1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1984

Предприниматели стойко верят в свои силы

Бизнесом на муниципальном уровне занимаются неисправимые оптимисты. Такой вывод следует из опросов руководителей малых фирм и микропредприятий, осуществленных в 2011—2012 гг. МСП-банком, специализирующимся на поддержке малого и среднего бизнеса.

Оптимизм местные бизнесмены сохраняют, несмотря на то что больнее всего глобальный кризис ударил по микропредприятиям. И «смертность» в их рядах выше, и объемы упали у тех, кто выжил.

Не уверен — не ходи.

В бизнес

По признанию предпринимателей, вслед за микробизнесом, большей частью семейным, немалый урон понесли малые предприятия. Но они очень быстро вошли в восстановительный ритм, уже в начале 2011 г. практически компенсировав потери, хотя уровня 2008 г. не достигли. А в 2012 г. малый бизнес чувствовал себя еще уверенней.

Меньше, чем в других сегментах предпринимательства, упал объем деятельности у среднего бизнеса. Но и последствия вселенского кризиса оказались для него существенными. Тем не менее, и этот сектор вступил в 2013 г. с большей, чем год назад, уверенностью.

На фоне сдержанных оценок итогов 2011 г. к концу минувшего года большая часть предпринимателей верила в положительную динамику своего бизнеса. Как и ожидалось, самая большая доля позитивных ответов пришлась на сферу торговли и на промышленную деятельность — почти 30%. Больше всего негативных оценок дали сельскохозяйственные пред­приятия — 25%.

Согласно исследованиям, малый и средний бизнес главным источником инвестиций в свою деятельность по-прежнему считает собственный капитал. Только 14,3% опрошенных предпринимателей намерены привлекать деньги извне. Особенно велика доля предприятий, намеренных финансировать развитие бизнеса своими средствами, в сегменте среднего бизнеса — 78%, а в отраслевом разрезе — в строительстве (79%).

Вторым источником привлечения средств бизнесмены на местах назвали банковские кредиты. Каждый третий респондент говорит, что обратится в банк. В группе среднего бизнеса доля таких предпринимателей составила 44% от общего числа ответивших на этот вопрос анкеты, а еще 22% бизнесменов средней руки не исключают возможность оформления кредита. Чем стабильнее финансовое состояние предприятия, тем охотнее его руководитель обращается к банковским услугам — 36% относительно благополучных предпринимателей точно планируют заключить кредитный договор.

Ставку по кредиту выше 10% годовых считают справедливой 42% предпринимателей. Их устраивают банковские ставки выше ставки рефинансирования ЦБ РФ (сейчас — 8,5%), но в пределах 10% годовых.

Внешние риски для местного бизнеса

О том, что прагматичные люди дела в дальнем селе или в большом городе больше полагаются на свои силы, свидетельствует то, что они редко пользуются услугами лизинговых компаний. Еще реже они обращаются к деловым партнерам за займами. 66,5% респондентов, по предварительным итогам года, сказали, что «точно не воспользуются возможностями лизинга». 68,5% опрошенных твердо заявили, что ни за что не попросят деньги взаймы у партнеров. Любопытно, что 83% не будут одалживать деньги у друзей и родственников. Это обстоятельство эксперты оценивают двояко. С одной стороны, это проявление высокой степени ответственности, считают они. С другой — несколько снижает доверие к всеобщему оптимизму деловых людей. Но вывод все равно в пользу предпринимателей — бросать дело они не намерены. Даже в случае непредвиденных обстоятельств люди пытаются продолжить бизнес, пусть и в другой сфере деятельности, как это случилось с большинством руководителей разорившихся микропредприятий. Раз не получается с освоенным занятием — начнем пробовать себя в иной ипостаси, рассуждают предприниматели. При этом только 23,4% участников социо­логических обследований сказали, что могут обратиться за государственными субсидиями. Предприниматели признают важную роль финансовой поддержки государства, но в их среде распространена формула

«Не надо нас поддерживать, лучше перестаньте давить налогами». Оно и понятно. В силу разных причин доступ к бюджетным средствам получает ограниченное количество бизнесменов, а вот налоговое бремя одинаково давит на всех. На помощь государства большей частью уповает аграрный бизнес — 74% против 58% в промышленном производстве.

