Российское ГТО и китайская мечта

| статьи | печать
На совещании, посвящённом детско-юношескому спорту, президент Владимир Путин напомнил о советском спортивном комплексе ГТО («Готов к труду и обороне») и предложил в обновлённом формате «возродить систему». Потянув за очередное звено президентских указаний, мы снова вытащим бесконечную цепь не решённых за два десятилетия российских проблем.

Председатель КНР Си Цзиньпин провозгласил главным лозунгом «китайскую мечту», развивающую национальный дух, в основе которого патриотизм, реформы и мощное государство. Он отметил, что по этому нелёгкому пути общество настойчиво идёт уже более 30 лет.

В древнем Риме говорили: «Suum — cuique», или «Каждому — своё»…

Каждая цепь состоит из звеньев

Забота о здоровье подрастающего поколения — дело благородное, необходимое и актуальное. «В 14 лет две трети детей в России уже имеют хронические заболевания, у половины школьников отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, у 30% нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, до 40% призывников не в состоянии выполнить минимальные нормативы физподготовки военнослужащих… Современный оснащённый спортзал должен быть в каждом учебном заведении. Решить эту задачу нужно в ближайшие годы», — подчеркнул глава государства (РИА «Новости», 13 марта 2013 г.).

Хотелось бы верить, чем более продуманно и качественно будет выполняться эта инициатива, тем выше ожидаемый общенациональный эффект. Но сразу возникают вопросы. По официальным данным, на сегодняшний день в России насчитывается порядка 53 500 школ, в которых учатся 13,4 млн школьников. Возвращение «в строй» комплекса ГТО, строительство или модернизация (позволим себе этот термин) десятков тысяч спортзалов с последующим обслуживанием, соответствующая инфраструктура, квалифицированное кадровое обеспечение с достойной зарплатой, спортивный инвентарь — потребуют весьма значительных материальных и финансовых ресурсов: миллиардов рублей, миллионов тонн разнообразной, в том числе высокотехнологичной продукции, комплекса услуг и т.д. Откуда уверенность, что в достаточных объёмах все эти объекты профинансируем и обеспечим, например, стройматериалами и металлоконструкциями?

А разве и пять, и десять, и двадцать лет назад медики, учителя, родители, одним словом, неравнодушная общественность не били тревогу? Учтём, что, кроме современных спортзалов, нужны современные спортивные школы и стадионы. А как будет отрегулирован баланс между бесплатным для граждан спортом и платными спортивными услугами, которые школы теперь могут предоставлять? Не говоря уже о всеобъемлющей теме массовой доступности спорта и т.д. Ведь принятую госпрограмму публично не обсуждали.

Так почему бы, наконец, не озадачиться анализом всего комплекса проблем (в том числе досуга) подросткового возраста, а также молодёжной политикой в целом? «Клевать по зёрнышку», может быть, политически выигрышно — но времени нет.

А на следующий день, встречаясь с активистами Российского военно-исторического общества, глава государства заверил, что федеральные и региональные структуры, военные и гуманитарные ведомства будут оказывать им всяческую поддержку и помощь.

Не умаляя значимости и важности проблем, озвученных президентом, любой из нас без особого напряжения может выделить навскидку им сопутствующие, без которых «процесс не пойдёт». Например, явный недостаток современных фильмов и других «продвинутых» информационных продуктов о героях спорта и тех, кто совершил ратные подвиги — предках и современниках, здоровом образе жизни, ярких патриотических страницах национальной истории.

Совсем нет фильмов, публицистики и прочих материалов о героях труда, недостаточно телепередач, интернет-сайтов, рассказывающих о прорывных технологиях и научных открытиях, — о какой общественно полезной деятельности, какой модернизации и каких инновационных достижениях может идти речь? Не говоря уже о несправедливом распределении доходов, отчуждающих работников от результатов труда и убивающих всякое стремление к его эффективности («Экономика сегодня и завтра», «Народные предприятия России» — см. здесь же).

