1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2289

Интернет-торговля: Бразилию догнали, очередь за США

Маркетологи и специалисты по продажам уверены, что в ближайшее время рынок интернет-торговли в России ждет бурный рост. Благоприятные прогнозы основываются на активности 13 млн российских интернет-покупателей, зарегистрировавшихся в онлайн-магазинах в прошлом году.

По прогнозам аналитического отдела компании «Молоток.Ру», в 2012 г. рост интернет-продаж вырастет в России на 28%. Ожидается, что объемы продаж к концу 2015 г. могут достигнуть 900 млрд руб.

East-West Digital News (EWDN) опубликовало исследование, посвященное российскому рынку электронной коммерции, сообщает аналитический портал Slon. В докладе говорится, что суммарный объем отечественного интернет-ретейла составил 310 млрд руб. Полученная цифра включает в себя не только продажи физических и цифровых товаров, но и билетов на транспорт, в места развлечений и культуры. При этом подавляющая часть рынка — 230 млрд руб. пришлась на продажи физических товаров.

Достигнутый объем рынка вполне сопоставим с интернет-рынками таких стран, как Италия, Испания или Бразилия, но в значительной степени отстает от ведущих государств ЕС или США. В то же время, отмечается в докладе, по темпам роста мы вторые после Бразилии, занимающей лидирующее место по этому показателю в мире.

Рынок мирового лидера — Соединенных Штатов — составляет, по данным EWDN, 202 млрд долл. при темпе прироста 15%. За ними следуют Великобритания — 80 млрд долл. (16%), Франция — 50 млрд ( 22), Германия — 35 млрд (12), Италия — 11 млрд (20), Бразилия — 11 млрд (37) и Россия — 10 млрд долл. (27%).

По прогнозам East-West Digital News, к 2020 г. объем российского интернет-рынка может достигнуть 40—60 млрд долл. и составить 8—10% общего объема розничного рынка в России.

«При благоприятных обстоятельствах (к ним относятся развитие транспортной инфраструктуры, появление электронной подписи, развитие онлайн-платежей, массовый спрос на нематериальные продукты) российский онлайн-ретейл может вырасти до 100—150 млрд долл. в течение ближайших 15–20 лет», — говорится в исследовании.

Что? Где? Почем?

В списке наиболее популярных товаров у покупателей интернет-магазинов первое место занимает бытовая техника, затем книги, мобильные телефоны, компьютеры и обувь.

В структуре доходов одной из крупнейших отечественных интернет-компаний Ozon Holdings, по словам руководителя пресс-службы Марии Назамутдиновой, «одна треть — книги, другая — электроника и далее — остальные категории». «Также в Интернете активно продается одежда и обувь, наш обувной проект Sapato.ru — тому подтверждение»,— говорит она. Быстрее других, по словам М. Назамутдиновой, растут сегменты товаров для детей и электроника.

Среди виртуальных услуг наибольшим спросом пользуются авиа- и железнодорожные билеты, билеты на мероприятия и всевозможное программное обеспечение.

Из всего набора электронной коммерческой деятельности активно набирает обороты туристический бизнес. По словам М. Назамутдиновой, «проект Ozon.travel показывает высокие темпы роста, в 1-м полугодии 2012 г. оборот вырос в 2,5 раза».

По данным аналитического портала InSales, «сейчас в России около 25 000 различных интернет-магазинов. В прошлом году этот показатель составил 16 000. Рост — на 56%. Этот показатель получен на основе анализа открытых источников по количеству магазинов, выгруженных на товарные площадки Рунета, а также на основании анализа количества клиентов компании InSales».

Среди участников рынка активно работают как специализированные онлайн-магазины, так и виртуальные подобия супермаркетов.

Торговые сети пришли в Интернет

Несомненно, крупные торговые сети, играющие главные роли на рынке, не станут стоять в стороне и наблюдать, как прибыль от интернет-торговли попадает в руки интернет-магазинов. Аналитики рынка не сомневаются, что максимальный доход от торговли в Сети получат крупные офлайн-магазины.

На сегодняшний день привычные российскому уху главные магазины еще не освоили в полной мере виртуальное пространство, но их активная деятельность в Сети наблюдается и оценивается специалистами рынка.

Маркетолог и аналитик рынка Анна Мостинская считает, что «успешным в интернет-пространстве в конечном счете будет бизнес, одновременно представленный в онлайне и офлайне. Только в таком случае торговые компании смогут в полной мере использовать весь свой наработанный опыт, а также расширить каналы продаж и в конечном счете получить заведомо большую прибыль, чем те участники рынка, которые использовали лишь одно из направлений».

В подобной схеме построения бизнеса большую роль играет узнаваемость бренда. «Многие потребители, особенно люди старшего возраста, в силу привычки не ставшие интернет-покупателями, благодаря знакомым торговым маркам смогут легче войти в систему электронной торговли», — считает А. Мостинская.

Текущий год стал важной вехой в изменении подхода к интернет-торговле со стороны крупных ретейлеров, которые направили крупные силы на освоение Интернета.