За снижение налоговой нагрузки и снятие административных барьеров высказались соответственно 79,7 и 74,9% респондентов. И это мнение мало изменилось в течение двух последних лет.

Обращает внимание то обстоятельство, что схожие оценки дает и европейское деловое сообщество. Согласно исследованию Европейской комиссии по предпринимательству, основными препятствиями для ведения бизнеса западные бизнесмены назвали недостаток финансов — 81% и административные барьеры — 71%.

Чаяния бизнеса властям известны

Если бы все региональные и местные власти сократили сроки рассмотрения заявок на строительство так, как это делают в Тюмени или в Сургуте, то мы занимали бы не 178-е место в мировом рейтинге условий для ведения строительного бизнеса, а 80-е, заявил в конце декабря министр экономического развития РФ Андрей Белоусов. По его словам, в двух этих сибирских городах выдают разрешение на начало возведения капитальных объектов в течение 150 дней, а есть города, даже региональные центры, где такая же процедура тянется 450 дней. Заявление министра прозвучало по окончании в Москве круг­лого стола «Национальная предпринимательская инициатива в действии. От задач к результатам», организованного газетой «Ведомости» и Агентством стратегических инициатив (АСИ) при участии Клуба лидеров. На вопрос «ЭЖ» о возможном сопротивлении бизнеса, в частности, строительных СРО, А. Белоусов ответил твердо: «Бизнес не сопротивляется».

Напомним, что АСИ, реализующее Национальную предпринимательскую инициативу по улучшению инвестиционного климата в стране, подготовило дорожную карту «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства». Она предусматривает сокращение срока рассмотрения разрешительных документов на начало строительных работ с 423 дней в 2012 г. до 130 — в 2013-м, а в конечном итоге к 2020 г. — до 56 дней. При этом количество процедур должно уменьшиться в 2013 г. до 15 с прошлогодних 51, а к 2020 г. — до 11. Внедрение стандартов утвержденной правительством дорожной карты для строительной отрасли идет со сложностями, значит надо вернуться к ней и внести нужные коррективы, отметил А. Белоусов. Особенно в той части, которая касается ответственности муниципальных властей.

Слова министра свидетельствуют о том, что федеральная власть знает о проблемах бизнеса и на местном уровне. Это в свою очередь говорит о том, что федеральное экономическое ведомство прислушивается к голосу бизнеса.

Муниципалитеты и местный бизнес

Эффективность взаимодействия местной власти и местного бизнеса — крайне низкая. Такой вывод следует из результатов исследования «Муниципальная власть и малый бизнес», проведенного в прошлом году «ОПОРОЙ России». Обследование показало, что только около 10% глав муниципалитетов, изученных медиа­холдингом «Опора-кредит», действительно понимают, что им нужно развивать. И это понимание, по словам нового президента «ОПОРЫ России» Александра Бречалова, трансформируется в конкретные программы и в дальнейшем — в деньги на реализацию муниципальных планов.

Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» предложит в начавшемся году схему выстраивания на всей территории страны системы муниципального управления на основе уже имеющихся на местах моделей передовой практики. В частности, готовятся предложения по более детальному подходу к предприятиям, занимающимся инновационными разработками и внедряющими инновации. Более тонкой настройки в связи с вступлением России в ВТО требует и аграрный бизнес. А. Бречалов считает, что фермеров можно освободить от уплаты части налогов на время старта как минимум на три года. Они и без вступления в ВТО были в сложном положении, а теперь их положение может еще больше ухудшиться, говорит президент «ОПОРЫ России». Он убежден, что программы социально-экономического развития субъектов Федерации должны составляться на основе муниципальных стратегий.

Такую норму следует закрепить и в новом федеральном законе о государственном стратегическом планировании, считают и аналитики, в частности, в Клубе экспертов местного самоуправления.