Информация к размышлению

На встрече с активистами Народного фронта президент Владимир Путин напомнил о звании «Герой социалистического труда» в СССР и своим указом возродил звание «Герой труда России».

Почему бы не поставить скромную задачу: довести объём информационных материалов, посвящённых престижу честного, общественно полезного труда, способного обеспечить достойную жизнь, возродить патриотизм и духовные начала, привить чувство гордости за свою страну — до уровня, хотя бы сопоставимого с присутствием на телеэкранах и в Интернете боевиков, детективов и прочих поделок «массовой культуры».

В этом убеждено большинство граждан, опрошенных Левада-Центром (см. таблицу).

Таблица. С каким из следующих мнений по поводу патриотизма вы бы скорее согласились? (%)

Патриотизм это глубоко личное чувство, и его нельзя навязывать людям

26

Патриотизм надо воспитывать с детства: в семье, в школе; его необходимо пропагандировать на телевидении, в кино, в литературе

69

Затруднились ответить

6

Очевидно, эти проблемы далеко не единственные, и, кроме давно назревшей школьной и актуальной патриотической тематики, существует великое множество иных, требующих скорейшего решения вопросов. Они общеизвестны — даже перечислять не надо. Тогда по какому принципу идёт их отбор и озвучивание? Кто и как ранжирует, расставляет приоритеты?

Бюджет 2013 г. давно утверждён и исполняется, госзаказ сформирован. «Промфинтехпланы» государственных и частных российских компаний реализуются (до конца I квартала осталось всего ничего). Иными словами, ресурсы «расписаны» и вовлечены в производственный оборот. Спрашивается, «откуда деньги, Зин» и ресурсы на настоящие и будущие президентские инициативы в рыночных условиях? В чём здесь отечественное ноу-хау, где скрывается традиционная «заначка»? Тем более что в условиях текущего падения собираемости налогов для покрытия выпадающих доходов правительство пригрозило строго отслеживать не предусмотренные бюджетом расходы.

Информация к размышлению

1. Бюджет России в 2013 г. недополучит 360 млрд. руб. от приватизации и 130 млрд рублей налогов. Доходы от приватизации, запланированные в бюджете-2013 на уровне 472 млрд. руб., по подсчетам Минфина сократятся в семь раз и не превысят 60 млрд. руб. Выпадающие суммы доходов связаны с тем, что приватизация компаний, скорее всего, будет проводиться через докапитализацию в форме допэмиссии, а не продажу госпакета акций. В итоге поступления от приватизации в бюджет могут составить всего 60 млрд. руб. Более того, в 2013 г. бюджет может недополучить около 130 млрд. руб. ненефтегазовых поступлений, а правительству уже сейчас не хватает полтриллиона рублей (NEWSru.com/Экономика, 15 марта 2013 г.).

2. Уместно напомнить, что бывший зампред ЦБ РФ Александр Хандруев ещё в конце 2011 г. предупреждал: «Гранды мирового бизнеса представлены американскими банками — и у них уставный капитал уменьшился, то же самое произошло, например, в Германии. А в России уже сейчас на долю первых десяти банков приходится 60% совокупных активов — это ненормально. Докапитализация — не знаковое событие, это продолжение истории, которая ведёт нашу банковскую систему в тупик» («Эксперт — Юг», 19 декабря 2011 г.).

Добавим — не одну лишь банковскую. С одной стороны, взяв курс на докапитализацию, правительство вольно или невольно подменяет «бюджетную» цель приватизации на фоне демагогических рассуждений о стратегических инвестициях. С другой — и уже не удивить — не просматриваются признаки улучшения прозрачности процесса. С третьей — вполне вероятны укрупнение ряда финансовых учреждений и промышленных гигантов в ходе очередного этапа приватизации, усиление роли госбанков, дальнейшая монополизация российской экономики, удушающая и без того деформированные конкурентные механизмы. Это ставит под сомнение неоднократные заверения лично премьера о его приверженности политике сокращения государственного присутствия в экономике.

