1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1027

ФАС России рассмотрит нарушения заказчиков при закупках вне торгов и котировок

Жалоба участника закупки товаров, работ и услуг на действия (бездействие) руководства отдельных видов организаций, размещающих заказ в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ, может стать поводом для проверки заказчика. В случае обоснованности жалобы антимонопольный орган выдаст заказчику предписание об устранении нарушений обязательных правил в этой сфере, в том числе и тех, которые в жалобе не были указаны.

Федеральная антимонопольная служба России еще в начале года приняла приказ от 18.01.2013 № 17/13 «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» (далее — приказ, текст документа см. в «БП», с. 17). Приказ устанавливает правила рассмотрения антимонопольными органами жалоб участников госзакупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц. Однако Минюст России зарегистрировал этот документ лишь 16 мая (№ 28421). Приказ вступает в силу 7 июня 2013 г. Он издан во исполнение положения ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ) о том, что участники госзакупки могут обжаловать действия (бездействие) заказчика в предусмотренных законом случаях.

Новый приказ распространяется не на всех участников госзакупок

В соответствии с Законом № 223-ФЗ заказчиками являются государственные корпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере снабжения населения необходимыми коммунальными услугами, ГУПы, МУПы, автономные учреждения и организации с долей госучастия не менее 50%, их дочерние общества, а также их дочерние общества (ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ).

Участниками же закупки являются организации и индивидуальные предприниматели, ­соответствующие требованиям заказчика, указанным им в положении о закупке (ч. 5 ст. 3 ­Закона № 223-ФЗ).

Приказ не распространяется на такие способы размещения заказа, как проведение торгов и котировок, а действует лишь в отношении размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя или подрядчика) и на бирже (п. 2 ч. 1 ст. 10 Феде­рального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», далее — Закон № 94-ФЗ). При этом последний способ пока не получил большого рас­про­странения в России, ­хотя он и предусмотрен Законом № 94-ФЗ.

Приказом урегулирован порядок подачи участниками закупки жалоб на действия (бездействие) заказчиков, приема таких жалоб антимонопольными органами, а также сроки их рассмотрения и иные важные процессуальные аспекты. Положения приказа во многом перекликаются с положениями о подаче жалоб при нарушении процедуры торгов, предусмот­ренными ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Заявитель вправе подать жалобу в случаях:

  • неразмещения на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) заказчиком положения о ­закупке, внесенных в него ­изменений, иной необходимой информации, а также нарушения сроков размещения на этом ресурсе;
  • требования от участников ­закупки документов, не преду­­смотренных документацией о закупке;
  • осуществления закупки без положения о ней, размещенного на официальном сайте и без применения положений Закона № 94-ФЗ.

Срок подготовки к рассмотрению жалобы будет очень коротким

На обжалование заявителю ­будет дано десять дней со дня подведения итогов закупки или со дня их размещения на официальном сайте. А в случае признания закупки несостоявшейся или незаключения договора по ее итогам этот срок подачи жалобы составит три месяца. При этом срок установлен в днях, а в каких именно — рабочих или календарных — в приказе не уточняется.

Приказом установлены требования к содержанию жалобы, прежде всего, ее письменная форма. Направляется в антимонопольный орган жалоба по почте, по электронной почте, факсом или иным способом.

Антимонопольный орган вправе будет вернуть жалобу при несоблюдении требований к ее содержанию, подписании ее неуполномоченным лицом, наличии решения антимонопольного органа или вступившего в законную силу судебного акта по обжалуемым действиям (бездействию) заказчика.

Сроки, отведенные на подготовку к рассмотрению жалобы, довольно короткие. Решение о возврате или принятии к рассмотрению жалобы должно будет приниматься в течение трех рабочих дней со дня ее поступления. В случае принятия решения о возврате заявитель будет письменно извещен в день его принятия с указанием причин возврата.

Если жалоба принимается к рассмотрению, то антимонопольный орган в тот же срок будет выполнять следующие действия:

  • размещать на своем сайте или на официальном сайте www.zakupki.gov.ru информацию о начале рассмотрения ­жалобы и ее содержании;
  • направлять заявителю и заказчику по почте, факсом или электронной почте уведомление-повестку о поступ­лении жалобы, времени и месте ее рассмотрения, кратком содержании и о приостановке закупки до рассмотрения жалобы по сущест­­ву. Все заключенные с этого момен­­та и до принятия решения догово­­ры ничтожны.

А заказчик обязан будет в течение одного рабочего дня известить всех участников закупки о реквизитах жалобы, а также о времени и месте ее рассмот­рения.

Участники закупки будут иметь право подавать возражения и дополнения, но сделать это необходимо не позднее, чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.

В решении ФАС России укажет все нарушения заказчика

Антимонопольный орган обязан будет рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня ее поступления, в том числе и в отсутствие уведомленных надлежащим образом участников закупки.

Неясно, правда, что будет считаться надлежащим извещением в данном случае. В приказе имеется ссылка на дату принятия решения о возврате жалобы, но очевидно, что в документе допущена опечатка. Ведь логичнее было бы принять за дату уведомления момент размещения антимонопольным органом информации о поступлении жалобы к рассмотрению на одном из вышеуказанных сайтов в Интернете.

Заказчик обязан будет представить все документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения закупки, на рассмотрение комиссии антимонопольного органа. И если она установит иные нарушения, помимо указанных в жалобе, то решение будет вынесено с учетом всех нарушений, и в результате заказчику будет вынесено обязательное для исполнения предписание. Решение по жалобе в течение трех рабочих дней будет направляться заказчику и заявителю и размещаться на одном из сайтов. Такое решение может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

После прочтения приказа складывается впечатление, что при разработке текста документа были допущены опечатки, которые не дают четкого понимания некоторых моментов процедуры. Насколько она будет эффективна и оперативна, покажет время.