Рыбный день

| статьи | печать

Российский рынок основных видов рыбной продукции за 2004 год по результатам исследования Института конъюнктуры товарных рынков (ИТКОР)

Картина российского рынка рыбной продукции выглядит неоднозначно. С одной стороны, львиная доля продаж приходится на дешевую рыбу, с другой — растет количество предлагаемых на рынке деликатесов.

Анализ показывает, что за период 2000—2004 гг. объем производства рыбной продукции, включая рыбные консервы, снизился на 20%. Это связано с падением улова рыбы и морепродуктов, а также с изношенностью производственных мощностей крупных предприятий по производству рыбной продукции.

В результате доля импорта на региональном рынке возросла, а потребление на душу населения сократилось.

Основными регионами по добыче рыбы и морепродуктов являются Северо-Западный район (его доля составляет 40% от российского уровня) и Дальневосточный (56%). Значительную долю в общем улове рыбы и рыбопродуктов составляет минтай (44%), сельдь (13), треска(10) и лососевые (9%).

Производство

По всем федеральным округам заметно падение производства живой рыбы (без сельди) (доля Дальневосточного федерального округа — 80%) и охлажденной рыбы (за исключением Центрального). В производстве охлажденной рыбы (без сельди) лидируют Северо-Западный, Южный и Дальневосточный округа, их доли составляют в 2004 году соответственно 37, 25 и 34%.

На фоне резкого падения производства мороженой рыбы (без сельди) доли Северо-Западного и Дальневосточного округов — 40 и 55%. Именно они находятся в близиводных акваторий и определяют основной улов российской рыбы.

Заметен рост производства сельди всех видов обработки. Наибольший рост по отношению к 2003году наблюдается в Уральском и Дальневосточном федеральных округах. Доля же Северо-Западного округа составляла 40%, а Дальневосточного — 46%.

Производство консервов и пресервов рыбных и из морепродуктов в 2004 году по отношению к 2003 году значительно выросло по всем округам, за исключением Южного и Уральского. Основные доли занимают Северо-Западный (62%), Южный(15) и Дальневосточный(16%) округа.

Импорт

Объемы импорта в последние годы возрастают. Это связано прежде всего с ростом покупательной способности населения и уровня денежных доходов. Потребители с высокими и средними доходами приобретают не только дорогие виды рыбы (семга, форель, палтус ит. п.), но и морепродукты(мидии, креветки, кальмары и пр.) в натуральном и консервированном виде.

Основными видами рыбы, поступившей по импорту в2004 году, являются сельдь, скумбрия, килька, мойва, путассу и треска.

Например, основным поставщиком форели мороженой является Норвегия, доля которой составила 82% от всего ее объема импорта. Норвегия была основным поставщиком и лососевых рыб (95% от общего объема импорта данного продукта), и сельди мороженой (92%).

От общего объема импорта сардин, кильки и шпрот мороженых на долю Мавритании (42%), Литвы (22) и Латвии (15) приходилось79%, а от общего объема импорта скумбрии мороженой доля Великобритании(50%), Норвегии (17) и Литвы (11) за 2004 год составила 78%.Из девяти государств — поставщиков печени, икры и молоки мороженых на долю4 основных поставщиков приходилось 83% от общего объема импорта данной рыбной продукции: Норвегия(46%), США (23), Исландия и Канада (по 7%). Из 24 государств — поставщиков филе мороженого 87% от общего объема приходилось на долю 6 основных поставщиков: Норвегия (39%),Испания (18), Аргентина(11), Польша и Казахстан (по 7) и Исландия (5%).

Основным поставщиком креветок на российский рынок является Дания (82%).

Китай, Перу, Чили и Таиланд обеспечили 88% от общего объема импорта кальмаров за 2004 год.

Крупнейший поставщик — Норвегия. По статистическим данным, экспорт норвежской рыбы в Россию находится в состоянии бурного роста. Общая сумма поставок составила 1,9 млрд норвежских крон, поднявшись за несколько лет почти вдвое.

В 2004 году экспортные поставки в Россию возросли на 642 млн норвежских крон. Благодаря этому по объемам экспорта морепродуктов из Норвегии Россия вышла на третье место (после Дании и Японии).

Потребительские предпочтения

На российском рынке представлена живая, охлажденная и мороженая рыба в соотношении соответственно 10, 14 и 76%.

Самой высокой ценностью обладает живая рыба, однако ее потребляют в малых количествах.

Высоко ценится рыба в охлажденном виде. Выловленную рыбу потрошат, упаковывают в коробки и засыпают льдом. При температуре от 0 до +30 она может храниться 10—12 дней.

Она также потребляется россиянами в небольших количествах. Основными ее заказчиками являются рестораны. Однако число людей, потребляющих охлажденную рыбу, по мнению экспертов, будет расти. В ней сохраняется намного больше полезных веществ, чем в замороженной, а это веский довод для приверженцев здорового питания. Есть и чисто экономический аспект, позволяющий ожидать роста потребления охлажденной рыбы. На рынке сложилась ситуация, когда, к примеру, цены на охлажденного лосося выше цен на замороженного. Но когда ситуация стабилизируется и цены снизятся, можно ожидать увеличения объемов продаж охлажденной рыбы. Сегодня цены на охлажденную и замороженную рыбу одинаковы только в тех компаниях, которые доставляют из-за рубежа исключительно один вид рыбы автотранспортом. В компаниях, предлагающих широкий ассортимент, цены на охлажденную рыбу выше, чем на мороженую, поскольку она доставляется самолетом. А это совсем иной порядок затрат.

