менять облик страны, открывать новые перспективы развития, то есть быть судьбоносными, окупаемыми и эффективными. Люди наверняка поймут и одобрят — всё равно уже два десятилетия не видят этих денег.

Заодно успешно претворили бы в жизнь ещё одно президентское указание: «Ресурсы Фонда национального благосостояния должны работать на российскую экономику и на будущие поколения». Или кое-кто рассчитывает на «особые» дивиденды и не хотел бы делиться?

Информация к размышлению

В 1993 г. АООТ «МММ» зарегистрировало свой первый проспект эмиссии акций (не более 991 000 шт.). Продажа акций номиналом 1000 руб., выпущенных в бумажной форме, началась 1 февраля 1994 г.

20-летие события отмечено долгожданным актом: Минфин внёс, наконец, в правительство пакет соответствующих поправок, позволяющих привлекать организаторов пирамид к уголовной, а участников к административной ответственности ещё на этапе создания пирамиды, а не когда она уже рухнула. Максимальный срок наказания за «пирамидальную» деятельность — десять лет («Коммерсантъ», 26 июня 2013 г.).

Развитие промышленности важнее развития институтов*

Президент постоянно подчёркивал особое внимание, которое российская власть уделяет вложениям в человеческий капитал, развитию институтов, повышению качества госуправления. Таковы основные составляющие классического рецепта ускорения роста развивающихся экономик.

Однако результаты исследования экономиста из Гарварда Дэнни Родрика ставят под сомнение традиционные рекомендации: реальное длительное ускорение даёт только перманентная промышленная революция. При всей важности институтов и человеческого капитала, чтобы «догнать и перегнать» (знаменитый лозунг первых советских пятилеток), нужно постоянно развивать новые отрасли промышленности и корректировать структуру рынка труда, обеспечивая переквалификацию рабочей силы для нужд более прогрессивных производств.

Текущая ситуация в мировой экономике с высоким уровнем неравенства между странами была вызвана разрывом в темпах роста во время промышленной революции: просто оторвались от других стран мира. Секрет успеха развитых стран (США и Западная Европа) — в быстрых темпах индустриализации, которые наблюдались после промышленной революции. В ее начале неравенство между странами было небольшим: тогда разрыв составлял 2:1, сейчас — 80:1. Тогда закрепилось разделение на промышленные и ресурсные страны. В последних от роста выигрывала лишь элита. Сейчас это разделение сходит на нет — по мере того, как в Азии успешно прошла контролируемая правительством индустриализация.

Среди факторов, обеспечивающих, по мнению учёного, активное экономическое развитие, — периодически ускоряющийся рост экономики, использование технологических достижений и специализация, привлекающая капиталы, диверсификация, способствующая повышению производительности труда и мобильности трудовых ресурсов, активная индустриализация и промышленный экспорт, позитивная экономическая роль государства (высокая степень государственного вмешательства в экономику в Китае и Индии).

В ряде развивающихся стран произошло улучшение фундаментальных факторов (прежде всего, успешно осуществляется индустриализация), что позволяет обеспечить долгосрочный рост экономики. Конвергенция с развитыми экономиками в долгосрочной перспективе требует разумного увеличения инвестиций в человеческий капитал и качество управления. Но при этом необходимо адекватно развивать промышленность, иначе рост существенно замедлится.

В глобальном масштабе сказываются правила ВТО, в частности, ограничивающие субсидии промышленным компаниям, сложившиеся производственно-торговые цепочки и др. Отсюда торговые войны и межстрановая конкуренция с откровенным политическим подтекстом.

Внутри стран нужно полагаться на внутренние рынки и ресурсы. Правительствам придется обеспечивать макростабильность, бороться с неравенством, проводить взвешенную социальную политику, в основе которой улучшение качества распределения доходов, развивать средний класс и т.д.

Главный вывод Родрика можно сформулировать следующим образом: не впадая в крайности, сбалансированно, системно, с учётом взаимной обусловленности дополняющих друг друга факторов развития поощрять индустриализацию, инвестировать в человеческий капитал и улучшать его, повышать качество управления и развивать институты.

* С использованием материалов статьи «Рецепты догоняющего развития: забудьте институты, развивайте промышленность». «Финамаркет», 26 июня 2013 г.

Осторожно: инфраструктурные проекты?

Не приходится сомневаться в роли и значении упомянутых инфраструктурных проектов для преодоления торможения, возможной рецессии и придания положительной динамики российской экономике. Их реализация, безусловно, может явиться стимулом для интенсивного развития целых регионов и прилегающих территорий вдоль трасс протяженностью в тысячи километров. Это позитивно отразится на большинстве видов жизнедеятельности по всей стране.

