Порядок составления акта осмотра рекламных конструкций прокурором и протокола осмотра сотрудниками полиции различны

| консультации | печать
Административный орган выявил рекламную конструкцию, установленную нами на фасаде здания без разрешения. Должностное лицо сфотографировало ее и составило акт осмотра в произвольной форме. Вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 14.37 КоАП РФ. Можем ли мы его обжаловать, ссылаясь на то, что осмотр рекламоносителя был произведен без участия наших представителей и понятых, а протокол осмотра вовсе не составлялся?

От того, каким должностным лицом выявлен факт правонарушения в области рекламы, будет зависеть порядок осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений и территории, предусмотренный ст. 27.8 КоАП РФ, а также порядок их привлечения к административной ответственности.

Самовольная установка рекламных щитов наказывается штрафом

Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек и иных технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых в том числе на внешних стенах зданий, осуществляется владельцем рекламной конструкции — рекламорас­пространителем с соблюдением требований ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе).

Установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии соответствую­щего разрешения, которое выдает орган местного самоуправления, на территории которого предполагается осуществ­лять установку и эксплуатацию рек­ламной конструкции, на основании заявления: собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества (ч. 5—7 ст. 19 Закона о рекламе), владельца рекламной конструкции (ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе).

Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается (ч. 10 ст. 19 Закона о рекламе, см. также «ЭЖ», 2012, № 35, с. 14; 2014, № 48, с. 08). В случае самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления, на территории которого установлена рекламная ­конструкция.

Лицо, установившее или эксплуатирующее рекламную конструкцию без соответствующего разрешения либо с нарушением требований технического регламента, может быть привлечено к ответственности по ст. 14.37 ­КоАП РФ в виде административного штрафа. Его размер для предпринимателей колеблется от 3000 до 5000 руб., для юридических лиц — от 0,5 до 1 млн руб.

Составлять протоколы об административном правонарушении, преду­смотренном ст. 14.37 КоАП РФ, имеют право должностные лица органов внутренних дел (полиции). Кроме того, прокурор в рамках своих полномочий также вправе провести проверку соблюдения законодательства в сфере размещения наружной рекламы и по ее результатам возбудить дело об административном правонарушении (ст. 21, 22 Федерального закона от 17.01.92 № 2202-1 «О прокуратуре РФ», ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).

В осмотре участвуют представители компании и понятые

КоАП РФ предъявляет определенные требования к проведению осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, а также составлению протокола такого осмотра.

Осмотр принадлежащих юридичес­кому лицу или предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ (в данном случае — сотрудниками полиции), в присутствии представителей организации или предпринимателя, а также двух понятых (ч. 1, 2 ст. 27.8 КоАП РФ).

Об осмотре помещений, территорий и находящихся там вещей и до­кумен­тов составляется протокол, который подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем (в случаях, не терпящих отлагательства, — иным представителем), а также понятыми. Копия протокола вручается компании, предпринимателю или их представителю (ч. 4, 6 ст. 27.8 КоАП РФ).

Арбитражные суды расходятся во мнении относительно того, подпадает ли осмотр фасада здания под действия нормы ст. 27.8 КоАП РФ. Так, ФАС Западно-Сибирского округа, исходя из мес­та размещения вывески на фасаде дома, указал на неприменение ст. 27.8 КоАП РФ, поскольку данная норма применяется только при осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и до­кумен­тов, а фасад здания к ним не относится (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.09.2007 № Ф04-6035/2007(37729-А46-29) по делу № А46-20363/2006).

Существует и противоположная практика: суды указывают на необходимость соблюдения требований ст. 27.8 КоАП РФ о присутствии представителей организации и понятых при осмот­ре фасада здания (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.12.2013 по делу № А67-3046/2013, Определение ВАС РФ от 24.07.2014 № ВАС-9107/14 по делу № А40-142006/2013).

Акты прокурорского осмотра имеют особый статус

Следует учитывать, что предусмот­ренный ст. 27.8 КоАП РФ и описанный выше порядок неприменим, если дело об административном правонарушении по ст. 14.37 возбуждено прокурором по результатам проведенной им проверки.

Прокурор вправе провести проверку соблюдения законодательства в сфере размещения наружной рекламы и установки рекламных конструкций. По ее результатам составляется акт осмот­ра, в котором фиксируется факт выявленного нарушения. На этом основании прокурор возбуждает дело об административном правонарушении.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.37 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ), поэтому прокурор направляет заявление о привлечении нарушителя к административной ответствен­ности в арбитражный суд.

В КоАП РФ, так же как и в Федеральном законе от 17.01.92 № 2202-1, нет перечня процессуальных до­кумен­тов, которые составляются в ходе проведения прокурорской проверки. Но акты осмотра рекламных конструкций составляются вне рамок производства по делу об административном правонарушении и не являются протоколами осмотра, предусмот­ренными ст. 27.8 КоАП РФ (постановление АС Северо-Кавказского округа от 24.12.2014 по делу № А32-2233/2014).

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактичес­кие данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными до­кумен­тами (ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ).

Перечень доказательств не является исчерпывающим, следовательно, доказательствами могут быть любые до­кумен­ты (материа­лы), на основании которых возможно установить обстоятельства, предусмотренные ст. 26.2 КоАП РФ, в том числе акт осмотра.

Таким образом, при составлении прокурором акта осмотра не подлежит применению порядок осмот­ра принадлежащих организации или предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и до­кумен­тов, предусмотренный ст. 27.8 КоАП РФ, а сам акт осмотра рассматривается и оценивается судом наравне с иными доказательствами (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.07.2014 по делу № А33-23364/2013).