1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 838

Бизнес-омбудсмен заработал в России по-серьезному

По поручению Президента РФ Минэкономразвития был подготовлен текст законопроекта о создании нового органа власти — Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Спустя год после того, как эта задача была поставлена главой государства, вступил в силу и соответствующий закон. Уполномоченный по защите прав и законных интересов представителей бизнеса будет рассматривать жалобы на нарушающие эти права и интересы решения и действия (бездействие) местных и федеральных чиновников. Причем, помимо Уполномоченного федерального уровня, свои уполномоченные могут появиться и у бизнес-сообществ в регионах.

После инаугурации в мае прошлого года Президент РФ среди задач, стоящих перед законодателями, обозначил необходимость создания института Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Результат — 8 мая 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (далее — Закон № 78-ФЗ). Согласно этому закону Уполномоченный осуществляет защиту прав и законных интересов всех субъектов предпринимательства на территории РФ и российских субъектов предпринимательства за рубежом.

Стоит отметить, что закон прошел рассмотрение в Госдуме, Совете Федерации и был подписан Президентом РФ в относительно короткий срок. Так, текст законопроекта был внесен в нижнюю палату парламента в начале декабря прошлого года, и спустя менее чем полгода получил статус федерального закона.

Уполномоченным по защите прав предпринимателей назначен Борис Титов, бывший председатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия». На своем сайте www.ombudsmanbiz.ru 9 июня он должен будет опубликовать утвержденный им порядок подачи и рассмотрения жалоб и принятия решений по ним.

Обращаться в суд за предпринимателей сможет Уполномоченный по защите их прав

Уполномоченный рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельнос­ти, принимает решение об их принятии или непринятии к рассмотрению и уведомляет заявителей об этом в течение 13 дней с момента поступления жалобы. После чего Уполномоченный уведомляет заявителей о принятии мер по их жалобе не реже одного раза в два месяца. Законом № 78-ФЗ предусмотрены основания для направления мотивированного отказа в принятии жалобы к рассмотрению (п. 3 ст. 4 Закона № 78-ФЗ). При отсутствии контактных данных заявителей жалобы она рассмотрению не подлежит (п. 4 ст. 4 Закона № 78-ФЗ).

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный разъясняет затронутые в ней вопросы заявителям. Также он передает жалобу должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать по существу, или направляет должностному лицу, в решениях и действиях (бездействии) которого усматривается нарушение прав и законных интересов заявителя, или направляет свое заключение должностному лицу, решение, действие (бездействие) которого обжалуется. В ходе рассмотрения жалобы Уполномоченный может с письменного согласия заявителя участвовать в проведении проверки в отношении последнего.

Результаты рассмотрения жалоб публикуются на официальном сайте Уполномоченного с обязательным обезличиванием персональных данных.

Кроме того, Уполномоченный может обращаться в суд с исками о признании недействительными ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) лиц, наделенных пуб­личными полномочиями, защите прав и законных интересов в предпринимательской сфере иных, помимо заявителей, лиц.

Уполномоченный может направить лицам, наделенным отдельными публичными полномочиями, обращение о привлечении виновных лиц к ответственности, в том числе и уголовной, и обжаловать вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в отношении заявителей жалоб.

Хотя Уполномоченный и не обладает законодательной инициативой, он может вносить обоснованные предложения о принятии, изменении или признании утратившими силу нормативных правовых актов в рамках своих вопросов на рассмотрение Президенту РФ, органам государственной власти и органам местного самоуправления. А заключения Уполномоченного по проектам нормативных актов, затрагивающих предпринимательскую сферу, обязательны для рассмотрения Правительством РФ и иными органами исполнительной власти.

Уполномоченный будет отчитываться в конце каждого календарного года перед Президентом РФ и вносить ему предложения о совершенствовании правового положения субъектов предпринимательства. Доклады Уполномоченному надлежит публиковать на своем официальном сайте и в «Российской газете».