Без малого полтриллиона рублей, заявленные на начальной стадии озвученных главой государства инвестпроектов, — достойное финансовое обеспечение и убедительный призыв к участию отечественных и зарубежных инвесторов. В этом должны обнадёжить следующие слова: «Мы не делим тех, кто создаёт в России производство и рабочие места, на отечественных и иностранных предпринимателей. Нам важен тот, кто делает дело, и мы стремимся создать для таких людей не просто хорошие, а наилучшие условия для работы».

В речи президента нашло отражение понимание того факта, «что социальное измерение экономики будет играть всё более весомую роль, и потому абстрактные цифры валового внутреннего продукта и промышленного роста при всей их важности не могут быть конечной целью нашей политики. Нам нужны реальные перемены в жизни каждого конкретного человека, каждой семьи». Это отрадно.

Но смущает другое: «В заключение вновь хотел бы вернуться к центральному вопросу — о человеческом капитале. Мы реализуем целый проект по сбережению нации, инвестируем ресурсы в человека, в его развитие. Особое внимание уделяем программам в сфере демографии и здравоохранения, серьёзно совершенствуем социальную сферу и все уровни образования, в том числе профессиональное образование. Мы видим демографические вызовы ближайших лет».

Если акценты расставлены, значит, не случайно в президентском выступлении, являющемся своеобразным знаковым посланием для мировой бизнес-элиты, прямо не упомянуты и не конкретизированы основные направления новой индустриализации и модернизации важнейших отраслей. А также не обозначены сферы прорывных научно-технических достижений, привлекательные с точки зрения взаимовыгодного международного сотрудничества и активного вхождения России в постиндустриальную фазу развития. А ведь эти положения — среди важнейших в его предвыборной программе — были весьма позитивно восприняты в российском обществе.

Что касается предложенных российских мегапроектов, нелишне помнить утверждение известного китайского экономиста Ли Цзуцзюня (его ещё называют «Доктор Рок» за предсказание два года назад надвигающегося на экономику Китая финансового кризиса) о том, что реализация инфраструктурных проектов с низкой эффективностью часто ведёт к возникновению пузырей.

Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара представил данные опроса руководителей предприятий относительно антикризисных мер правительства ( рисунок). Две трети предпринимателей готовы поддержать ограничение роста тарифов естественных монополий и снижение налоговой нагрузки. 63% предприятий ожидают от государства стимулирования спроса, причём не через рост зарплаты в бюджетной сфере, а через реализацию крупных проектов в машиностроении и металлургии. Тех, кто ожидает защиты от импорта, — 31%. На снижение ставки рефинансирования, субсидирование процентных ставок по кредиту, девальвацию рубля и инфраструктурные проекты с непредсказуемыми или отдалёнными эффектами откликнулось меньшинство («Финмаркет», 27 июня 2013 г.).



Кто в огне не горит, в воде не тонет?

(народная загадка)

В соответствии с заново утверждённым (и в очередной раз откорректированным) планом приватизации госимущества, государство полностью выйдет из «Роснано» не позднее 2016 г.

Информация к размышлению

ОАО «Роснано» — инвестиционная компания в области нанотехнологий. Уставный капитал — 130 млрд руб. из бюджета, 100% — в госсобственности. В настоящий момент финансирует 106 проектов с общим бюджетом 485,5 млрд руб., включая софинансирование со стороны «Роснано» в объеме 205,7 млрд руб. Финансовые показатели (РСБУ, 2012 г.): стоимость активов — 196,5 млрд руб., выручка — 6 млрд руб., чистый убыток — 24,4 млрд руб.

В одном из интервью Анатолий Чубайс заявил: «Мы больше всех в России сделали ошибок в инвестициях в хай-тек, по количеству ошибок мы абсолютные чемпионы — это означает, что дальше мы их не сделаем. Это всё делается в стране впервые! Реально не было в России, а в некоторых случаях и в мире, инновационных заводов с такой продукцией, которая создаётся сейчас. Это задача сложнейшая, и мы учимся на ошибках» (www.vedomosti.ru, 14 июня 2013 г.).

Не дороговато ли россиянам обходятся мегаошибки в нанообласти? Ведь и на Западе, и на Востоке тоже не второй раз «всё делают» — они в авангарде, действуют в полном смысле впервые, но куда более эффективно и результативно. А мы идём следом, во многом по проторенной дорожке, и плодим ошибки. Причём кто больше ошибается на руководящей должности — тот увереннее (во всём и за редким исключением) себя чувствует! Возможно, потому что не столько исправляет ошибки, сколько умело использует их последствия?!

