Хоть пугай, хоть уговаривай...

Цены на бензин все равно растут
| статьи | печать

В первую неделю сентября цены на бензин как в столице, так и в регионах неумолимо поползли вверх. В Москве за несколько дней бензин маркиАи-95 вырос на 16 копеек и равен 17,3 рубля за литр. В Новосибирске за одну ночь он подорожал на рубль, а Аи-92 там стоит уже 17 рублей. Эксперты между тем прогнозируют дальнейшее повышение цен на топливо.

Рост связан в первую очередь с увеличением отпускных цен на бензин на нефтеперерабатывающих заводах. Начиная с середины августа цены на них поднялись в среднем на 2 тыс. руб. за тонну.

Отпускные цены, отмечают эксперты, — это официальные, прейскурантные цены, устанавливаемые головными нефтяными компаниями (реже самими заводами) при реализации нефтепродуктов. Реальные же их продажи, совершаемые как самими нефтяными компаниями, так и трейдерами, могут производиться по ценам и выше, и ниже отпускных цен НПЗ. Поэтому динамика изменений отпускных и рыночных цен может не совпадать. Например, оптовые цены на бензин с января по август повысились на 35—40%, а розничные — на 10—11%. Кроме того, высокие мировые цены на нефть способствуют наращиванию ее экспорта и соответственно объемы внутренних поставок падают, а закупочные нефтяные цены на НПЗ растут. И очередной скачок цен на бензин обусловлен ростом цены нефти с 7,2тыс. рублей за тонну до 10 тыс. рублей.

Власть серьезно озабочена проблемой повышения цены на топливо. Мало того, что даже незначительное его подорожание вызывает рост цен на остальные товары, так все это происходит в разгар сезона сбора урожая и для многих селян, особенно восточной части страны, грозит срывом уборочных работ.

Рыночными способами правительство регулировать цены не в состоянии, в этом все убедились еще во время топливного кризиса в 2004 году. Остаются только административные рычаги воздействия на руководителей ВИНК. Но это тоже работает далеко не всегда. Например, глава Федерального агентства по энергетике РФ Сергей Оганесян не исключает введения государственного регулирования цен на нефтепродукты на внутреннем рынке в случае их резкого удорожания. «На самом деле государство находится на грани такого решения», — заявил Оганесян на расширенном заседании президиума Нефтегазстрой профсоюза РФ. Что называется, в случае неповиновения чиновник вынужден идти на крайние меры.

Руководители же нефтяных компаний в последнюю очередь озабочены проблемами тружеников села и уровнем цен в стране. Прежде всего их волнует рост доходности собственного бизнеса. Ведь никто не знает, как долго продержатся высокие мировые цены на нефть. А ситуация, когда вслед за ростом мировой цены увеличиваются и государственные изъятия в виде экспортной пошлины и НДПИ, их явно не устраивает.

Правительство, по неподтвержденным данным, пошло нефтяникам на встречу и собирается ограничить НДПИ на уровне 826,5 рубля за тонну. Посмотрим, как это отразится на ценах.

К примеру

По итогам I квартала2005 г. валовая прибыль ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» составила 48 млрд 895 млн342 тыс. руб. Чистая прибыль за этот период —25 млрд 005 млн 275 тыс.руб., что на 8 млрд, или на46% больше, чем заIV квартал 2004 г. Выручка в I квартале 2005 г. составила 122 млрд 491 млн 745тыс. руб., что на 29 млрдруб., или на 31% выше, чем в IV квартале 2004 г. Основной причиной роста выручки является рост средних цен реализации нефти и нефтепродуктов.

Автомобильное топливо

Минимальная цена НПЗ, тыс. руб./т

Максимальная цена НПЗ, тыс. руб./т

Марка А-76

12,904

16,071

Марка Аи-92 (93)

16,035

18,661

Марка Аи-95

17,489

20,114

Дизтопливо

13,199

16,757

Топочный мазут

3,800

5,943

Авиакеросин

13,501

16,286

ЦИК ННР «Кортес»