«Вы работать будете?»

| статьи | печать

На совещании по вопросам социально-экономического развития Сахалинской области 16 июля Владимир Путин раскритиковал работу региональных чиновников, не исполнивших в срок 80% утверждённых поручений: «Вы работать будете»?

В тот же день Дмитрий Медведев провел в Челябинске заседание по развитию металлургической отрасли. Показатели неутешительные: спрос сокращается, вступление в ВТО себя не оправдывает, необходимо вводить антидемпинговые пошлины. Традиционное «надо посмотреть» от министерских работников взорвало председателя правительства: «Если мы ничего не применим никогда, нас только и будут дрючить…»

Стратегия — нет и не будет?

Помощник президента России Андрей Белоусов, ещё недавно возглавлявший Минэкономразвития, не согласился с утверждением главы Минфина Антона Силуанова о перегреве российской экономики. Основные признаки перегрева экономики — практически полная загрузка производственных мощностей, низкая безработица и высокий уровень инфляции. В таких условиях именно к резкому всплеску последней, а не к экономическому росту приводят, как правило, денежные вливания, в значительной степени принимающие спекулятивный, а не инвестиционный характер. Однако Белоусов убеждён, что задействованы далеко не все возможности отечественных предприятий, а потенциальные безработные успешно поглощаются теневым сектором.

Возникшая дискуссия министерского уровня быстро угасла, стоило Владимиру Путину подтвердить неизменность курса на снижение инфляции (один из целевых показателей результативности Минфина) и объявить о трёх планируемых инфраструктурных мегапроектах (сфера влияния Минэкономразвития) («Zrpress.ru», 30 июня 2013 г.).

Но битва «нанайских мальчиков» продолжается, и маятник возможностей, раскачиваемый из стороны в сторону, упрямо проскакивает искомую точку баланса.

Информация к размышлению

В российской экономике трудятся от 30 до 38 млн самозанятых граждан, в том числе несколько миллионов индивидуальных предпринимателей (всего порядка 40% трудоспособного населения страны). Это обстоятельство подтверждают не только известные статистические данные. Министр здравоохранения Вероника Скворцова недавно обмолвилась, что не очень представляет, где и как такие россияне работают.

Не секрет, что власти, озабоченные недополученными социальными отчислениями и существующими гособязательствами, в частности по пенсионному обеспечению, регулярно обращаются к фискальным мерам. Но остаётся лишь удивляться, что они не удосуживаются спрогнозировать возможные последствия своих действий. В результате удвоения платежей по страховым взносам с 1 января 2013 г., 426 000 индивидуальных предпринимателей снялись с налогового учёта, и, поскольку они не зарегистрировались как безработные, их деятельность, скорее всего, перешла в «серую» зону экономики (NEWSru.com/Экономика, 31 мая 2013 г.).

Из года в год нам твердят, что накачивать экономику деньгами недальновидно и неэффективно, что это провоцирует коррупцию, неизбежно ведёт к росту цен и инфляции и в конечном итоге к снижению жизненного уровня граждан. Кто бы спорил, что «технический» (на самом деле, как показывает российская действительность, — зачастую корыстно-продуманный) «вброс» рублей, долларов или евро в опутанную коррупционными схемами российскую экономику вместо ожидаемой инвестиционной активности ведёт к повышению спроса на валюту и увеличивает отток капитала за рубеж!

*****

Мировые экономические лидеры в самый разгар экономического кризиса, в течение 2008—2010 гг., не просто оказывали посильную поддержку своим финансовым институтам, оперативно направляя им необходимые денежные ресурсы. Одновременно госорганы в большей или меньшей степени способствовали осуществлению необходимых институциональных реформ и структурных преобразований, проведению технологической модернизации национальных экономик.

Образно говоря, они действовали по принципу «связанных кредитов», обязательно оговаривая условия получения финансовой помощи. Подобный системный подход позволил и крупнейшие банки поддержать, и стимулировать развитие и модернизацию компаний через адекватные преобразования, повышающие их конкурентоспособность на традиционных и вновь формируемых рынках (национальных и глобальных). Иными словами, сработали не только на текущий момент, но и на перспективу.

Информация к размышлению

Связанные кредиты — кредиты, предоставление которых предусматривает не только своевременный возврат ссуды и выплату процентов по ней, но и другие дополнительные условия, выдвигаемые кредитором. Например, целевые кредиты связывают их получателя обязательством расходовать их только на установленные цели, финансировать определённые компании, согласовывать конкретные решения с кредитором, приостанавливать на фиксированный срок действие отдельных внутренних документов заёмщика и т.д.

В данном случае один из нашумевших примеров — сокращение или временная отмена ежегодных бонусов топ-менеджерам в крупнейших зарубежных банках и корпорациях, получивших господдержку.