Возможное объяснение резкой смены курса — отчаянные попытки правительства одновременно стимулировать инвестиционную динамику частного бизнеса и обеспечить достаточный инвестиционный потенциал компаний для последующей технологической модернизации.

Добавим — не одну лишь банковскую. С одной стороны, взяв курс на докапитализацию, правительство вольно или невольно подменяет «бюджетную» цель приватизации на фоне демагогических рассуждений о стратегических инвестициях. С другой — и уже не удивить — не просматриваются признаки улучшения прозрачности процесса. С третьей — вполне вероятны укрупнение ряда финансовых учреждений и промышленных гигантов в ходе очередного этапа приватизации, усиление роли госбанков, дальнейшая монополизация российской экономики, удушающая и без того деформированные конкурентные механизмы. Это ставит под сомнение неоднократные заверения лично премьера о его приверженности политике сокращения государственного присутствия в экономике.

Возможное объяснение резкой смены курса — отчаянные попытки правительства одновременно стимулировать инвестиционную динамику частного бизнеса и обеспечить достаточный инвестиционный потенциал компаний для последующей технологической модернизации.

Переменчивые ветры, дующие в паруса российской приватизации, — очевидное следствие активности недремлющей отечественной закулисы, разгорающейся борьбы кланов, тем более острой и непримиримой, чем привлекательнее выигрыш или существеннее угрозы.

Обратим внимание на множественность сценарных вариантов и особенности бюджетной политики. По расчётам Минфина, при повышении среднегодовой цены на нефть Urals с 97 до 105 долл. за баррель российский бюджет может недополучить всего 80 млрд руб. вместо заложенных 130 млрд руб. дефицита. При 110 долл. за баррель российский бюджет и вовсе окажется в плюсе примерно на 700 млрд руб. (порядка 1% ВПП). (NEWSru.com/Экономика, 21 марта 2013 г.).

С одной стороны, это позволяет снизить в необходимой степени прогноз по доходам (скажем, за счёт принятия для расчётов более низкой прогнозной среднегодовой цены на нефть). А с другой стороны, безболезненно увеличивать (для исполнения «внеплановых» инициатив) отдельные расходные статьи — и таким образом осуществлять финансовый «манёвр» в десятки миллиардов рублей, вполне соответствующий идеологии и потребностям ручного управления. Сообщения о запуске «Электронного бюджета» — портала, на котором можно будет в режиме реального времени отследить расходы бюджетов всех уровней вплоть до муниципалитетов, — шаг в правильном направлении («Финмаркет», 20 марта 2013 г.).

Модернизация буксует, востребованность инноваций в отечественной экономике буквально «ниже плинтуса», не вызывающие сомнения в своей объективности индикаторы в лучшем случае не снижаются. При существующем «штучно-выборочном» подходе «высоких» совещаний и обсуждений понадобится столько, что работать будет некогда. Что это, как не рецидивы ручного управления?

Символичен конфликт, связанный с объединеним электросетевых компаний в холдинг «Российские сети». Компания ФСК ЕЭС, управляющая магистральными ЛЭП, добилась, чтобы после слияния ею вручную не руководили чиновники правительства («Финмаркет», 19 марта 2013 г.). Официально объявлено, что нынешнее «собирательство» увеличит привлекательность Сетей для инвесторов, ограничит рост тарифов и улучшит управляемость. То же мы слышали, когда решением правительства торопливо реформировали РАО «ЕЭС России». Не повод ли это, разрабатывая приватизационные планы, помнить мудрый совет: «Семь раз отмерь — один раз отрежь»?

Конечно, не факт, что система ручного управления — это всегда плохо (она может быть востребована, например, при возникновении экстремальных ситуаций, если неэффективны действующие алгоритмы и требуются нестандартные решения). Но она, безусловно, противоречит принципам рыночной конкуренции и закономерностям формирующейся постиндустриальной экономики (никоим образом не принижающей роль передовых индустриальных технологий), уводя российскую экономику по траектории, недопустимо расходящейся со «столбовой дорогой» глобального развития. Ещё одно важное, на наш взгляд, обстоятельство — не представлять ручное управление и роль государства в экономике взаимозаменяемыми, аналогичными друг другу.

