Новости («Новая бухгалтерия», № 06, 2012 г.)

| статьи | печать

НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Федеральный закон от 03.05.2012 № 47-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Внесены изменения в Федеральный закон от 24.11.96 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Изменения направлены на защиту прав потребителей туристских услуг в РФ. В частности, новации предуcматривают предоставление туристам дополнительных гарантий в ситуации, когда тур­операторы, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, не выполнили обязательства, принятые по договору реализации турпродукта.

Туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, в течение года со дня вступления с силу Федерального закона от 03.05.2012 № 47-ФЗ должны войти в объединение туроператоров, при котором за счет отчислений членов объединения будет сформирован компенсационный фонд. Из средств фонда будет оказываться экстренная помощь туристам за границей, оказавшимся в сложной ситуации, например из-за банкротства туроператора и невыполнения им обязательств перед зарубежными партнерами.

В связи с этим внесены дополнения и в НК РФ, согласно которым взносы членов объединения туроператоров в компенсационный фонд не будут учитываться в доходах объединений (подп. 18 п. 2 ст. 251 НК РФ), а затраты, осуществленные за счет средств фонда, — в расходах объединений для целей исчисления налога на прибыль (п. 48.15 ст. 270 НК РФ). Полученные туристами суммы экстренной помощи законодатели включили в перечень доходов, не облагаемых НДФЛ. Так что удерживать налог с граждан при выплатах из компенсационного фонда не придется (п. 55 ст. 217 НК РФ вступит в силу через 180 дней после опубликования комментируемого закона).

Приказ ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297

«О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ „Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок“»

Документ вносит изменения в Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденную приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333.

Приказ ведомства уточняет некоторые критерии самостоятельной оценки рисков для компаний, которые используют инспекции при выборе объектов выездного налогового контроля. Кроме того, в новой редакции изложены приложения 3 и 4 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333. В указанных приложениях приведены расчет налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов по основным видам экономической деятельности и показатели рентабельности, отклонение от которых может стать причиной повышенного внимания со стороны фискалов и привести к включению организации в план выездных проверок.

Бухгалтерам необходимо изучить все новации. Подробный комментарий к приказу ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297 74 см. на с. 74.

Приказ ФНС России от 30.03.2012 № ММВ-7-2/188

«Об утверждении форм решений о принятии обеспечительных мер, об отмене и о замене обеспечительных мер»

Руководитель (его заместитель) налогового органа после вынесения итогового решения по материалам налоговой проверки может принять обеспечительные меры, которые будут гарантировать исполнение предписаний налоговиков (п. 10 ст. 101 НК РФ). Для этих целей и утверждена форма решения о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа.

Названную форму обеспечительных мер можно отменить либо заменить на другую, а именно: банковскую гарантию, залог ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ (залог иного имущества), поручительство третьих лиц. В этих случаях руководство инспекции составляет соответствующие формы, которые также утверждены комментируемым приказом.

Обратите внимание: копии всех указанных решений должны быть переданы налогоплательщику.

Новые бланки начнут применяться с 29 мая 2012 г. Это связано с тем, что Минюст России зарегистрировал приказ 12 мая 2012 г. Он вступает в силу по истечении десяти дней после официального опубликования. Документ опубликован в «Российской газете» 18 мая 2012 г.

Письмо Минфина России от 14.05.2012 № 03-03-06/1/245

Платежи по договорам добровольного медицинского страхования учитываются на конец каждого отчетного периода исходя из количества календарных дней в таком периоде и части страховой премии, приходящейся на каждый календарный день действия договора страхования

Финансисты рассмотрели ситуацию, когда организация заключила договор добровольного медицинского страхования работников на один год с уплатой страховой премии в рассрочку разными суммами в течение первых нескольких месяцев. При этом периоды, за которые производятся платежи, в договоре не указаны. Как учитывать взносы в целях налогообложения — равномерно по всему сроку действия договора или по сроку действия договора, оставшемуся после даты очередного платежа?

Чиновники отметили, что расходы по обязательному и добровольному страхованию признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором согласно договору налогоплательщик внес денежные средства на оплату страховых взносов. Если в договоре страхования предусмотрена уплата страховой премии в рассрочку, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы по каждому платежу признаются равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде. Об этом говорится в п. 6 ст. 272 НК РФ.

Принимая это во внимание, по мнению Минфина России, страховая премия должна учитываться на конец каждого отчетного периода исходя из количества календарных дней в нем и части страховой премии, определяемой как частное от общей суммы страховой премии и количества календарных дней, в течение которых действует договор страхования.

Письмо Минфина России от 11.05.2012 № 03-03-06/1/239

Организация получила беспроцентный заем. Возникает ли в этом случае для целей налогообложения прибыли доход?