Неудивительно, что при всей неоднозначности и непоследовательности действий, предпринятых в ведущих экономиках, в прогнозах аналитиков появились оптимистические нотки относительно оценок текущего состояния и перспектив американской и европейской экономик. Более того, некоторые экономисты высказывают мнение, согласно которому будущая мировая экономическая стабильность в большей степени может зависеть от того, как пойдут дела в развитых экономиках, нежели развивающихся, прежде всего Китая и Индии. Так, в Европе одним из ведущих «движителей» мировой экономики с реальным шансом отдалиться от скатывания в рецессию, может стать Германия, точнее, её обрабатывающая промышленность («Финмаркет», 8 и 9 июля 2013 г.).

Понятно, что после многолетнего уверенного роста китайского ВВП по 10% в год снижение темпов до 7% рассматривается как «мягкая» посадка экономики, а если сбудутся мрачные предсказания о падении роста до 3%, то столь «жёсткая» посадка, безусловно, ударит по всей мировой экономической системе.

Китай пытается провести сложную ребалансировку своей экономики, чтобы её развитие более зависело от внутреннего спроса, нежели от инвестиций в строительство и тяжелую промышленность. Правительство повысило минимальные зарплаты, изменило налоговую политику в пользу производителей потребительских товаров.

Китайское руководство не видит ничего драматического в снижении темпов роста до уровня примерно в 7% и готово их принять. Замедление экономики и дальнейшее снижение показателей в текущем году не влияет на решимость осуществлять структурные реформы, а не стимулировать экономический рост (Выделено. — В.Т., NEWSru.com/Экономика, 15 и 16 июля 2013 г.).

Информация к размышлению

В 2012 году потребление составило всего 35,7% ВВП Китая. В США, например, этот показатель составляет 70%. В основе роста экономики Китая остаются инвестиции, причем деньги обычно вкладываются в инфраструктурные проекты или в проекты по созданию заводов. Экономисты уверены, что именно это мешает долгосрочному стабильному росту Китая.

Однако измерение потребления в сопоставимых с другими странами ценах (в Китае цены ниже), увеличивает долю потребления в ВВП до 43,8%. Если рост потребления в Китае продолжится, страна останется драйвером мировой экономики. В противном случае правительство будет тормозить с реформами, это приведет к значительному замедлению всей мировой экономики («Финмаркет», 5 августа, 2013 г.).

Обратим внимание, что по прогнозу экспертов Фонда Нуриэля Рубини относительно развития мировой экономики до 2015 г., восстановление США и Японии выглядит пока неубедительно, развивающиеся страны тормозят, Россия и Китай больше не смогут сопротивляться замедлению. Мировая экономика продолжает расти на разных скоростях, разрыв в темпах роста между развитыми и развивающимися странами будет сокращаться («Финмаркет», 12 июля 2013 г.).

Что характерно успешным экономикам — это стремление твёрдо, по возможности сбалансированно содействовать и финансовому, и реальному секторам, используя рыночные механизмы, а не административные рычаги, обеспечиваемые присутствием государства в экономике.

Естественно, предпринимаемые меры не являются спонтанным откликом на возникающую ситуацию. Они соответствуют обоснованным долгосрочным стратегическим целям, учитывающим не только высокий коммерческий эффект, но и значительные социальные результаты. Без знаменитого «Делиться надо!» сегодня объективно «не выживет» ни одна индустриальная или постиндустриальная экономика.

*****

Для России кризис 2008—2009 гг. не стал «оздоровительным», не привёл к смене модели экономического развития, зато по мере преодоления последствий кризиса воспроизвёл фундаментальные дисбалансы, олигополистическую структуру ряда ключевых рынков, рентоориентированную мотивацию большинства крупных и крупно-средних хозяйственных игроков. Одновременно перестал действовать ряд докризисных позитивных факторов — например, нетто-приток частного капитала из-за рубежа («Росбалт», 6 июня 2013 г.). А вступление в ВТО — одно из немногих «достижений» последнего времени, вполне достойное кавычек — в российском обществе воспринято неоднозначно и, как видим, причиняет растущую «головную боль» вместо роста экономики.

Информация к размышлению

РСПП готовит исследование о влиянии ВТО на российский бизнес. Порядка половины отечественных компаний не почувствовали никакого эффекта, а негативное влияние отметила каждая четвёртая компания. Следует не ВТО винить в отсутствии позитивных результатов, а внимательно изучить, какими инструментами надо продвигать свою продукцию на внешние рынки и как защитить собственный рынок. Многие даже не знают, какие у них есть права по правилам ВТО (РБК daily, 15 июля 2013 г.).

Спрашивается, какие цели, кроме конъюнктурно-политических, реально преследовали в России в течение 18 лет непростых переговоров о вступлении в ВТО?