От единичного к общему

Неужели левая рука не знает, что делает правая? Или наоборот? На самом деле, руки работают согласованно. И головы тоже. Суть в том, что объективно востребованный в «нулевые годы» принцип ручного управления действует как оперативная ответная реакция на события и слабо учитывает обратные связи, по определению не предусматривая системного подхода ни к отдельной проблеме, ни к комплексу проблем, не предполагает всестороннего анализа совокупности взаимообусловленных причинно-следственных связей. Ситуация напоминает тлеющие угли: то здесь неожиданно полыхнёт, то там — гасить надо срочно…

В философии переходным мостиком между категориями единичного и общего является особенное, которое не сводится ни к одной из них.

В российской действительности в целом и в экономике в частности между государством, бизнесом и обществом аналогичным связующим элементом выступает зачастую именно ручное управление. Причём оно действует не как временная мера, адекватная сложившимся социально-экономическим условиям определённого периода общественного развития, а как затянувшееся стремление целенаправленно выстроить сбалансированные отношения с либералами-рыночниками и государственниками, обеспечить функционирование рыночных механизмов в условиях неразвитых рыночных институтов и доминирования государственных и частных монополий.

Ручное управление — это своеобразный мобилизационно-волевой механизм, опирающийся на авторитет лидера. Он позволяет концентрировать необходимые ресурсы в нужное время и в нужном месте (АТЭС-2012, Сочи-2014, ЧМ по футболу — 2018), своевременно гасить набирающее силу недовольство (Пикалёво), обеспечить материальную помощь пострадавшим от стихийных бедствий (Крымск), выделять средства на ликвидацию крупных аварий и последствий техногенных катастроф и т.д.

Информация к размышлению

Общий объём финансирования строительства олимпийских объектов и создания в Сочи необходимой инфраструктуры достиг 1,526 трлн руб. (примерно 51 млрд долл.). По состоянию на 1 января 2013 г. всего освоено 1,136 трлн руб. (74,5% от плана). Большая часть расходов (две трети затрат) пришлась на создание инфраструктуры города. Только 200 млрд руб. (около 6,7 млрд долл.) пошло на строительство самих олимпийских объектов, остальное — расходы на подготовку региона к приёму гостей.

Основными инвесторами сочинской стройки стали контролируемые государством ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Газпром», ОАО «Федеральная сетевая компания ЕЭС» и ОАО «Сбербанк России», а также получившие кредиты Внешэкономбанка частные холдинги «Базовый элемент» и «Интеррос».

Когда и в каком качестве получит доходы российское общество от колоссальных средств, вложенных в олимпийский и другие масштабные проекты? Полтора триллиона рублей инвестиций с немалой прямой или косвенной бюджетной долей и туманным результатом — непозволительная роскошь для страны с неэффективной экономикой. Будущая судьба олимпийских объектов не была определена в начале олимпийской эпопеи, не ясна она и до сих пор. Среди обсуждавшихся вариантов — превращение конькобежного центра в выставочный комплекс, а медиацентра — в торговый молл.

Характерна дискуссия о последующем использовании Малой ледовой арены для хоккея. Среди предложений — цирк или спортшкола. «Победила» президентская идея — организовать круглогодичный Всероссийский детский спортивно-образовательный центр. Всё лучшее детям — это, конечно, правильно. Представляется, однако, что на полтора триллиона рублей, затраченных на сочинскую олимпиаду, можно было бы не только реконструировать или построить заново тысячи спортивных сооружений по всей стране, но и создать соответствующие спортивные центры с современной инфраструктурой в каждом российском регионе, максимально приблизив их к потенциальным пользователям. А заодно дать возможность разумно зарабатывать на оказании спортивных услуг всем субъектам РФ, тем самым развивая внутренний рынок и пополняя местные бюджеты.

