Когда для размещения рекламной конструкции не нужны разрешение и договор

| статьи | печать

Вывеска на фасаде здания, содержащая название компании и род ее деятельности, не является рекламой, а потому разместить ее можно без каких-либо разрешений и договоров. Но если вывеска расположена по другому адресу, то ее размещение нужно согласовать с уполномоченным органом. Чем реклама отличается от обычной информации, можно понять из судебной практики.

Информация о компании или предпринимателе, а также реализуемых такими субъектами товарах (работах, услугах), размещенная на вывеске, не относится к рекламе при выполнении нескольких условий:

  • она имеет целью информирование, а не привлечение внимания;
  • размещена вблизи магазина, офиса, в котором непосредственно происходит торговля, оказание услуг, выполнение работ или заключение договоров на их выполнение или оказание;
  • информация размещена в одном месте;
  • в ней нет дополнительных графических объектов помимо торговых знаков или средств индивидуализации, права на которые принадлежат компании (предпринимателю).

К таким выводам позволяет прийти анализ судебной практики окружных арбитражных судов и Высшего арбитражного суда РФ, сложившейся за последние четыре года.

Нерекламный характер сведений освободит компанию от дополнительных расходов

Для размещения рекламной конструкции на здании, сооружении, земельном участке, не принадлежащем рекламорас­пространителю, необходимо заключить соответствующий договор с собственником такого объекта недвижимости. Если речь идет о государственной или муниципальной собственности, то такой договор заключается путем проведения торгов (п. 5.1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ, далее — Закон о рекламе). Для размещения рекламной конструкции на общем имуществе многоквартирного дома (фасад, крыша и др.) рекламораспространителю понадобится получить согласие собственников помещений в таком доме (п. 5 ст. 19 Закона о рекламе). Помимо этого необходимо наличие специального разрешения уполномоченного органа местного самоуправления (п. 10 ст. 19 Закона о рекламе).

Однако все перечисленные требования Закона о рекламе не распространяются на размещение вывесок и указателей, не содержащих рекламную информацию, а также на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом (подп. 2, 5 п. 2 ст. 2 Закона о рекламе). Именно по этим двум основаниям рекламораспространители обычно оспаривают постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе (ст. 14.3 и 14.37 КоАП РФ) или предписания об устранении таких нарушений.

Стоит заметить, что неблагоприятные последствия размещения рекламной конструкции без законных оснований не исчерпываются для компании или предпринимателя административным штрафом. Помимо этого заинтересованные лица (например, собственник или арендатор имущества, на котором размещена рекламная конструкция) могут обратиться в суд с иском о понуждении рекламораспространителя демонтировать спорную конструкцию (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 № 8263/10), а также взыскать неосновательное обогащение в виде неполученной арендной платы за место для размещения конструкции (постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.12.2010 по делу № А56-11496/2009).

Итак, Закон о рекламе понимает под рекламной конструкцией наружную рекламу с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (п. 1 ст. 19 Закона о рекламе). Судебная практика, с одной стороны, придала этому определению больше конкретики, а с другой — дополнила перечень критериев, на основании которых конструкцию можно отнести к рекламной. Среди таких критериев можно выделить три основных: содержание размещенной информации, место ее размещения и количество размещенных объектов (щитов, конструкций и т.д.).

«Рекламный» признак: содержание информации

Главные признаки рекламы — предназначенность неограниченному кругу лиц и направленность на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Сведения о наименовании компании (предпринимателя), графике работы, роде деятельности суды рекламой не признают. Эти сведения необходимо в любом случае доводить до сведения потребителя, а потому для их размещения никаких специальных договоров и разрешений не требуется. Манера изложения информации значения не имеет (п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.98 № 37).