И самое главное: где гарантии, что страна снова не наступит на старые грабли, отдав в частные руки научно-технические разработки, судьбоносные для российского будущего? На что способны в подобной ситуации «невидимые руки рынка» (их количество сразу и резко возрастает), российское общество видело не раз.

Информация к размышлению

Японские изобретатели объявили о разработке вакцины против гриппа в виде пластыря, который позволит отказаться от жалящих уколов.

Новая вакцина — пример использования нанонтехнологий. В России для проведения подобных изысканий создана под эгидой государства корпорация «Роснано», которую возглавляет А. Чубайс. Учитывая нашу специфику, можно было бы ждать от роснановцев чего-то подобного японскому изобретению в сфере борьбы уже не с гриппом, а, например, с бешенством или энцефалитом, из-за вспышек которых нынче закрываются на карантины целые российские города. Причём нам следует ждать более высокой, чем у японцев, производительности труда в деле выработки новаций, ведь все отечественные силы в этом направлении сосредоточены в единый кулак «Роснано».

Однако, отечественные нанотехнологи ставят перед собой глобальные цели, прежде всего — как наладить сотрудничество с отечественными монополиями. На Петербургском форуме А. Чубайс объявил, что его корпорация подключится к строительству высокоскоростной магистрали из Москвы в Казань, предложит РЖД некие специальные нанодобавки к бетону и металлам, чтобы те были прочнее. Аналогичные предложения сделаны и другому монополисту — «Газпрому» — нанодобавки к трубам, повышающие их прочность. А ещё каждый год поступают новые известия из «Роснано» о развитии солнечной энергетики («Японские коллеги Чубайса меняют шприцы на пластыри», «Экономика и жизнь», 25 июня 2013 г.). Такие вот «наноэкономические» перспективы получаются…

Полку академиков прибудет?

Неоднозначно воспринимается и кулуарно подготовленное решение правительства о преобразовании РАН и других госакадемий в единую общественно-государственную «Российскую академию наук». Реформы в отечественной науке назрели давно. Да, возраст академиков более чем почтительный, приток молодых талантов замедлился, вклад в мировую науку сокращается, публикаций в ведущих журналах мира и цитирования работ российских учёных всё меньше. Так и не «появилась на публике» обещанная полноценная разработка ученых РАН по долгосрочной национальной Стратегии развития. (есть отдельные концептуальные предложения Института экономики РАН и ряда других организаций).

Вице-премьер Дмитрий Рогозин признал, что «научный потенциал нашей страны был фактически разрушен за годы политического безвременья» («NEWSru.com/В России, 28 июня 2013 г.). Но об этом речь на заседании правительства не шла. И о том, как развивать российскую науку, и о её дальнейших перспективах, современном материально-техническом и финансовом обеспечении много не говорили. Впечатление, что власть озабочена, прежде всего, тем, чтобы передать в другие (более понятные и близкие?) руки управление дорогостоящей недвижимостью и прочим имуществом, которым пока владеют и распоряжаются госакадемии (в частности, сегодня Академия наук является обладателем 276 тыс. га земли). Видимо, чтобы не очень роптали, предложили всех академиков и членкоров превратить в академиков единой академии с окладом до 100 000 руб., а то и выше.

Удивляться не приходится — нормальный административный подход. Несомненно и то, что успешная научная деятельность с одновременным исполнением административных функций — скорее нонсенс, чем даже исключение. Но очевидно, что тяжкая чиновничья длань, придавившая российский бизнес, теперь решительно опускается и на научное сообщество.

Если правительственный законопроект будет поддержан в российском парламенте, количество академиков увеличится в разы, но академические площади, скорее всего, «скукожатся». Зато высвободившиеся пространства наверняка заселят «передовики российского капитализма» и их зарубежные коллеги. И вполне возможно, что использование подобной «элитной» недвижимости (в СССР науку обустраивали капитально) окажется для многих из них привлекательнее и доходнее участия в инфраструктурных проектах или станет поводом отложить принятие решения.

Как сообщила вице-премьер Ольги Голодец, с начала июля в Минобрнауки начнётся обсуждение программ развития с каждым институтом РАН в отдельности. Иными словами, всестороннее обсуждение профессиональным сообществом предлагается подменить формально-административным решением чиновников?

28 июня 2013 г. правительство внесло соответствующий законопроект в Госдуму. 1 июля президиум РАН раскритиковал планы правительства реформировать академию. Удастся ли обеспечить баланс интересов (учёных, общества, государства)? Вопрос остаётся открытым…

Кто о чём?

