1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 6208

Учетная политика — 2013 для спецрежимников

С 1 января 2013 г. все российские организации обязаны вести бухгалтерский учет. В этой статье мы рассмотрим основные моменты, на которые следует обратить внимание организациям, применяющим специальные режимы налогообложения, при формировании бухгалтерской учетной политики 2013 г. в свете положений Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Если предприятие малое

Большинство организаций, применяющих специальные режимы налогообложения, относятся к субъектам малого предпринимательства. Малые предприятия вправе применять упрощенную форму бухгалтерского учета, принципы которой изложены в Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.98 № 64н (далее — Типовые рекомендации). Упрощенная форма бухгалтерского учета малым предприятием может вестись:

1) по простой форме бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия);

2) форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.

Малые предприятия, которые ведут бухгалтерский учет в простой форме (без использования регистров бухгалтерского учета), все совершаемые ими хозяйственные операции фиксируют только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (п. 22 Типовых рекомендаций). Однако Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) установлено, что данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета, формы которых утверждает руководитель экономического субъекта (п. 5 ст. 10 Закона № 402-ФЗ).

Таким образом, малые предприятия, которые до 2013 г. применяли простую (безрегистровую) форму бухгалтерского учета сталкиваются со следующей проблемой: могут ли они продолжать фиксировать первичные документы в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности, или им нужно разрабатывать новую форму учета?

В своих разъяснениях, посвященных применению Закона № 402-ФЗ (информация Минфина России № ПЗ 10/2012), специалисты финансового ведомства указали, что для ведения бухгалтерского учета могут использоваться формы регистров, разработанные экономическим субъектом самостоятельно, предусмотренные принятыми органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета рекомендациями в области бухгалтерского учета, а также иные рекомендованные формы (например, форма книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности, упрощенные формы ведомостей учета имущества, предусмотренные приказом Минфина России от 21.12.98 № 64н). Таким образом, книга (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности в свете положений Закона № 402-ФЗ является регистром бухгалтерского учета. Следовательно, малые предприятия могут продолжать использовать ее для ведения бухгалтерского учета.

При этом в учетной политике нужно отразить факт ведения бухгалтерского учета в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности и утвердить форму этого регистра бухгалтерского учета руководителем организации. Еще один момент, на который стоит обратить внимание всем малым предприятиям. Приказом Минфина России от 17.08.2012 № 113н формы бухгалтерской отчетности были дополнены формами бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках субъектов малого предпринимательства. При этом малые предприятия вправе формировать бухгалтерскую отчетность и с использованием обычных форм (п. 6 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»). Таким образом, в своей учетной политике малое предприятие должно указать какие формы бухгалтерской отчетности она использует.

Проблемы освобожденных от бухучета

До 2013 г. организации, применяющие УСН, были освобождены от ведения бухгалтерского учета (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

С 1 января 2013 г. такие организации должны вести бухгалтерский учет в общеустановленном порядке (ст. 6 Закона № 402-ФЗ). Поэтому если бухгалтерский учет они не вели, им придется разрабатывать свою учетную политику практически «с нуля». В частности, в учетной политике нужно будет отразить порядок учета объектов и хозяйственных операций, в отношении учета которых предусмотрено несколько вариантов, способы учета, которые законодательством не урегулированы, периодичность проведения инвентаризаций, используемые первичные документы и регистры бухгалтерского учета.

Новым законом о бухучете установлено, что учетную политику нужно составлять на основании федеральных и отраслевых стандартов, выбирая методику ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами (п. 2 и 3 ст. 8 Закона № 402-ФЗ). Однако таких стандартов пока нет. Поэтому при формировании учетной политики на 2013 г. нужно руководствоваться ныне действующими правилами ведения бухгалтерского учета и составления отчетности (п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ). При этом указанные правила используются в части, не противоречащей Закону № 402-ФЗ. Если организация относится к субъектам малого предпринимательства, при формировании учетной политики ей нужно учитывать, что она имеет право не применять многие положения действующих ПБУ. Соответственно в учетной политике надо отразить, будут применяться эти положения или нет.