В условиях, когда цены на сырьё не увеличиваются, расходы правительства и населения не уменьшаются, а реально значимых перемен не видно, всё более пророчески звучат слова главного стратега банка «Ренессанс Капитал» Чарльза Робертсона: Россия могла бы стать Канадой или Норвегией, но гораздо вероятней, что она повторит судьбу Греции («Финмаркет», 5 июля 2013 г.).

Отсутствие реальных перемен вызывает парадоксальную метаморфозу: советы правительству улучшить деловой климат, институты и суды, чтобы «подстегнуть» рост, заменяются предложениями национализировать госкомпании, раздать некие потребительские ваучеры населению, развернуть утилизацию бытовой техники за счет государства («Финмаркет», 9 июля 2013 г.). Иными словами, стимулировать внутренний спрос, подтолкнув тем самым рост ВВП как важнейшую задачу.

На внутренние причины замедления экономического роста в России указывает и МВФ: с учетом низкой безработицы и высокой загрузки мощностей, промышленный потенциал российской экономики близок к исчерпанию. Проявляется эффект недостатка производственных мощностей в условиях, когда цены на нефть практически не растут, а повысить эффективность не представляется возможным, в частности, в силу значительного срока службы и изношенности оборудования (рис. 1, там же).

Рис. 1. Средний возраст оборудования в российской промышленности

Неблагоприятная совокупность данных факторов замедляет экономический рост и грозит рецессией, что свидетельствует об исчерпании российской «модели роста» после десятилетия среднегодовых показателей на уровне 5—5,5%.

В такой ситуации однобокое стимулирование внутреннего спроса (любым способом, в том числе через рост зарплат и пенсий, социальных и прочих выплат) неизбежно ведёт к давлению на внутренние цены и платёжный баланс. Необходимо кардинально перестроить экономическую политику таким образом, чтобы улучшить инвестиционный климат и стимулировать производственные инвестиции в новые мощности, ориентируясь на рост конкурентного предложения с последовательным приближением к балансу со спросом (РИА «Новости», 20 февраля 2013 г.). Но этого пока не происходит.

*****

Известный импульс повышению ВВП придадут также три мегаинфраструктурных проекта (строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань, центральной кольцевой автомобильной дороги по территории Московской области и районам Новой Москвы, а также модернизация Транссиба). Однако, чтобы финансировать свои мероприятия, кроме «раскулачивания» Фонда национального благосостояния правительство должно собирать налоги. Это означает «усиление власти правительства, … увеличивает опасность того, что правительство, вместо того, чтобы служить большинству граждан, может превратиться в орудие, с помощью которого некоторые из них смогут обогащаться за счет других» (Милтон Фридман).

В конечном счёте, если динамика мировых цен на нефть также будет позитивной (средние цены порядка 110 долл. за баррель) то, возможно, в 2015—2016 гг. российская экономика покажет желанный 5%-ый рост. Но каково будет качество такого роста?

Информация к размышлению

1. По оценке Всемирного банка, Россия потеснила Германию и заняла пятую строчку в списке десяти крупнейших мировых экономик с учётом паритета покупательной способности по итогам 2012 г. с показателем в 3,4 трлн долл. после США (15,6 трлн), Китая (12,4 трлн), Индии (4,8 трлн) и Японии (4,5 трлн).

Согласно рейтингу стран по уровню валового национального продукта (ВНП) на душу населения за год (с 1 июля 2012 г. по 1 июля 2013 г.). Россия находится в списке стран с высоким уровнем дохода (12 616 000 долл. и более на душу населения) (NEWSru.com/Экономика, 15 июля 2013 г.).

2. Социологи РАН отметили, что количество россиян, смирившихся со своим бедственным положением, безысходностью и убежденностью в невозможности улучшить своё материальное положение (ниже 8848 руб. на человека) растёт с каждым годом. Доходы ниже этого уровня имеет почти четверть граждан страны (23%). 70% россиян проводят «черту бедности» по отметке не выше 7000 руб. на человека в месяц, около трети — от 7000 до 10 000 («Независимая газета», 15 июля 2013 г.).

Актуальность повышения темпов роста российского ВВП до 5% и более не должна заслонять другого: в мировой экономике всё более приоритетными становятся не количественные параметры (включая ВВП как неотъемлемый показатель развития индустриальной составляющей экономики), а параметры, характеризующие качество роста («Финмаркет», 9 июля 2013 г.).

Не замечая или игнорируя данную тенденцию, мы рискуем не только потерять свои позиции на глобальных рынках, но и оказаться неконкурентоспособными внутри своей страны (рис. 2).

Рис. 2. Импортозамещение не состоялось

Отсутствие продуманной системной госполитики не только не ведёт к интенсивному импортозамещению, что само по себе чревато возникновением внутренних экономических и социальных проблем. Оно несёт угрозу национальной безопасности и подрыву российских экономических и политических позиций на международной арене.