На вывеске также можно указывать сведения о реализуемых товарах, оказываемых услугах или выполняемых работах (постановления Президиума ВАС РФ от 20.10.2011 № 7517/11, ФАС Северо-Западного округа от 02.03.2011 по делу № А56-20916/2010, Центрального округа от 24.11.2011 по делу № А48-462/2011, Дальневосточного округа от 10.06.2011 № Ф03-2391/2011, Восточно-Сибирского округа от 29.09.2011 по делу № А33-2976/2011, Московского округа от 18.02.2009 № КГ-А40/357-09 и Западно-Сибирского округа от 13.11.2009 по делу № А45-9520/2009). Стоит отметить, что на вывеске должна быть размещена вся необходимая для потребителя информация — наименование компании (Ф.И.О. предпринимателя), адрес, режим работы, вид деятельности. Если на вывеске будет указано, например, только наименование и вид деятельности, то суд вполне может признать ее рекламой. Хотя встречаются и дела, в которых вывески только с наименованием компании суды не квалифицировали как рекламные (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.02.2011 по делу № А45-8848/2010).

Определенную роль в квалификации сведений как рекламы может сыграть сложившаяся практика размещения таких сведений в населенном пункте (Определение ВАС РФ от 16.06.2009 № ВАС-6722/09). Например, суд может не усмотреть рекламы в размещении указателей с наименованием компании и графиком ее работы, если в городе такие указатели — норма (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.06.2012 по делу № А63-9593/2011).

К рекламе не относятся и указатели, содержащие только название компании, например, конструкция со стрелкой — указателем (Определение ВАС РФ от 28.02.2011 № ВАС-1749/11). Правда, в практике есть случаи, когда суд признавал рекламной конструкцией флаг с одним наименованием компании, размещенный вблизи основной информационной конструкции, также содержащей наименование компании и иные сведения (Определение ВАС РФ от 21.10.2011 № ВАС-13163/11).

Еще одним признаком рекламы может стать использование изображений(постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.11.2010 № Ф03-8503/2010). Однако товарные знаки или средства индивидуализации не превращают вывеску в рекламную конструкцию (постановления ФАС Дальневосточного округа от 25.10.2010 № Ф03-7191/2010, Северо-Кавказского округа от 20.06.2012 по делу № А63-6017/2011, Западно-Сибирского округа от 30.07.2009 № Ф04-4507/2009(11813-А45-43)).

«Рекламный» признак: место размещения информации

Отличительным признаком вывески и рекламной конструкции также является и место ее размещения. Например, вывеску у входа в офис компании суд вряд ли расценит как рекламную конструкцию. Причем это может быть не табличка с информацией, но и, например, конструкция фасада здания (Определение ВАС РФ от 25.04.2012 № ВАС-1930/12) или световой короб (Определение ВАС РФ от 12.10.2010 № ВАС-13232/10, постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.07.2012 по делу № А13-8200/2011 и Центрального округа от 07.08.2009 по делу № А08-5345/2008-11).

Однако если конструкция со сведениями о компании или производимой продукции (услугах, работах) размещена вдали от входа в офис, например, на противоположной стороне здания, а у входа имеется еще и вывеска, то суд почти наверняка признает такую конструкцию рекламой (Определение ВАС РФ от 14.12.2011 № ВАС-12967). Если рекламная конструкция, дублирующая вывеску информационного характера, размещена на фасаде здания, это не сыграет существенной роли при ее квалификации в качестве рекламы (Определение ВАС РФ от 03.07.2012 № ВАС-7829/12). Также на рекламный характер конструкции указывает ее размещение в нескольких местах вдали от офиса компании, например, на нескольких световых опорах вдоль дороги (Определение ВАС РФ от 14.07.2010 № ВАС-8995/10). Но даже единственный рекламный щит, расположенный вне места нахождения компании, суд может признать рекламой (постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.04.2011 № Ф03-1530/2011 по делу № А51-8003/2010). Кроме того, на рекламный характер укажет размещение конструкции в таком месте, которое позволяет усмотреть цель привлечения внимания, например, на крыше здания (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2011 по делу № А56-27105/2010).

«Рекламный» признак: количество размещенных объектов

Количество размещенных объектов является не определяющим, но все же довольно веским аргументом в спорах о признании таких объектов рекламными конструкциями.

Так, например, компания разместила в одном месте две вывески с необходимой потребительской информацией и одну световую вывеску только с наименованием компании. Суд решил, что световая вывеска является рекламой (постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.02.2012 по делу № А56-25147/201). В другом деле судьи признали рекламными размещенные на фасаде здания, а также в удаленном от него месте 28 конструкций (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.05.2010 по делу № А63-10080/2009).