По общему правилу безвозмездно полученное имущество (работы, услуги) или имущественные права признаются внереализационным доходом (п. 8 ст. 250 НК РФ). Но данное правило не распространяется на операции по получению беспроцентного займа. Это связано с тем, что в главе 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ не установлен порядок определения выгоды от получения таких заемных средств и отсутствуют правила ее оценки. Так считают специалисты финансового ведомства.

К аналогичным выводам приходят и суды. Например, в постановлении Президиума ВАС РФ от 03.08.2004 № 3009/04 арбитры отметили, что беспроцентный заем нельзя приравнять к услуге. Соответственно у компании отсутствует обязанность по определению внереализационного дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах.

Письмо Минфина России от 05.05.2012 № 03-03-06/1/232

Финансисты разъяснили последствия реорганизации в форме присоединения для участников консолидированной группы налогоплательщиков (КГН).

Порядок уплаты налога на прибыль через консолидированную группу налогоплательщиков действует чуть более четырех месяцев. Поэтому вполне понятно, что на сегодняшний день не все еще разложено по полочкам и Минфин России продолжает разъяснять проблемные моменты. Очередной вопрос, по которому финансисты высказали свою точку зрения, связан с реорганизацией участника КГН. Стороны договора о создании КГН должны внести в него изменения, если принято решение о реорганизации (в форме слияния, присоединения, выделения и разделения) одной или нескольких организаций — участников КГН (подп. 2 п. 2 ст. 25.4 НК РФ). Соответствующее соглашение представляется в налоговый орган в течение месяца с даты возникновения обстоятельств для изменения договора о создании КГН (подп. 3 п. 4 ст. 25.4 НК РФ). При этом Налоговый кодекс не содержит требований о выходе из КГН участников, реорганизованных в форме присоединения или слияния.

Письмо ФНС России от 02.05.2012 № ЕД-4-3/7334

При регистрации объектов налога на игорный бизнес с 1 июня 2012 г. применяются новые бланки.

Приказом Минфина России от 22.12.2011 № 184н утверждены формы документов, используемых при регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес. Напомним, что приказом, в частности, утверждена новая форма заявления о регистрации таких объектов. В нее добавлены поля для вновь введенных объектов налогообложения (процессинговых центров тотализатора и букмекерской конторы, пунктов приема ставок тотализатора и букмекерской конторы), появился титульный лист и др. Приказ вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца с даты его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на игорный бизнес. Документ опубликован в «Российской газете» 4 апреля 2012 г.

Поскольку налоговый период по налогу на игорный бизнес — календарный месяц, новые формы будут использоваться при регистрации объектов налогообложения с 1 июня 2012 г.

Письмо Минфина России от 26.04.2012 № 03-04-05/6-557

Специалисты финансового ведомства привели перечень документов, которые могут подтвердить нахождение иностранца в России.

Иностранного гражданина можно признать налоговым резидентом РФ и соответственно удерживать из его доходов НДФЛ по ставке 13%, если он фактически находится на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

К сожалению, глава 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ не устанавливает перечень документов, которыми можно подтвердить нахождение физических лиц в России. Этот пробел решили восполнить специалисты Минфина России. По их мнению, о нахождении таких лиц в РФ свидетельствуют:

— копия паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении иностранцем границы;

— табель учета рабочего времени;

— квитанции о проживании в гостинице;

— справка с предыдущего места работы.

— другие документы, оформленные в порядке, установленном законодательством РФ.

Обратите внимание: отметки в паспорте должны быть проставлены органами пограничного контроля Российской Федерации.

Письмо ФНС России от 23.04.2012 № ЕД-4-3/6804

Даны разъяснения по поводу заполнения справки по форме 2-НДФЛ в отношении доходов иностранных граждан, признаваемых высококвалифицированными специалистами.

Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, опыт и навыки которого при работе в России предполагают получение им зарплаты от 2 млн руб. за период, не превышающий одного года. Налоговики отметили, что возможны ситуации, когда доходы высококвалифицированного специалиста от трудовой деятельности будут облагаться по ставке 13%, а иные доходы — по ставке 30% (например, полученные в натуральной форме, в виде подарков, от продажи ценных бумаг). Ведь по ставке 13% облагаются не любые доходы высококвалифицированного специалиста, а только зарплата или вознаграждение, выплаченные ему работодателем или заказчиком (письмо Минфина России от 17.08.2010 № 03-04-06/0-181).

В подобной ситуации в справке по форме № 2-НДФЛ в отношении такого специалиста налоговый агент рассчитывает налог по ставкам 13 и 30% — в зависимости от вида полученных физическим лицом доходов. При этом независимо от применяемой к доходам высококвалифицированного специалиста ставки НДФЛ в справке указывается статус налогоплательщика — 3.

Письмо Минфина России от 18.04.2012 № 03-07-09/37

Если при заполнении графы 6 «В том числе сумма акциза» счета-фактуры, составленного при оказании услуг, проставлен прочерк, то такой счет-фактура не является основанием для отказа в принятии сумм НДС к вычету. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму НДС, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.