*****

Сформулированный, далеко не оптимистичный вывод следует также из результатов опроса читателей, выполненного аналитическим центром еженедельника «Экономика и жизнь» (см. таблицу 1).

Таблица 1. Известна ли вам адекватная мировым трендам Стратегия всестороннего развития России, %:

Нет

75

Да

23

Другое

2

75% ответивших — достаточно сведущих в делах российской экономики читателей — однозначно уверены в отсутствии реальной и продуманной долгосрочной стратегии развития. Позиция 23% читателей, считающих, что такая стратегия у страны есть, не может поставить под сомнение данный вывод.

Таким образом, если даже сокровенное знание о том, «куда идёт король» известно, то далеко не всем. Итоговое впечатление в целом — в совокупности с глобальными трудностями, сугубо российские проблемы угнетающе воздействуют на отечественную экономику, неумолимо сокращая время для принятия решений, пространство для манёвра и соответствующие инструменты.

*****

Аналитический центр газеты «Экономика и жизнь» исследовал, насколько читатели газеты ознакомлены со стратегией развития своей компании (табл.2).

Таблица 2. Вы знаете стратегию развития компании, в которой работаете, %:

Не знаю

46

Знаю и одобряю

28

Знаю и не одобряю

26

Знакомы со стратегией компании, где работают, чуть более половины опрошенных (54%). Менее трети поддерживают реализуемую руководством стратегию. Без малого четверть опрошенных – те, кто знаком со стратегией компании, но не одобряет избранный курс. Почти половина участников опроса (46%) вообще ничего не знает о стратегии. Иными словами, они — в лучшем случае — обычные, добросовестные наёмные работники, деятельность которых не обязательно предполагает заинтересованное, целенаправленное участие в реализации разработанного курса.

Таким образом, более 70% опрошенных (с учётом тех, кто не знаком либо принципиально не одобряет стратегию) так или иначе (осознанно или в результате отсутствия соответствующей информации) «выключены» из заинтересованной, активной, целенаправленной деятельности компании. Такие работники трудятся от звонка до звонка и объективно не заинтересованы в результатах её деятельности.

Кроме того, отсутствие информации о планах руководства вызывает у работников естественную настороженность и неуверенность в стабильности своего положения: если прогрессивные изменения произойдут (например, технологическая модернизация, связанная с внедрением современного, более производительного оборудования), то часть из них может потерять работу.

Информация к размышлению

Из представленных результатов следует, что надежда компании на развитие – «в руках» не более чем трети сотрудников (28%), причём не факт, что их устремления, активность и умение в полной мере соответствуют целям и задачам компании.

Для сравнения: в компании Ford 87% сотрудников одобряют вектор её развития и удовлетворены работой.

Полученные результаты не являются неожиданными — они в той или иной степени соответствуют данным, полученным различными социологическими и исследовательскими центрами. Однако адекватные действия на государственном уровне отсутствуют. Зато «в моде» многочисленные комментарии относительно состояния российской экономики: перегрев, стагнация, рецессия?

Росстат зафиксировал стагнацию в российской промышленности: рост за июнь и первые полгода составил всего 0,1% соответственно. В том, что стагнация российской экономики набирает обороты, что будут возникать очаги нестабильности, в том числе «под влиянием непоследовательной политики государства», что снижение курса рубля приведет к удорожанию импортных товаров, а инфляция будет расти, уверены и экономисты ВШЭ («Слон.ру», 16 июля 2013 г.).

В правительстве уповают на слом негативных тенденций. Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев прогнозирует рост экономических показателей во втором полугодии 2013 года и не ожидает рецессии: «Думаю, что в следующем полугодии у нас есть шансы на некоторое ускорение экономики» («Финмаркет», 16 июля 2013 г.).

*****

Победить в отдельном бою, даже если отсутствует предварительный план действий, — можно. Трудно, но возможно победить в большом сражении, действуя по принципу «Главное ввязаться в битву, а там видно будет!» Однако добиться победы в длительных военных действиях без адекватной стратегии — нельзя.

Авторитетный военный теоретик Б.Х. Лиддел-Гарт утверждал, что «чисто военная стратегия должна руководствоваться более дальновидной и имеющей более широкую перспективу большой стратегией, … гибкой стратегией как искусством» (Выделено. — В.Т.).

При всём желании под определение большой стратегии не подпадает ни одна из бесчисленных российских «стратегических разработок» различного калибра — от узковедомственных до всеохватно масштабных. В лучшем случае — или сиюминутный план действий (на год-два-три с непременной коррекцией), или директивный перечень желаемого как возможно осуществимого в среднесрочной перспективе. Известные же показатели долгосрочного планирования скорее зависят от субъективного мироощущения авторов и воспринимаются читающей публикой как неизбежный реверанс политической конъюнктуре.