Успешное цивилизационное развитие уменьшает значение ручного управления (какими бы продуманными предпринимаемые шаги ни казались) в пользу публичной, системно организованной деятельности, в большей степени регулируемой объективными законами формирования и развития гражданского общества, а не волей субъекта. С учётом известных российских особенностей (протяжённые территории, недостаточно развитая инфраструктура, несовершенное законодательство, некоторые традиции и менталитет, в основе которого исторически сформировавшееся достаточно высокое доверие к лидеру), ручное управление можно рассматривать как переходную, ограниченную во времени модель, роль и воздействие которой должно последовательно сокращаться.

Однако такая деятельность предусматривает наличие (формирование) адекватных структур, институтов, концептуальных подходов, соответствующих планов и программ. Если же требуемые подвижки не происходят, это либо ставит под вопрос качество достигнутых результатов, либо свидетельствует об отсутствии реальных действий на фоне провозглашённых целей, декларируемых обещаний и разработанных планов. Зачастую — одновременно о том и другом.

В самом деле, нельзя отрицать экономические, социальные и прочие достижения в недавние «нулевые». Равно как справедливо утверждение о всё меньшей адекватности современной повестке дня политики ручного управления и порождённых им институтов и механизмов. Качество и эффективность управления, издержки реальные и прогнозируемые, захватывающие дух показатели, в которые верит власть, и реальные будни большинства — суть и цена вопроса всегда имеют значение.

При ручном управлении логика актуального выбора в первую очередь гарантированно удовлетворяет требованиям политической целесообразности, совсем не обязательно совпадающим с основными проблемными трендами. Отсюда объективный вывод: чем больше ручного управления — тем меньше вероятность достижения результатов общественного развития, адекватных требованиям социально-экономического развития.

Принесёт ли ГТО счастье людям?

Народная мудрость гласит: «Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным». С этим не спорят — быть больным и бедным не желает никто. Несомненно, ГТО позволит части россиян почувствовать себя более здоровыми и активными. Но чтобы повысить их благосостояние, этого недостаточно (NEWSru.com/, Экономика, 15 марта 2013 г.).

Информация к размышлению

Как следует из ежегодного доклада ПРООН (Программа развития ООН) «Доклад о человеческом развитии 2013», Россия не попала в список стран с «очень высоким уровнем человеческого развития». Рейтинг составляется на основе данных об уровне жизни, социальной защищённости, здоровье, образовании, культурном развитии, состоянии преступности, охране окружающей среды, участии людей в принятии решений.

В первой пятёрке государств («очень высокий уровень человеческого развития») — Норвегия, Австралия, США, Нидерланды и Германия. Россия вошла в список стран с «высоким уровнем человеческого развития» — 55-е место, между Кувейтом и Румынией. В этой же группе Белоруссия — 50-е место, Грузия, Украина, Азербайджан и Армения соответственно 72-я, 78-я, 82-я и 87-я позиции.

Китай и Индия (101-я и 136-я строки рейтинга) выделены как перспективные страны, в которых меньше чем за 20 лет объём производства на душу населения удвоился. По прогнозу авторов доклада, к 2050 г. на Китай, Индию и Бразилию вместе взятые будет приходиться порядка 40% мирового производства, что превысит совокупный объём производства «семёрки» — Германии, Италии, Канады, Великобритании, США, Франции и Японии (NEWSru.com/Экономика, 15 марта 2013 г.).

Примечательно следующее рассуждение российского президента: «В условиях достаточно большого расслоения по уровню доходов, если мы ещё перейдём на общее образование платное, то мы вообще скатимся мгновенно. Просто даже не успеем глазом моргнуть, скатимся на уровень третьестепенной страны». Далее он добавил (думается, не случайно), что это отразится на обороноспособности страны, на производительности труда и перспективах конкурентоспособности в целом (РИА «Новости», 13 марта 2013 г.). Вполне системное дополнение, к сожалению, выборочно применённое…

Даже в первом приближении очевидна роль человеческого капитала и науки как производительной силы общества. Понятно, что ГТО — один из множества проверенных временем факторов, содействующих укреплению физического здоровья нации, а образование — одно из фундаментальных условий развития высокотехнологичного производства как важнейшей основы экономики знаний. А где прочие проверенные факторы и фундаментальные условия?

