1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1375

Письмо ФНС России от 10 сентября 2012 г. № АС-4-2/14961 (с комментарием)

У налоговиков уже становится традицией ежегодно подготавливать разъяснения по вопросам применения организациями и индивидуальными предпринимателями ККТ. В прошлом году на эту тему было выпущено письмо ФНС России от 10.06.2011 № АС-4-2/9303. В этом году налоговые органы также не обошли эту тематику и издали письмо от 10.09.2012 № АС-4-2/14961. Мы обратим внимание на самые интересные ситуации, рассмотренные налоговиками.

Сразу скажем, что разъяснения, выпущенные ФНС России, очень ценны для организаций, и индивидуальных предпринимателей. Дело в том, что налоговые органы на местах именно ими будут руководствоваться в своей работе.

Организации и индивидуальные предприниматели (далее — компании), прежде чем покупать для своей работы ККТ, должны заглянуть в Государственный реестр контрольно-кассовой техники (Госреестр) и посмотреть, значится ли там выбранная модель кассы. Дело в том, что компании при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт обязаны применять только ту контрольно-кассовую технику, которая включена в Госреестр. Такое требование содержится в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — Закон № 54-ФЗ). Перечень ККТ, включенной в Госреестр, постоянно меняется. Например, в 2011 г. в него было внесено 13 поправок. Одни модели из этого списка исключаются, другие, наоборот, включаются.

Возникает вопрос: можно ли использовать кассовую технику, которая была исключена из Госреестра? Налоговые органы при решении этого вопроса рекомендуют ориентироваться на нормативный срок амортизации ККТ. Напомним, что кассовая техника включена в четвертую амортизационную группу, для которой срок полезного использования составляет свыше пяти лет до семи лет включительно (постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1).

Если модель ранее применявшейся кассы исключена из Госреестра, то компания может ею спокойно продолжать пользоваться до окончания нормативного срока ее амортизации (п. 5 ст. 3 Закона № 54-ФЗ). Но после этого работать на такой кассе уже будет нельзя. Налоговики самостоятельно снимут кассу с регистрации, если она исключена из Госреестра и по ней истек нормативный срок амортизации. Такое право налоговикам дает п. 19 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 (далее — Положение № 470).

Но на практике может возникнуть и обратная ситуация: модель кассы не исключена из Госреестра, но по ней истек нормативный срок ее эксплуатации. Можно пользоваться такой кассой? Можно, отвечают налоговики. Свою позицию фискалы обосновывают тем, что действующее законодательство не предусматривает возможности снятии с регистрации такой кассовой техники налоговыми органами в одностороннем порядке. Заметим, что аналогичной точки зрения придерживается и Минфин России (письмо от 16.03.2012 № 03-01-15/2-56).

Действующее законодательство разрешает компании при оказании услуг населению не применять ККТ, а вместо кассового чека выдавать бланк строгой отчетности (БСО). Такое право компаниям дает п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ.

Но не для всех видов деятельности утверждены бланки строгой отчетности. Поэтому компании, оказывающие услуги, по которым не утверждены бланки строгой отчетности, могут сами разработать БСО и применять их в своей работе. С таким подходом согласны и налоговые органы (письмо ФНС России от 10.06.2011 № АС-4-2/9303).

Однако в этом случае компании сталкиваются с массой проблем. Некоторые из них и рассмотрели налоговики.

Напечатать самостоятельно разработанный бланк строгой отчетности можно в типографии. При этом документ должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 3 Положения о порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (далее — Положение № 359). Так, в БСО нужно указать должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции, и правильность ее оформления, его личную подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя).

Некоторые компании, желая упростить себе работу, передают в типографию образец БСО, в котором изначально проставлена печать. Соответственно на выходе они получают бланки с печатью, которая нанесена на документ типографским способом.

Однако такой документ будет недействительным. Об этом предупреждают налоговики. Дело в том, что оттиск печати заверяет подлинность подписи должностного лица на документах. Об этом говорится в п. 3.25 ГОСТ Р 6.30—2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Поэтому работник компании, ответственный за оформление и выдачу клиентам БСО, обязан заверять печатью свою личную подпись в каждом конкретном случае при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

Таким образом, нанесение печати типографским способом на бланк строгой отчетности не допускается. Такой документ, как мы уже сказали, проверяющие могут признать недействительным. В этом случае компанию ожидают негативные последствия. Раз БСО будет признан недействительным, то получается, что компания его не выдавала. А за это предусмотрен административный штраф по ст. 14.5 КоАП РФ.