В верхних эшелонах власти ощущается серьёзный дефицит согласованности, взаимопонимания и взаимодействия на основе единого комплексного подхода.

Красноречиво мнение вице-премьера Игоря Шувалова о том, что Минфин наравне с Минэкономразвития должен отвечать за экономический рост. Неужели наступает прозрение, что финансы — это капитал, важнейшее назначение которого содействовать развитию реального сектора экономики, а не спекулятивному обогащению и надуванию «пузырей»?

Новый глава МЭР Алексей Улюкаев напомнил примечательную фразу своего предшественника Андрея Белоусова: «Министерство - это тот гвоздь, та скрепа, которая определяет наше развитие как развитие единой страны, как развитие единого общества с едиными целями». Как бы гвоздь в занозу не превратился!

В свою очередь. Белоусов заметил, что «мы все находимся в одной системе, в одной лодке, и нет никакой китайской стены, нет никакого водораздела между администрацией президента (туда перешел теперь уже бывший министр), правительством и министерством» («Финмаркет», 25 июня 2013 г.).

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов в эфире радиостанции «Русская служба новостей» «открестился» от авторства законопроекта о реформе государственных академий. Он заявил, что не писал этот законопроект и «даже за спиной не стоял», но участвовал в обсуждениях документа и формулировал концепции, причем все они еще несколько лет назад были опубликованы. Министр добавил, что у законопроекта нет конкретного составителя, поскольку им занималась рабочая группа, а после окончания подготовки вносилась еще и юридическая правка (Выделено. — В.Т., «Lenta.ru.», 2 июля 2013 г.).

Информация к размышлению

Вице-спикер нижней палаты Иван Мельников (КПРФ) о законопроекте по РАН: «Стиль принятия таких судьбоносных не только для науки, но и для России решений - это невозможный стиль: они кулуарно, на заседании решили за всех. Этот вариант не обсуждался ни с академиями наук, ни с кем» («Коммерсант», 2 июля 2013 г.).

Выводы: 1. «Наверху» есть не только проблема согласованных действий. Там персональную ответственность подменила коллективная безответственность. Именно второе порождает первое…

2. Прошло время, когда учёные в нашей стране были уважаемым, по праву привилегированным слоем общества. Высказывания некоторых «слуг народа» о законопроекте, посвящённом реформе отечественной науки, и многие прочие их деяния свидетельствуют: «справедливость» воинствующего невежества и чиновничье пренебрежение к действительности — торжествуют…

*****

Времена высоких темпов экономического роста в мире и отдельных государствах прошли. Теперь инвесторы будут более тщательно, чем когда бы то ни было, изучать страны с развивающейся и переходной экономикой, перспективы компаний и предлагаемых к участию проектов («Финмаркет», 28 июня 2013 г.).

Информация к размышлению

1. Комментируя решение о реформе академической науки, Дмитрий Медведев сказал, что на создании советской академии наук в 30-е годы прошлого столетия сказался субъективный фактор. Почему-то хочется согласиться с премьером, когда вспоминаешь о проекте «Сколково». Правда, сейчас говорят иначе: «Ничего личного — просто бизнес».

2. Сразу четыре госкорпорации объявили о своих притязаниях на средства ФНБ: ОАО РЖД, АОК, ОДК и ОСК. Общая стоимость приза пока укладывается в диапазон от 450 млрд до 740 млрд руб. Госкорпорации претендуют на деньги из Фонда национального благосостояния от бедности: они даже не скрывают, что деньги им нужны не столько для роста, сколько для оплаты своих убытков. Наш «олимпийский опыт» свидетельствует, что первоначально запланированные расходы имеют недобрую тенденцию увеличиваться в разы к завершению проекта. Число проектов также может вырасти. В правительство уже поступило предложение развивать за счет средств ФНБ не только Транссиб, но еще и БАМ… В настоящее время, по данным Минфина, 75% ФНБ вложено в высоколиквидные, но низкодоходные ценные бумаги, а 25% - в предприятия и банки в рамках антикризисной поддержки. На конец 2013 года Минфин оценивает размер ФНБ в 2,8 трлн рублей. Потолок вложений ФНБ в инфраструктуру может составить от 450 млрд до 740 млрд рублей, по подсчетам Минфина (NEWSru.com/Экономика, 1 июля 2013 г.).

То, что деньги должны работать, а не лежать «мёртвым грузом», несомненно. Но в отсутствие адекватной реалиям долгосрочной стратегии развития (регулярные услужливо-конъюнктурные «заменители» не в счёт), речь, к сожалению, может идти не столько об эффективном вложении накоплений, сколько о действиях по принципу «Пока все денежки не потратим — не успокоимся!».