1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 617

Банки: …тогда мы едем к вам!

В поисках новых идей для пополнения перечня услуг, предоставляемых клиентам, многие банки возвращаются к способам, казалось бы, забытым, но проверенным временем. Один из них — передвижные отделения банков.

Впервые в мире передвижные банковские отделения в виде автобуса, колесящего по удаленным от центра регионам страны, запустил еще в 1946 г. британский банк RBS. Сначала это была сугубо рекламная акция. Таким способом кредитная структура хотела продемонстрировать, что готова обслуживать своих клиентов независимо от того, где они находятся.

Со временем оказалось, что подобные банковские услуги крайне востребованы в отдаленных частях Соединенного Королевства, население которых традиционно отличается низкой мобильностью.

«Мы охватываем большое количество мест и являемся настоящим спасательным кругом для клиентов. Наша клиентская база располагается на небольших независимых предприятиях и удаленных фермерских хозяйствах, и мы играем большую роль в местной экономике и даже позволяем людям экономить деньги на топливе», — говорит сотрудник банка RBS Клер Макбрайд.

Примечательно, что между сотрудниками передвижного банка и местным населением складываются доверительные отношения. Банкиров называют по имени и обсуждают с ними последние новости. «Некоторые из наших клиентов очень редко встречают гостей, и мы становимся одними из тех немногих людей, которых они видят в течение дня», — говорит сотрудник британского банка.

Мобильные банковские отделения, кстати, получили распространение не только в Англии, но и в странах Содружества — Австралии и Канаде, где очень велика доля малозаселенных территорий. Кроме того, уже длительное время мобильные банки работают в странах Индийского субконтинента — Индии, Пакистане, Бангладеш.

В основном, правда, азиатские банки на колесах специализируются на выдаче микрокредитов местному населению, но есть и такие кредитные структуры, которые предоставляют комплексные услуги.

Одним из активных игроков на этом рынке является индийский Tamilnad Mercantile Bank. На сайте банка, в частнос­ти, расположено трогательное по содержанию расписание движения мобильного отделения: «В понедельник, среду и пятницу с 10.00 до 11.30 будем находиться у деревни Матта Кадаи, рядом с церковью Святого Пат­рика».

Обозреватель «ЭЖ» наблюдал за работой одного такого мобильного банка, обслуживающего клиентов в горном штате Химчал-Прадеш на севере Индии. Именно там расположены крупные воинские части, которые отрезаны от «большой земли» большую часть года. Зарплату военным начисляют, как ни странно, на банковские карточки, и банк на автобусе помогает ее обналичить, а заодно предлагает разместить часть средств на депозиты. Солдаты охотно открывают и пополняют действующие вклады, ибо потратить в Гималайских горах всю зарплату даже при желании достаточно сложно. Банку не нужно, таким образом, дополнительно тратиться на инкассацию, и депозитный портфель пополняется за счет долгосрочных вкладов. И солдаты довольны, и обороноспособность страны не страдает.

Кстати, стараниями прежнего министра обороны большая часть военнослужащих в России с недавнего времени также получает деньги на зарплатные банковские карты. Прогрессивное начинание обернулось серь­езной проблемой для тех, кто несет службу на дальних заставах и малонаселенных территориях. Оказалось, что в некоторых случаях ближайшие банкоматы расположены на расстоянии более 100 км от воинской части. Причем речь идет не о простых гражданах, а о тех, чья мобильность ограничена по определению! В общем, хотели как лучше, а получилось как всегда. Разумеется, пока коммерческие банки не спешат разворачивать свои мобильные структуры в удаленных гарнизонах Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера, что создает массу предпосылок для злоупотреблений со счетами военнослужащих.

Справедливости ради следует сказать, что идея передвижных офисов вполне эффективно используется российским Сбербанком.