Перед тем, как формировать учетную политику, организациям, которые не вели бухгалтерский учет, нужно провести инвентаризацию всех своих активов и обязательств, чтобы понять какие объекты учета у них уже есть. Это позволит выбрать наиболее рациональные варианты их учета. Например, организации в случае появления сомнительной задолженности обязаны формировать резерв по сомнительным долгам с отнесением его на финансовые результаты (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н). В учетной политике необходимо прописать критерии, по которым организация будет определять процент отчислений в этот резерв. Но чтобы определиться с критериями, организации желательно сначала уяснить, есть ли у нее сомнительные долги и в каком объеме. Ведь в случае значительных отчислений в резерв, в бухгалтерском учете может образоваться убыток. А это негативным образом скажется на возможности получения кредитов в банке, а также привлечет ненужное внимание налоговиков.

Изменения в учетной политике

Если организация и до 2013 г. вела бухгалтерский учет, менять свою учетную политику в связи с вступлением в силу Федерального закона от 06.11.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ей не нужно. Дело в том, что по новым правилам изменение учетной политики может производиться при изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами (подп. 1 п. 6 ст. 8 Закона № 402-ФЗ). Поэтому одного лишь факта изменения нормативно-правового акта по бухгалтерскому учету недостаточно для внесения изменений в учетную политику. Их нужно вносить, только если изменились установленные ранее требования к учету. И хотя п. 10 ПБУ 1/2008 требует вносить поправки в учетную политику, если изменились нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету, в этой части он не действует, поскольку противоречит положениям Закона № 402-ФЗ.

Как мы уже говорили выше, пока нет утвержденных стандартов бухгалтерского учета, при формировании учетной политики на 2013 г. нужно руководствоваться ныне действующими правилами ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. А это значит, что установленные ранее требования к учету не изменились и оснований для внесения изменений в учетную политику в части правил и методов ведения бухгалтерского учета нет.

Изменения нужно внести только в отношении первичных документов и регистров бухгалтерского учета.

Первичные документы

С нового года первичные документы утверждает руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ). Поэтому в учетной политике нужно показать образцы всех форм первичных документов, которые организация применяет для фиксации фактов хозяйственной жизни.

Используемые первичные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты (п. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ):

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи вышеуказанных лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Законом № 402-ФЗ не установлены какие-либо ограничения на включение в первичные учетные документы дополнительных к обязательным реквизитов. Поэтому организация при необходимости может их добавить. Специалисты финансового ведомства отмечают, что такая необходимость может возникнуть, например, в связи с характером факта хозяйственной жизни, оформляемым данным документом, требованиями нормативных правовых актов, потребностями управления, технологией обработки учетной информации и другими причинами (информация Минфина России № ПЗ 10/2012).

Организация может разработать формы первичных документов самостоятельно, или продолжать использовать унифицированные формы, которыми пользовалась прежде, если их реквизиты удовлетворяют требованиям п. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ.

Минфин России предупреждает, что с 1 января 2013 г. обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, которые были утверждены уполномоченными органами не на основании закона о бухучете, а на основании других федеральных законов. В качестве примера специалисты финансового ведомства приводят кассовые документы (информация Минфина России № ПЗ 10/2012).

Объясняется это тем, что применение кассовых документов (приходный кассовый ордер 0310001, расходный кассовый ордер 0310002, кассовая книга 0310004, расчетно-платежная ведомость 0301009, платежная ведомость 0301011, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005) установлено Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утверждено Банком России 12.10.2011 № 373-П). От себя добавим, что обязательными к применению остаются и формы расчетных документов (платежное поручение, инкассовое поручение, платежное требование, платежный ордер), которые утверждены Положением о правилах осуществления перевода денежных средств (утверждено Банком России 19.06.2012 № 383-П).

Таким образом, прежде чем приступать к разработке собственной формы первичного документа взамен унифицированной, бухгалтеру нужно проверить, не установлена ли обязательность применения унифицированной формы каким-либо иным, отличным от бухгалтерского, актом законодательства.

Регистры бухгалтерского учета

С 1 января 2013 г. формы регистров бухгалтерского учета, утвержденные федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу Закона № 402-ФЗ, не являются обязательными к применению (информация Минфина России № ПЗ 10/2012). Теперь их утверждает руководитель организации (п. 5 ст. 10 Закона № 402-ФЗ). Поэтому все виды используемых организацией регистров бухгалтерского учета необходимо отразить в ее учетной политике.

При разработке регистров нужно учитывать, что они должны содержать следующие обязательные реквизиты (п. 4 ст. 10 Закона № 402-ФЗ):

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Если организация решит продолжать использовать регистры, которые применяла ранее, бухгалтеру нужно проверить их реквизиты и при необходимости привести их в соответствие с перечисленными в п. 4 ст. 10 Закона № 402-ФЗ.