Обратите внимание: печать в обязательном порядке должна быть у организации. Индивидуальные предприниматели могут ею и не обзаводиться. Но, как было отмечено выше, Положение № 359 требует и от предпринимателей заверять БСО своей печатью. Если бизнесмен не поставит на этот документ печать, то налоговики могут расценить это как невыдачу БСО со всеми вытекающими последствиями. С таким подходом согласны и в Минфине России (письмо от 02.03.2009 № 03-01-15/2-69).

Отметим, что суды считают, что привлечь компанию к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ можно только в том случае, если бланк строгой отчетности не был выдан вовсе. Если же клиент получил его на руки, пусть и оформленным с какими-либо нарушениями, оштрафовать в такой ситуации компанию нельзя (постановление ФАС Поволжского округа от 10.11.2010
№ А65-8979/2010).

Безусловно, общие вопросы применения ККТ волнуют каждую компанию. Но все же для каждой организации или ИП больший интерес вызывают проблемы, связанные с использование кассовой техники при осуществлении конкретных видов деятельности. Налоговики в разъяснениях затронули и такие вопросы.

Если компании, оказывающие услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, определяют плату за пользование такси на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени поездки, то в этом случае такси должно быть оборудовано таксометром. Такое требование содержится в подп. «д» п. 1 ч. 16 ст. 9 Федерального закона № 69-ФЗ. А можно ли соединить два в одном? То есть встроить в таксометр и кассовый аппарат. Да, возможно. Еще в 1995 г. Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовой технике утвердила технические требования к электронным ККТ, встроенным в таксометры (протокол № 9/25-95 от 27.12.95). Однако на практике пользоваться таким оборудованием и соответственно избежать штрафных санкций за неприменение ККТ было опасно. Дело в том, что долгое время модели такой кассовой техники не были включены в Госреестр. Но сейчас, как заверяют в своих разъяснениях налоговики, проблема решена. Такие модели ККТ в Госреестре есть.

Обратите внимание: компании, предоставляющие услуги по перевозке пассажиров легковым автотранспортом, могут и не применять ККТ, а рассчитываться с клиентами с помощью БСО. Ведь такой вид услуги включен в ОКУН по коду 021545. При этом бланк строгой отчетности должен содержать реквизиты, установленные в приложении 5 к Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом (утверждены постановлением Правительства РФ от 14.02.2009). Об этом говорится в п. 5.1 Положения № 359. В бланке строгой отчетности должно быть указано:

— наименование, серия и номер квитанции на оплату пользования легковым такси;

— наименование фрахтовщика;

— дата выдачи квитанции на оплату пользования легковым такси;

— стоимость пользования легковым такси;

— фамилия, имя, отчество и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов.

По общему правилу компании, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в сельских поселениях, должны иметь ККТ, если иное не установлено федеральным законом (п. 6 ст. 16 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ). Такое требование вступило в силу с 1 июля 2012 г. (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 18.07.2011 № 218-ФЗ).

Исключения из этого правила можно найти в Законе № 54-ФЗ.

Если компания применяет ЕНВД, она может вместо чека ККТ выдавать по требованию покупателя документ, подтверждающий прием денежных средств за товар (п. 2.1 ст. 2 Закона
№ 54-ФЗ). Такой документ должен выдаваться в момент оплаты товара и содержать перечисленные в указанной норме реквизиты.

Если же компании продают алкогольную продукцию и находятся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), то они могут не только работать без ККТ, но и не выдавать документы, подтверждающие оплату товара. Такое право им дает абз. 16 п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ. Главное, чтобы местонахождение магазина было включено в соответствующий перечень, утвержденный органом государственной власти субъекта РФ.

Покупатель обязан оплатить общую цену туристского продукта в порядке и в сроки, прописанные в договоре о реализации туристского продукта (п. 16 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 № 452). При этом расчеты могут производиться как за наличный, так и за безналичный расчет. Общая цена поездки указывается в туристской путевке. Форма этого документа утверждена приказом Минфина России от 09.07.2007 № 60н. Поэтому туристская путевка является документом, подтверждающим прием наличных денежных средств.