1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Есть ли в банкротстве мотив преступления?

Докажет комплексная экспертиза

Минэкономразвития планирует создать узкоспециализированный экспертный орган, задача которого — комплексная финансово-экономическая экспертиза в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

Напомним, что законодательство рассматривает фиктивное и преднамеренное банкротство как правонарушение и преступления, предусмотренные КоАП(ст. 14.12 и 14.13) и УК РФ(ст. 196—197). Однако за последние шесть лет статьи УК практически не применяются и обвинительные приговоры по статье «Преднамеренное банкротство» носят единичный характер.

Отсутствие достаточных доказательств при определении виновности привело к тому, что не более пяти процентов дел, возбуждаемых по вышеуказанным составам, заканчивалось вынесением обвинительного приговора. Чем это объяснить?

МЭРТ считает, что дело в сложности доказывания причинно-следственной связи между совершенными действиями (или бездействием) и последствиями. В частности, между заключенной сделкой (или несколькими) и банкротством.

Одним из основных доказательств по этим делам является результат экспертизы, определяющей наличие фиктивного или преднамеренного банкротства. Именно в нем определяется наличие или отсутствие события преступления.

Сегодня судебную экспертизу проводят экспертно-криминалистические подразделения ОВД (МВД России) и Российский федеральный центр судебной экспертизы Минюста (включая региональные центры).

Сложность в том, что выявить признаки фиктивного или преднамеренного банкротства способна лишь комплексная экспертиза. А это проблематично, так как не предусмотрено действующей системой экспертных учреждений.

Чтобы исправить положение, МЭРТ предложило создать экспертный орган, уполномоченный выявлять признаки «криминальных»банкротств и давать соответствующие заключения.

Требуется определиться, под каким федеральным органом создавать такое учреждение — под Минюстом или МЭРТом. Возможно совместное профильное регулирование.

Отметим, что государственные судебно-экспертные учреждения вправе проводить на договорной основе исследования для граждан и юрлиц, органов госвласти, взимать плату за производство судебных экспертиз по гражданским и арбитражным делам.

Чиновники предлагают возложить на данный орган проведение внесудебной экспертизы по вопросам, связанным с несостоятельностью (банкротством). Например, это может быть оценка реалистичности планов внешнего управления или мирового соглашения, обоснованность планов досудебной санации.

Экспертные заключения помогут государству как кредитору принимать в отношении должников адекватные решения как до возбуждения дела, так и в процедурах банкротства.