Права предпринимателей в регионах будут защищать специальные уполномоченные

Должность уполномоченного также может учреждаться в субъекте РФ на основании соответствующего закона. Им же уполномоченный назначается на должность по согласованию с Уполномоченным с учетом мнения предпринимательского сообщества. Правда, кто входит в предпринимательское сообщество, а также — в какой форме будет проводиться учет его мнения, в Законе № 78-ФЗ не уточняется.

Уполномоченный в субъекте РФ сможет рассматривать жалобы всех предпринимателей — как зарегистрированных, так и не зарегистрированных, но находящихся на территории соответствующего субъекта РФ — на решения, действия (бездействие) местных чиновников, нарушающих права и законные интересы предпринимателей. Рассмотрение жалобы, содержащей такие же вопросы, что имеются в жалобе, поданной уполномоченному из другого субъекта РФ, не допускается. Если после принятия жалобы в одном субъекте РФ будет установлено, что аналогичная жалоба уже рассматривается уполномоченным другого субъекта РФ, первоначальная жалоба будет оставлена без рассмотрения и возвращена заявителю.

Уполномоченный субъекта вправе:

  • запрашивать и получать необходимую информацию от органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц;
  • обращаться в суд за признанием недействительными ненормативных актов, решений, действий (бездействия) местных чиновников, нарушающих права и законные интересы предпринимателей, незаконно возлагающих на них какие-либо обязанности, а также создающих препятствия к осуществлению ими предпринимательской деятельности;
  • направлять мотивированные предложения о принятии, изменении или признании утратившими силу нормативных правовых актов в рамках своих вопросов так же, как и Уполномоченный, только на уровне субъекта РФ;
  • проводить проверку заявителя жалобы с его согласия и осуществлять иные действия в рамках своей компетенции.

Отчитывается уполномоченный в субъекте РФ Уполномоченному по окончании календарного года.

комментарий

Юлий Тай, управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус», к.ю.н.

Для защиты предпринимателей существуют специальные профессии — адвокаты, юристы. И то, что один человек, пусть и с полномочиями, может изменить ситуацию с правами предпринимателей, у меня вызывает сомнения. Идея предпринимательства заключается в том, что предприниматели действуют на свой страх и риск. Поэтому они не нуждаются в том, чтобы им «вытирали сопли». Сдувать с них пылинки тоже было бы заблуждением. Другое дело, что в нашей стране предпринимателей в первую очередь приходится защищать от государства. Но новый закон это вряд ли изменит.

Одна из главных проблем не в том, что у нас плохое законодательство или в нем слишком много норм, касающихся ответственности предпринимателей, а в том, что ответственность эта может применяться совершенно произвольно. По одному и тому же закону одних наказывают за небольшое правонарушение, а других не наказывают за гораздо большее. И хотя у нас судебная ветвь власти — одна из самых прогрессивных и дает предпринимателям реальный шанс защитить свои права в суде, но это длинный и не самый эффективный путь. Пока предприниматель защищает свои права в суде, административный орган может сделать так, чтобы его бизнес перестал существовать в принципе. Судебная процедура, к сожалению, не настолько быстра, чтобы успевать за произволом чиновников.

Необходимы системные меры по уменьшению давления на бизнес и невмешательства государственных органов в деятельность предпринимателей. И они вроде бы уже предпринимаются: ведется административная реформа, готовятся регламен­ты предоставления госуслуг. Но сможет ли в результате государство добиться того, чтобы его репрессивный аппарат не вмешивался в работу предпринимателей? Очевидно, что сама суть существования госаппарата противна этой идее. Чиновники хотят максимально вмешиваться, несмотря на все направленные против этого инициативы. И никто, кроме самого государства, не сможет ограничить это воздействие. Если чиновникам любого уровня всех министерств и ведомств будет дана политическая установка не вмешиваться в деятельность предпринимателей там, где это не нужно и избыточно, тогда не нужны будут никакие омбудсмены.