Предпринимательская уверенность в торговле выросла за счет радужных ожиданий

| статьи | печать

Неопределенность экономических перспектив и сокращение потребительского кредитования привели в I квартале нынешнего года к снижению объемов продаж в розничной торговле, показывает опрос около 4000 коммерческих компаний, проведенный Росстатом. Вместе с тем основной индикатор обследования — индекс предпринимательской уверенности — подрос на 2 п.п. и составил +8%. Эксперты подчеркивают, что причиной его увеличения стали оптимистичные ожидания бизнесменов.

К позитивному моменту развития розничных организаций в I квартале 2013 г., по оценке ученых Центра конъюнктурных исследований ВШЭ, следует отнести закреп­ление положительного тренда, характеризующего состояние заказов на поставку товаров. Однако уровень потребительской активности оказался недостаточным, чтобы восполнить и предотвратить падение продаж. Так, главные операционные показатели торговли — объем продаж в натуральном выражении и товарооборот — сохранили отрицательные значения.

В результате усилилась тенденция к сокращению финансового потенциала торговых организаций. В частности, обострились «хронические болезни», заключающиеся в недостатке обеспеченности фирм собственными финансовыми средствами и усилении темпов сокращения прибыли. В I квартале текущего года уменьшение прибыли по сравнению с IV кварталом 2012 г. констатировала практически треть респондентов.

Негативные тренды торговой отрасли отразились на модели ценообразования, избранной коммерческими организациями в начале 2013 г. Так, несмотря на общую сезонную тенденцию ускорения инфляции в первые месяцы года, цены на реализуемые товары в организациях, напротив, характеризовались замедлением роста. Балансовое значение цены реализации снизилось по сравнению с IV кварталом на 2 п.п.

Следует отметить, что в I квартале наблюдались наименьшие темпы роста цен практически за весь посткризисный период. Видимо, в условиях инертности участников рынка и особенно ослабленного потребительского спроса, руководители организаций вынужденно перешли к тактике ослабления цен. При этом, судя по оценкам инфляционных ожиданий, в планах руководителей прослеживается дальнейшее стремление максимально смягчить для потребителей последствия возможных инфляционных импульсов. Они явно стремятся использовать принцип ценооб­разования, заключающийся в тактике EDLP (Every Day Low Prices — каждый день низкие цены).

Сомнительный рост

Тем не менее главный композитный индикатор исследования — индекс предпринимательской уверенности, отражающий состояние делового климата в розничных организациях России, — увеличился относительно IV квартала 2012 г. на 2 п.п. и составил +8%.

Однако рост индекса произошел в первую очередь под влиянием достаточно высоких предпринимательских оценок одного из его ключевых компонентов — ожиданий изменения экономической ситуации в II квартале текущего года. По всей видимости, предприниматели вновь рассчитывают на повторение сценария 2012 г., когда активное кредитование создало мощную питательную среду потребительскому сектору и, как следствие, обеспечило рознице серьезную фору по сравнению с другими отраслями российской экономики.

Правда, далеко не все подот­расли розничной торговли были полны радужных надежд на будущее. Значение индекса предпринимательской уверенности по малым торговым организациям в I квартале 2013 г., наоборот, снизилось относительно IV квартала прошлого года на 1 п.п. Причем компонент ИПУ, отражающий настроения индивидуальных предпринимателей, в анализируемом периоде потерял 2 п.п. и составил +3%.

На этом фоне представители микробизнеса отличились еще более сдержанными оценками сложившегося делового климата в отрасли, нежели малый бизнес в целом.

Замедление развития сектора индивидуальных предпринимателей (ИП) по итогам I квартала, по мнению экспертов «Вышки», стало вполне закономерным явлением. Вступившие в силу с 1 января текущего года нормы тарифной политики, которые привели к двукратному увеличению страховых взносов, нанесли серьезный удар по ведению бизнеса в микроорганизациях.

Предварительные оценки МЭР в конце февраля показали, что практически 300 000 ИП прекратили свое существование. Конечно, в этих цифрах заложен процент естественного выбытия фирм и «спящих» предприятий. Но сам факт беспрецедентного сокращения такого количества предпринимателей в начале года свидетельствует о сложной ситуации, при которой в последующих кварталах 2013 г. многие из оставшихся ИП могут просто обанкротиться или уйти в тень. Сложившееся положение явно усугубят и такие новации в госрегулировании торговли, как ограничения на продажу табака и пива — основных доходных статей данных субъектов рынка.

Кроме того, на деятельность малых и микропредприятий торговли в начале 2013 г. негативно повлияли высокий уровень налогов, недостаточный платежеспособный спрос, а также недостаток собственных финансовых средств. Также респонденты выделили инфраструктурные проблемы, среди которых выделялись высокие транспортные расходы и арендная плата.

Чувство тревоги

Нынешняя ситуация в розничной торговле, по словам директора Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгия Остапковича, свидетельствует, что возможности поддержания высоких темпов роста за счет потребительского спроса в значительной степени исчерпаны. Зафиксированные локальные минимумы по ряду ключевых операционных показателей отрасли вызывают определенную тревогу. Ведь торговля за последние годы была лидирующим и наиболее перспективным сегментом экономики по темпам восстановительного развития среди остальных отраслей.

По всей видимости, предприниматели продолжат искать разнообразные маркетинговые и ценовые ходы для разогрева потребительского рынка. Так, уже в течение нескольких лет рынок розницы демонстрирует внутреннюю сегментацию разнообразных товарных и качественных предложений. Это выражается, в частности, в перепрофилировании торговых объектов в «зеленые магазины», введении внутренних программ лояльности, повышении уровня обслуживания потребителей и т.д. Очень важно, что у предпринимателей пока не иссякает оптимизм и уверенность в дальнейших планах, что наглядно прослеживается в оценках респондентов.

Тем не менее большее беспокойство вызывает состояние малого и микробизнеса, которые являются для российской экономики необходимым условием благоприятной доминанты в развитии. Осложнившиеся условия ведения бизнеса в этом сегменте торговли резко снижают шансы не только дальнейшего восстановления российской розницы, но и могут негативно сказаться на всей нашей хозяйственной системе. Прежде всего из-за возможного ухудшения такого социально чувствительного показателя всей экономики, как занятость, своего рода индикатора национального благополучия страны.

«Несмотря на то что большинство предпринимателей дают достаточно позитивный прогноз относительно перспектив развития своего бизнеса в II квартале 2013 г., реальные объективные конъюнктурные составляющие не позволяют рассчитывать только на выраженную уверенность ретейлеров в краткосрочном периоде преодолеть негативную динамику большинства показателей, — подчеркивает Г. Остапкович. — Неоднозначная перспектива темпов роста реального сектора и структуры потребления домашних хозяйств, возможный негативный эффект введенных в новом году мер административного регулирования и другие обостряющие развитие бизнеса критерии впервые в посткризисный период заставляют серьезно задуматься о возможных вариантах развития сектора розничной торговли в 2013 г.».