Износ в ОСАГО победил и остается

| статьи | печать

Законопроект, предлагающий исключить из закона об ОСАГО коэффициент износа деталей при расчете страховой компанией компенсации в случае ДТП, получил отрицательный отзыв правительства. Это следует из опубликованного на сайте Минфина проекта документа.

Законопроект, отстаивавший интересы страхователей в ущерб интересам страховщиков, был внесен на рассмотрение Госдумы в середине января 2013 г. депутатами от ЛДПР Игорем Лебедевым и Ярославом Ниловым. В известном обосновании документу нельзя было отказать: как отмечали авторы законопроекта, в действующем законодательстве (Федеральный закон от 01.02.2010 № 3-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств“») пункт о размере компенсаций с понижением сумм выплат из-за учета возраста и пробега транспортного средства противоречит Гражданскому кодексу (ГК). Согласно ГК, пострадавшая сторона может требовать полного возмещения причиненного ей ущерба. Кроме того, данный пункт входит в противоречие с Федеральным законом от 01.12.2007 № 306-ФЗ, в котором сказано, что размер подлежащих возмещению убытков потерпевшему должен определяться в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступ­ления страхового случая.

В реальности автовладельцы при ремонте не ставят на свой (пусть старенький) автомобиль деталь с сильным износом. Почему же страховщики возмещают ущерб с учетом износа до 80%? Так мотивировали свой законопроект разработчики.

Однако страховые компании в свою очередь выставили доводы в защиту пункта про износ в законе об ОСАГО. Как указывал президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Павел Бунин, отмена «износа» приведет к росту мошенничества на рынке ОСАГО и росту убыточности этого вида страхования. Директор по страхованию ОАО «Интач Страхование» Михаил Ефимов в январе прокомментировал предложение об отмене износа следующим образом: «Необходимо учитывать, что подавляющее большинство машин, эксплуатируемых на территории России, имеют возраст более пяти, а то и более десяти лет, то есть фактический износ деталей превышает 50%. Если обязать страховщиков компенсировать износ, то это, определенно, существенно повысит их расходы на выплаты и с большой вероятностью превысит порог безубыточности. В этой связи при внедрении этой инициативы необходимо предусмотреть возможность повышения тарифов на ОСАГО, чтобы не дестабилизировать рынок».

Ряд страховщиков пригрозил вообще «уйти с рынка страхования», если предложенные поправки пройдут. Правительство прислушалось к аргументам страхового лобби.

«Указанное изменение представляется недостаточно обос­нованным и может создать условия для возможных зло­употреблений со стороны владельцев транспортных средств в целях неосновательного обогащения, что повлечет последствия, предусмотренные ст. 987 и главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации», — сказано в проекте официального отзыва правительства.