1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1861

Подчиненность придатка госуправления в цифрах

Реформа межбюджетных отношений все еще пребывает на дальних подступах к нуждам местных бюджетов. Такой вывод следует из представленного на днях Министерством финансов РФ мониторинга местных бюджетов по состоянию на 1 января 2012 г. Результат за 2012 финансовый год будет подведен ближе к осени.

Основополагающей частью доходов местных бюджетов одновременно с налоговыми и неналоговыми доходами («ЭЖ», 2013, № 05) являются межбюджетные трансферты из федерального и региональных бюджетов. Они предоставляются в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных трансфертов. Их структура в 2011 г. представлена в таб­лице.

Зависимость растет

В общем объеме доходов местных бюджетов в 2011 г. доля межбюджетных трансфертов составила 1798,2 млрд руб. В 2010 г. было 1540 млрд руб. Прирост в процентном исчислении выглядит незначительным — 1,5%. Особенно при росте уровня инфляции в прошлом году на 6,6%. Но в абсолютных числах показатель смотрится внушительным — плюс 258,2 млрд руб. Даже если эту сумму поделить на все муниципальные образования России — 23 300 по данным Росстата или 25 200 по сведениям ответственного за муниципальную реформу Министерства регионального развития РФ. Выводить среднее значение бессмысленно, потому что нельзя сравнивать городской округ, к примеру, почти полуторамилионный Новосибирск, с сельским поселением в три десятка дворов. Но и без этого видно, что продолжается рост зависимости муниципалитетов от вспоможения из трехуровневой бюджетной системы страны — с 59,2 до 60,7% на отрезке двух последних отчетных финансовых лет.

Органы местного самоуправления получают деньги даже на финансовое обеспечение собственных полномочий. В 2011 г. — 1086,8 млрд руб. Рост за год — на 173,1 млрд руб.

Еще 15 лет назад Александр Солженицын восклицал: «Нет, где и состроено подобие само­управления, оно есть подчиненный придаток управления государственного. Очень нужно законодательное открытие пути к народному самоуправлению. Но если вот за пять лет от разгона советов не дождались, то сколько ждать?»

Структура вспоможения

Если вглядеться в структуру межбюджетных трансфертов, то можно увидеть процентное уменьшение субвенций — средств, передаваемых с целью финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации и субъектов РФ. Хотя в абсолютных числах картина иная. Но это тема отдельной публикации в ближайших номерах «ЭЖ». Поэтому остановимся на других видах вспоможения.

Итак, дотации выдаются на выравнивание бюджетной обес­печенности муниципальных образований и на поддержку мер по обеспеченности сбалансированности местных бюджетов. В 2011 г. соотношение между ними выглядело следующим образом:

  • 66,5% — дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
  • 28,7% — дотации на поддержку мер по обеспеченности сбалансированности.

Еще 4,8% — иные дотации.

Общий объем дотаций увеличился по сравнению с 2010 г. на 20% и составил 393 млрд руб. По состоянию на 1 января 2012 г. доля дотаций местным бюджетам равнялась 36,2%. Годом раньше было 35,9%.

55,2% от общего объема дотаций получили муниципальные районы, 26,9 — городские округа, 17,9% — поселения.

Наибольшее увеличение объема дотаций местным бюджетам в 2011 г. по сравнению с 2010 г. произошло в Омской области — на 205,5%, Республике Марий Эл — на 117,2, Тверской области — на 100,7 и Камчатском крае — на 85,7%. Снижение объема дотаций отмечено в Чукотском автономном округе — на 47,7%, Республике Ингушетия — на 37,6, Чувашской Республике — на 28,1, Брянской области — на 22,7 и Республике Башкортостан — на 22,4%.

Еще один вид межбюджетных трансфертов — субсидии на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, и на реализацию инфраструктурных проектов. Для выделения дотаций в каждом субъекте создан региональный фонд софинансирования расходов. Их суммарный объем в 2010 г. равнялся 23,4% собственных доходов местных бюджетов. В софинансировании участвует и федеральный бюджет, его доля в общем объеме всех региональных фондов — 34,9%.

Отношение объемов субсидий (за исключением федеральных субсидий, представленных в таблице по федеральным округам) к объемам дотаций в 2011 г. составило в целом по стране 87%. Объем субсидий превышал объем дотаций в 2011 г. в 30 регионах. В частности, в Тюменской области — в 13,4 раза, Хабаровском крае — в 6,7, Краснодарском крае — в 4,2, Республике Татарстан — в 3,6, Республике Мордовия — в 3,3 раза.

По сравнению с 2010 г. объем субсидий местным бюджетам увеличился на 15,8% и достиг 527,1 млрд руб. Основными получателями субсидий в 2010— 2011 гг. были бюджеты городских округов и муниципальных райо­нов. Это обусловлено широким перечнем закрепленных за ними полномочий по решению вопросов местного значения. На бюджеты поселений в 2010 г. приходилось 11,8% от общего объема субсидий, в 2011 г. — 9,6%.

В трехуровневой бюджетной системе страны самым нищим и соответственно самым безголосым по-прежнему является местный бюджет. И чем ниже статус муниципального образования, тем бесправнее его бюджет. Может, одобренная правительством 18 февраля государственная программа «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, а также повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации» станет для муниципалитетов «роднее», чем все предыдущие концепции и законы? На два этапа ее реализации (в 2013—2015 гг. и в 2016—2020 гг.) министр финансов РФ Антон Силуанов пообещал выделить 5,5 трлн руб. По его словам, «преду­сматривается переход к предоставлению межбюджетных трансфертов в большей степени» в виде дотаций регионам за счет сокращения доли субсидий, а также уменьшения объема трансфертов в виде дотаций на выравнивание бюджетной обес­печенности.

История межбюджетных отношений в современной России

Годы

Правовая база

Задачи

Результат

1991—1994

Законы «Об основах налоговой системы в РСФСР» и «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»

Создание многоуровневой бюджетной системы; расширение налогово­бюджетной автономии региональных и местных властей

Децентрализация межбюджетных отношений осуществлялась путем компромиссов между центром и регионами

1994—1998

Создание ФФПР — Фонда финансовой поддержки регионов

Распределение средств фонда по специальной формуле, исходя из общей суммы расходов по отчету за 1991 г.

Финансирование «нуждающихся в поддержке» и «особо нуждающихся в поддержке»

1999—2008

Закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», Концепция реформирования межбюджетных отношений в РФ 1999—2001 гг.

Поэтапный переход к новой методике распределения трансфертов ФФПР на основе сопоставления реальной бюджетной обеспеченности регионов и объективных оценок расходных потребностей и налогового потенциала территорий

Распределение и закрепление доходов и расходов бюджетов по уровням бюджетной системы производится по единым базовым нормативам, закрепленным федеральным законодательством

2009

Концепция межбюджетных отношений организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 года

Осуществление структурных преобразований в системе межбюджетных отношений и повышение их в среднесрочной перспективе, а также повышение управления бюджетным процессом в субъектах РФ и муниципальных образованиях

Финансовая помощь из федерального бюджета осуществляется в форме дотаций или субвенций на выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности, субвенций на финансирование отдельных целевых расходов

Источник: «ЭЖ» по данным Минфина России и открытых источников