Были приняты огромные усилия со стороны представителей практически всех групп товаров на построение собственных моделей интернет-торговли. В нынешнем году о своем выходе на рынок объявило не только несметное количество мелких и средних компаний, но и торговая сеть Metro Cash & Carry, занимающая четвертое место в стране по объему товарооборота. Французская сеть «Ашан» также открыла свой интернет-магазин, хотя на данный момент продукты питания не входят в его ассортимент.

Наиболее активно переходят на работу в Сети компании, специализирующиеся в сегменте мебели, стройматериалов и ремонте. В тестовом режиме уже начали работать виртуальные магазины таких крупных торговых компаний, как Merlin, Lerua и Castorama.

В регионах все активнее занимаются коммерцией в Интернете

Географически интернет-бизнес далеко не равномерен. Первые места в списке наиболее активных городов, естественно, поделили Москва и Санкт-Петербург. На их долю приходится 33 и 7% рынка соответственно. Другие города-миллионники прибавляют к этим цифрам еще 13%.

По данным компании СПСР- экспресс, на крупные города (500 000—1 млн человек) приходится 18%, города с численностью жителей от 100 000 до 500 000 — 27% покупок, малые (до 100 000 человек) — всего 2%.

«Небольшие города отстают в покупках не только в части отсутствия широкого доступа в Интернет, но и в отсутствии ассортимента товаров. Жители крупных городов (более 1 млн человек) имеют возможность приобрести через Интернет около 70% ассортимента московских магазинов бытовой техники и электроники, у малых же городов, по большей части, есть только 30—40%», — рассказала А. Мостинская.

На сегодняшний день, по данным аналитического отдела торговой площадки Molotok.ru, более половины оборота компании приходится на региональные сделки.

При этом большое количество продавцов начинают свой виртуальный бизнес именно в силу своего регионального расположения. К примеру, торговцы из Калининграда, Владивостока или Хабаровска, торгуя одеждой или электроникой, успешно используют территориальную близость к Европе или Китаю.

Для крупных торговых компаний большую роль играет наличие пунктов выдачи заказов в регионах. По словам М. Назамутдиновой, основной фокус компания делает на открытии их в регионах. Сейчас их уже более 2000. В холдинге заметили, что, как только Ozon.ru открывает пункт выдачи заказов в городе, в течение нескольких месяцев продажи удваиваются.

Именно экспансия интернет-продавцов в регионы должна стать, по мнению А. Мостинской, залогом роста рынка интернет-торговли в ближайшее пятилетие.

Одновременно с развитием региональных рынков будет наблюдаться насыщение столичного рынка. Сегодня жители Москвы и других крупных городов все чаще предпочитают зарубежные интернет-магазины отечественным.

Доска объявлений XXI века

Развитие технологий интернет- торговли не замедлило сказаться на темпах роста сегмента С2С (что на языке профессионалов означает «клиент к клиенту»), представителями которого являются электронные доски объявлений и интернет-аукционы. На сегодняшний день этот сегмент стал одним из наиболее активно развивающихся, его темпы прироста составляют 30—50%. Среди крупных в этом сегменте игроков можно выделить такие порталы, как Slandro.ru, Molotok.ru, Irr.ru и Auto.ru. Годовые приросты компаний в сегменте нередко составляют 75%.

Эта ниша, по мнению аналитиков рынка, является одной из наиболее привлекательных на сегодняшний день и обладает большими перспективами роста.

При достаточно гибкой бизнес-модели, работающей в этом сегменте рынка и широких возможностях монетизации подобных интернет-ресурсов порталы частных объявлений в состоянии охватить самую широкую аудиторию.

eBay — он и в России eBay

Пришедший в нашу страну нынешним летом мировой лидер интернет-торговли портал eBay, несомненно, станет значимым конкурентом для таких российских проектов, как «Молоток.Ру» и Optor.ru. Многие жители крупных городов, и прежде всего Москвы и Санкт-Петербурга, уже готовы отказаться от услуг отечественных порталов в пользу eBay. И это несмотря на то, что сегодня этот интернет-аукцион в России испытывает трудности, например, с оплатой. Это вызвано строгой привязкой интернет-аукциона к платежной системе PayPal. На сегодняшний день россияне в состоянии оперировать своими счетами на этом интернет-аукционе, а американская компания, выражаясь словами ее представителей, «делает все, чтобы помочь клиентам использовать все возможности eBay».


Топ-10 интернет - магазинов Рунета

Сайт

Оборот, млрд руб.

Категория

1.

Utkonos.ru

6,4

Продукты питания

2.

Ozon.ru

4,6

Книги, электроника, др.

3.

Komus.ru

3,7

Товары для офиса

4.

Quelle.ru

2,5

Одежда, обувь

5.

Svyaznoy.ru

2,4

Мобильные телефоны

6.

Kupivip.ru

2,3

Одежда, обувь

7.

Wildberrie.ru

2,3

Одежда, обувь

8.

Biglion.ru

2,2

Групповые покупки

9.

Mvideo.ru

2,2

Электроника и бытовая техника

10.

Holodilnik.ru

2,1

Электроника и бытовая техника

Источник: компания InSales