1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 834

Битва за бюджетное правило

Экономика почти в стагнации, угроза кризиса усиливается. На этом фоне Минфин борется за окончательное принятие бюджетного правила. Это кажется совершенно верным, но очевидно не достаточным.бюджет

Официальная экономическая статистика России указывает на возможное замедление индекса потребительского и инвестиционного спроса в 2-м полугодии. По мнению аналитиков «ВТБ Капитала», скорость августовского ослабления представляет некоторую угрозу прогнозным оценкам роста ВВП в 2012 г. — 3,5%. Темпы роста российской экономики могут сократиться. Состояние рынка труда не изменилось: безработица продолжила сокращаться, подталкивая вверх рост номинальных зарплат.

Политический фактор — предвыборные обещания, огромные расходы на национальные проекты — делают будущее российской экономики туманным. На этом фоне взвешенной выглядит политика Министерства финансов, которое продолжает отстаивать бюджетное правило. Оно заключается в внедрении так называемой цены отсечения, чтобы все доходы от продажи нефти выше этой цены перечислялись бы в Резервный фонд. После того, как размер фонда достигнет 7% ВВП (по крайней мере, пока этот показатель установлен на таком уровне), половина нефтяных сверхдоходов пойдет в Фонд национального благосостояния, а вторая может тратиться на инфраструктурные проекты, имеющие конечные сроки реализации. По словам замминистра финансов Алексея Моисеева (цитата по «Финмаркету»), «размеры Резервного фонда определяются теми потребностями бюджета, которые могут возникнуть при устойчивом падении цены на нефть на три года до 70 долл. за баррель».

Проект федерального бюджета на ближайшие три года составлен с учетом этого правила. Прогноз «ВТБ Капитала» по росту ВВП на 2013 г. — 2,0%.

Законопроект с бюджетным правилом принят в первом чтении Госдумой. Но борьба еще не закончена. Цену отсечения хотят поднять, в том числе и чиновники правительства — например, из Минэкономразвития.

Экономический смысл производимых Минфином действий таков: российская экономика перегрета и рост бюджетных расходов не ведет к росту экономики, а усугубляет российские экономические болезни. Российская промышленность стала терять конкурентоспособность. Во-первых, из-за роста зарплат. Во-вторых, в России практически не осталось незагруженных мощностей, производящих конкурентоспособную продукцию.

И рост доходов населения, в этой связи никак не способствует увеличению ее выпуска. Возможно, меры по стимулированию мелкого и среднего производящего бизнеса были бы уместны. Однако при сложившейся экономической модели с большим участием силовых методов управления бизнесом это выглядит маловероятным.

Потому остается действовать проверенными последними кризисами инструментами: бюджетное правило, создание Резервного фонда, позволяющего «пересидеть» падение цен на нефть. Вот главные рычаги воздействия на экономику, зависимость которой от мировых цен на нефть крайне велика.

Индекс промышленного производства в 2012 г., %


К соответствующему периоду предыдущего года

К предыдущему периоду

К среднемесячному значению 2009 г.

фактически

с исключением сезонного и календарного факторов

фактически

с исключением сезонного и календарного факторов

Январь

103,8

90,2

100,4

110,1

115,1

Февраль

106,5

100,6

101,5

110,7

116,8

Март

102,0

107,0

98,8

118,5

115,4

I квартал

104,0

94,5




Апрель

101,3

94,6

100,0

112,1

115,4

Май

103,7

103,2

101,0

115,7

116,5

Июнь

101,9

99,4

100,0

115,0

116,6

II квартал

102,3

101,0




1-е полугодие

103,1





Июль

103,4

101,9

100,8

117,2

117,5

Август

102,1

99,8

99,3

116,9

116,7

Январь — август

103,1





Источник: Росстат

Индекс потребительских цен в августе 2012 г.*


Август 2012 г. к

Январь­ август 2012 г. к январю — августу 2011 г.

Справочно август 2011 г. к

январь — август 2011 г. к январю — августу 2010 г.

июлю 2012 г.

декабрю 2011 г.

августу 2011 г.

июлю 2010 г.

декабрю 2011 г .

августу

Индекс потребительских цен

100,1

104,6

105,9

104,3

99,8

104,7

108,2

109,3

в том числе на:









товары

9,9

104,2

105,9

104,3

99,5

103,5

107,8

109,6

продовольственные товары

99,5

105,4

106,5

102,9

98,6

102,8

108,8

112,8

продовольственные товары без плодоовощной продукции

100,8

104,0

106,1

105,6

100,3

105,2

110,7

111,1

непродовольственные товары

100,4

103,0

105,3

105,8

100,5

104,3

106,8

106,1

услуги

100,6

105,7

106,2

104,5

100,3

108,2

109,0

108,4

Базовый индекс потребительских цен

100,6

103,5

105,5

105,4

100,4

104,6

108,1

107,9

Источник: Росстат