Министры образования и науки и спорта без промедления «взяли под козырёк». Началось обсуждение увязки ЕГЭ и ГТО. Госдума (традиционно принимающая федеральных законов в разы меньше, чем последующих поправок и изменений к ним) позитивно отреагировала на президентскую инициативу. Премьер подписал госпрограмму развития физической культуры и спорта в России. Но где доскональная проработка предложения с указанием «кто, что, когда и сколько»? Где остальные действующие лица?

Может быть, потому и отсутствует до настоящего времени общенациональная Стратегия развития, что противоречит канонам ручного управления, при котором для каждого члена команды важно наличие согласованной «своей игры» в краткосрочном, текущем режиме — вместо объективного, системного взаимодействия с другими игроками в рамках долгосрочного сценария?

Китайская мечта

В своей первой программной речи председатель КНР Си Цзиньпин призвал «возрождать китайскую нацию, распространять китайский дух, сочетающий в себе патриотизм, осознание эпохи реформ, стремление к построению мощного государства». Вновь избранный лидер нацииотметил, что для достижения китайской мечты необходим единый в своих стремлениях народ, уверенный в правильности избранного пути (социализм с китайской спецификой. В. Т.) и неустанно продвигающийся по нему («Российская газета», 18 марта 2013 г.). Он потребовал от руководителей всех уровней готовности принимать острую критику, быть строгими к себе и открытыми для окружающих, покончить с красными коврами и бесконечными банкетами: «Достаточно четырёх блюд и супа». Что касается либеральных реформ, здесь недопустима поспешность, необходимы постепенность и последовательность — как говорил Дэн Сяопин, «переходя реку, ощупываем камни».

По словам премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна, назрела реформа управления, в ходе которой следует отказаться от части бюрократических функций в пользу общественных структур и рыночных механизмов: «В настоящее время различные ведомства Госсовета контролируют работу и принимают решения по более чем 1700 вопросам, нынешнее правительство решило сократить число этих функций более чем на треть».

Это повысит эффективность экономики, позволит создать прозрачную систему борьбы с коррупцией, а народу в полной мере отслеживать предпринимаемые государством меры, улучшит имидж власти в глазах населения. Особо подчёркнута необходимость повышать качество роста при ежегодном увеличении объёмов экономики не ниже 7,5% — без серьёзных экономических потрясений и при готовности правительства к адаптации своих действий под изменяющуюся ситуацию (радио «Голос России», 17 марта 2013 г.). Речь идёт о структурной перестройке экономики, которая должна своевременно и гибко менять ориентацию с экспорта продукции на растущий внутренний спрос, максимально адаптируя национальную экономику к глобальным неопределённостям.

Сегодня в «китайское чудо» верят Международный валютный фонд (до 2017 г. ВВП Китая будет расти в среднем на 8,5% в год с постепенным снижением доли инвестиций), Всемирный банк (рост китайской экономики на уровне 7,8—8% в течение следующих десяти лет), Институт международной экономики имени Петерсона (ежегодный рост до 7,5%).

Но опасения китайских лидеров не лишены оснований. Пессимистический прогноз по Китаю сделан CitiGroup — в долгосрочной перспективе рост может составить 7% в год, но в отсутствие реформ не превысит 5—5,5% («Финмаркет», 8 марта 2013 г.).