Мороженая рыба составляет 76% от общего объема потребляемой рыбы.

Значительную долю завоевывает продукция в переработанном виде — рыбное филе, копченая, соленая, консервированная рыба. При росте благосостояния возрастает потребление рыбы, но самый значительный рост ожидается именно в потреблении рыбы, прошедшей переработку.

Копченая рыба и соленая составляют 35 и 22% соответственно в объеме продаж, а рыбное филе и вялено-сушеная рыба соответственно 12 и 10%. Рынок консервированной рыбы(21%) имеет одну особенность. Сегодня у нас недостаточно организаций, способных качественно обработать рыбу и привести ее к тому внешнему виду в банке, которого требует покупатель. Поэтому рыба, вылавливаемая отечественными рыбаками, за небольшую цену идет за рубеж и возвращается оттуда через Москву уже в обработанном виде. Или эта же рыба доставляется в Россию как импортная.

Сегодня легче и дешевле купить для переработки филе камчатской камбалы в Голландии, чем камбалу на самой Камчатке.

Производство мороженой рыбы (без сельди), тыс. тонн

Федеральный округ

2004 г.

2003 г.

%изменения

Россия — всего

1611,9

1769,8

90,96

Центральный

0,8

0,5

145,12

Северо-Западный

651

667

97,51

Южный

51

52

96,14

Приволжский

0,4

0,7

52,71

Уральский

11

13

78,68

Сибирский

5,7

5,6

104,38

Дальневосточный

892

1031

86,54

Улов рыбы и добыча морепродуктов, тыс. тонн

Федеральный округ

2004 г.

2003 г.

% изменения

Россия — всего

2891

3372

85,73

Центральный

7

9

74,52

Северо-Западный

1153

1157

99,70

Южный

101

136

74,43

Приволжский

4

5

75,34

Уральский

19

23

80,14

Сибирский

8

7

82,27

Дальневосточный

1605

1989

80,70

Производство охлажденной рыбы (без сельди), тыс. тонн

Федеральный округ

2004 г.

2003 г.

% изменения

Россия — всего

68,5

104,1

65,47

Центральный

0,5

0,4

108,83

Северо-Западный

25

43

58,89

Южный

17

21

87,87

Приволжский

1,2

1,3

86,63

Уральский

1,3

1,7

74,99

Сибирский

0,5

0,7

74,31

Дальневосточный

23

36

58,79

Производство живой рыбы (без сельди), тыс. тонн

Федеральный округ

2004 г.

2003 г.

% изменения

Россия — всего

241,5

257,1

94,07

Центральный

7

8

80,27

Северо-Западный

12

17

71,61

Южный

28

35

79,37

Приволжский

1

3

75,64

Уральский

0,8

1,5

49,57

Сибирский

0,7

0,6

94,41

Дальневосточный

192

193

99,83

Производство консервов и пресервов рыбных и из морепродуктов, тыс. условных банок

Федеральный округ

2004 г.

2003 г.

% изменения

Россия — всего

708105

642804

110,16

Центральный

8020

5260

152,47

Северо-Западный

440700

361431

121,93

Южный

108955

146931

74,15

Приволжский

8439

4199

200,98

Уральский

6668

7004

95,20

Сибирский

19020

14824

128,31

Дальневосточный

116304

103159

112,74

Мнение профессионала

Для стабилизации и развития отечественного рыбного хозяйства необходимо:

1. Восстановить в структуре органов федеральной исполнительной власти страны полноправный и полномочный орган государственного управления рыбным хозяйством России с министерским статусом, укомплектованным профессионалами, прежде всего в руководящем звене управленческой иерархии.

2. Во исполнение и в развитие принятой Правительством РФ в 2003 году Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2020 года в этом году необходимо разработать и утвердить Правительством РФ Федеральную целевую программу рыбохозяйственного развития страны до 2020 года, в которой:

— закрепить необходимые условия стабилизации и устойчивого развития рыбного хозяйства страны, имея в виду недопустимость нарушения целостности государственного управления рыбохозяйственной деятельностью в вопросах изучения, воспроизводства, охраны и эксплуатации водных биоресурсов, их рационального использования в интересах достижения продовольственной безопасности и оптимального формирования бюджетов всех уровней;

— определить ориентиры развития отрасли и их количественные параметры, сроки достижения, необходимые для этого ресурсы, источники их формирования;

— прекратить практику донорства федерального бюджета за счет разного рода налоговых и неналоговых поступлений от рыбохозяйственных предприятий отрасли, напрямую не связанных с достижением конечных результатов их деятельности;

— сохранить в государственной собственности и в системе федерального ведомства, ответственного за результаты рыбохозяйственного развития страны, все организации и предприятия, занятые процессами изучения, охраны, воспроизводства рыбных запасов, подготовкой и повышением квалификации кадров, обработкой рыболовных судов в порту, обеспечением безопасности мореплавания и сохранением здоровья и жизни работающих;

— закрепить участие представителей рыбацкого сообщества в лице отраслевых союзов, ассоциаций, объединений в выработке и реализации эффективной рыбохозяйственной политики с соответствующими правами и обязанностями.

3. Внести необходимые изменения в действующие нормативно-правовые акты, создающие условия эффективной рыбохозяйственной деятельности в интересах достижения продовольственной безопасности и экономики предприятий, отрасли, бюджетов всех уровней, а также принять для этого новые федеральные законы (о прибрежном рыболовстве, об осетровых и т. д.).

А. Родин, президент ВАРПЭ