По мнению известного экономиста Нуриэля Рубини, предсказавшего мировой финансовый кризис 2008 г., в Китае в ближайшие два-три года может лопнуть инвестиционный пузырь — доходность инвестиций падает, и уже в 2013 г. пик инвестиций может достигнуть 50% ВВП. Это приведёт к «жёсткой посадке» китайской экономики с падением показателей роста до 4—6% и потребует перестройки, которую за прошедшие 60 лет осуществили свыше 40 стран. Экономика станет более сбалансированной, но к высоким темпам роста ВВП больше не вернётся («Финмаркет», 8 марта 2013 г.).

В японском банке Nomura прогнозируют два сценария дальнейшего развития событий. По первому (базовому) сценарию произойдёт ужесточение монетарной политики, сопровождаемое замедлением роста экономики с 8,1% в 1-м полугодии 2013 г. до 7,3% во 2-м, в итоге это позволит избежать финансового кризиса и «жёсткой посадки» экономики. По второму (рисковому) — правительство поддержит ускоренный рост на уровне 7,5% и откажется от ужесточения экономической политики, что неизбежно приведёт к финансовому кризису и «жёсткой посадке». Дальнейшие перспективы экономики Китая будут зависеть от проведения реформ, в частности приватизации (FINMARKET.RU, 20 марта 2013 г.).

В Китае, однако, уверены: кризиса не будет, имеет место объективное замедление экономического роста в связи с одновременно происходящими структурными реформами.

*****

Нельзя не приветствовать выступления первых лиц с инициативами, направленными на решение актуальных общественных проблем. Но затрагиваемые темы зачастую при всей их важности вызывают вопросы. И не потому, что можно (или нельзя) было бы повременить с их обсуждением и решением — непонятна логика выбора.

Например, почему не озвучивается в рамках жилищной проблемы — бесконечно обсуждаемой и столь же далёкой от своего решения — явно скандальная ситуация с пустующими (годами не распроданными) квартирами в домах, построенных частными инвесторами? Наверняка часть такого жилья государство могло бы выкупить у компаний-собственников на взаимовыгодных условиях и продумать механизмы, позволяющие заселить очередников, десятилетиями (!) ожидающих жильё.

Или, заботясь (а разве не так?) о здоровье своих граждан, принять закон, ограничивающий бесполезную для покупателя информацию на упаковке продуктов питания — издевательски многословную и так микроскопически нанесённую, что прочесть её без многократного увеличения невозможно не только плохо видящим, но и людям с нормальным зрением. И т.д., и т.п.

А если по-крупному, ещё предстоит найти системные пути реального избавления от «нефтяной зависимости» и сокращения ненефтегазового дефицита, проведения давно назревших реформ и построения эффективной экономики на основе модернизации и опережающего развития, обеспечения справедливости в обществе, прав личности и торжества законности…

Знаменитый кот Матроскин утверждал: «Средства у нас есть. У нас ума не хватает». Всё-таки верится, что с интеллектом в России пока ещё благополучно. И мы сможем, взявшись за конкретное звено цепи (пусть это будут ГТО, военно-исторические общества и др.) и вытягивая всю цепь проблем, вначале сформулировать концептуально, а затем, наконец, разработать единую, обоснованную, системную, разделяемую большинством граждан общенациональную Стратегию долгосрочного социально-экономического развития России.

Причём сделать это, не игнорируя глобальные тренды, без ущерба духовным началам и культурно-историческим традициям, твёрдо следуя убеждению, что могущество государства Российского должно прирастать благополучием каждого его гражданина. И помня, что это только первый шаг на нелёгком пути цивилизационного восхождения.

Примечателен ответ респондентов на вопрос Левада-Центра о том, какая Россия им нужна. Для 78% в 2012 г. и 70% в 2002 г. — комфортная, удобная для жизни страна, в которой на первом месте стоят интересы человека, его благосостояние.

По словам руководителя КНР, «то, что может сделать рынок, надо передать рынку… то, что может сделать общество, надо передать обществу». От себя добавим: остальное (если останется) — предоставить продуманному ручному управлению. Тогда в треугольниках типа рынок — общество — государство не окажется ни тупых углов, ни чрезмерно вытянутых сторон.