Вопросы и ответы по переходу банковской системы на МСФО

| статьи | печать

В каком виде представлять отчетность по МСФО в территориальные учреждения Банка России: в электронном или на бумажных носителях? Планируется ли разработка программы Банка России и прием отчетности по МСФО в электронном виде? Что входит в состав финансовой отчетности? Нужно ли сдавать учетную политику и другие внутренние документы, разработанные кредитной организацией для составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО?

Финансовая отчетность кредитных организаций в соответствии с МСФО представляется в территориальные учреждения Банка России на бумажных носителях.

Состав финансовой отчетности в соответствии с МСФО определен § 7 МСФО 1«Представление финансовой отчетности» и приведен в Методических рекомендациях Банка России от 25.12.2003 № 181-Т «О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности» (п. 1.2). Учетная политика входит в состав финансовой отчетности. Внутренние документы кредитной организации (регламент составления финансовой отчетности, ведомости перегруппировки и корректировок статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, за документированные профессиональные суждения) в составе финансовой отчетности представляться в территориальные учреждения Банка России не должны, но территориальные учреждения Банка России вправе запросить их у кредитных организаций.

Какие существуют планы по сокращению перечня существующей отчетности кредитных организаций в связи с переходом на регулярную отчетность по МСФО?

Будут ли внесены изменения в положения Банка России о публикуемой отчетности и консолидированной отчетности в связи с отменой Инструкции Банка России от 01.10.97 № 17 и выходом Указаний от 16.01.2004 № 1376-У?

В 2003—2004 годах Банком России была проведена работа по оптимизации отчетности, в ходе которой изучен опыт ряда европейских стран по построению форм пруденциальной отчетности, а также предложения банковского сообщества по оптимизации отчетности. В результате было отменено cемь форм отчетности, эффективность использования которых в рамках надзора была невелика (30% от общего числа действующих пруденциальных форм отчетности на 1 января 2004 года). Ряд форм отчетности был переработан в целях повышения их информативности о рисках, принимаемых кредитными организациями.

В частности, Указанием Банка России от22.09.2004 № 1503-У «Об упорядочении отдельных актов Банка России» отменена Инструкция от 01.10.97 № 17 «О составлении финансовой отчетности», а также входящие в нее приложения, обеспечивавшие в свое время приближение отчетности кредитных организаций к МСФО (Агрегированный балансовый отчет (ф.113), Агрегированный отчет о прибылях и убытках (ф. 114), Данные о движении денежных средств (ф. 123). Другие формы пруденциальной отчетности, содержащиеся в указанной Инструкции, перенесены в Указание Банка России от 16.01.2004№ 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации».

Работа по оптимизации надзорных форм отчетности в настоящее время продолжается в рамках проекта ЕС/ТАСИС «Банковский надзор и отчетность», основной целью которого является создание системы пруденциальной отчетности, соответствующей мировой надзорной практике. Уточненные формы публикуемой отчетности и консолидированной отчетности и порядок их заполнения приведены в Указании Банка России от 16.01.2004 № 1376-У.

Для определения справедливой стоимости отдельных инструментов потребуется на основании статистических и экономических данных «смоделировать» определенные рынки инструментов. Что будет в данном случае считаться независимой экспертизой, подтверждающей реальность данных, полученных в результате моделирования рынков?

В соответствии с МСФО 39 для финансовых инструментов, не имеющих котировок на активном рынке, справедливая стоимость может определяться расчетным путем, при этом МСФО требуют раскрытия методов ее определения и существенных исходных данных, используемых для расчета справедливой стоимости.

В целях обеспечения достоверного расчета справедливой стоимости кредитной организации следует предусмотреть внутренние процедуры, определяющие порядок разработки и утверждения методик расчета справедливой стоимости, а также периодичность их пересмотра и проведения проверок достоверности расчетов справедливой стоимости финансовых инструментов.

Результаты расчетов справедливой стоимости финансовых инструментов и проверок ее правильности должны представляться исполнительному органу кредитной организации. В тех случаях, когда оценка справедливой стоимости финансовых инструментов имеет критическое значение для формирования финансового результата деятельности кредитной организации, отчет о результатах проверки достоверности расчета справедливой стоимости должен представляться органу управления кредитной организации, который несет ответственность за определение справедливой стоимости.

Внешняя оценка достоверности определения банком справедливой стоимости финансовых инструментов будет производиться внешним аудитором в рамках аудита финансовой отчетности, составленной кредитной организацией в соответствии с МСФО.

Существенное влияние на финансовый результат деятельности банков в соответствии с МСФО оказывает требование стандарта МСФО по учету отложенного налогообложения. Ведется ли совместная работа Банка России, Минфина России, Федеральной налоговой службы России в части приведения налогового законодательства в соответствие с МСФО? Когда появится возможность исчислять налоги на основе учета по МСФО?

Регулирование налогового законодательства является функцией Министерства финансов Российской Федерации. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу предусматривает снижение затрат на формирование налоговой отчетности путем существенного приближения правил налогового учета к правилам бухгалтерского учета.

Банк России при рассмотрении проектов актов Российской Федерации по вопросам налогообложения вносит предложения по его совершенствованию с учетом требований Международных стандартов.

Надо ли представлять консолидированную отчетность, если дочерние компании проданы на отчетную дату и доля дочерних компаний в активах группы менее 0,001%?

В соответствии с § 23 МСФО 27 «Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность» результаты деятельности выбывшей дочерней компании включаются в консолидированный отчет о прибылях и убытках до даты выбытия, которая является датой утраты материнской компанией контроля над этой дочерней компанией.

Отчетность дочерних компаний включается в консолидированную отчетность с учетом принципов уместности и существенности. При этом существенность зависит от размера объекта, включаемого в консолидированную отчетность. Информация считается существенной, если ее отсутствие или искажение могли бы повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основании консолидированной отчетности.

Когда будут внесены изменения в Положение Банка России от05.12.2002 № 205-П с целью его приближения к МСФО?

Приказом Минфина РФ от 01.07.2004 № 180 одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, которая определяет этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе. На первом этапе развития (2004—2007 гг.) предусмотрено утверждение основного комплекса российских стандартов индивидуальной финансовой отчетности общественно-значимых субъектов. Второй этап (2008—2010 гг.) предусматривает переход на МСФО и составление консолидированной финансовой отчетности всех хозяйствующих субъектов.

Переход на применение принципов Международных стандартов в бухгалтерском учете кредитных организаций будет осуществляться одновременно с реальным сектором экономики. Процесс перехода банковского и реального сектора экономики на ведение бухгалтерского учета в соответствии с принципами Международных стандартов должен координироваться датой введения соответствующих изменений Министерством финансов Российской Федерации совместно с Банком России.

Когда кредитные организации получат указание Банка России о периодичности представления отчетности, составленной в соответствии с МСФО, в Банк России? Какая периодичность планируется?

В соответствии с п. 4.4 Методических рекомендаций Банка России от 25.12.2003 № 181-Т «О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности» кредитным организациям рекомендуется составлять финансовую отчетность ежеквартально. Данная финансовая отчетность может быть использована в целях повышения качества управления кредитной организацией.

В настоящее время вопрос о периодичности представления финансовой отчетности кредитными организациями рассматривается.

Какие санкции будут применяться к кредитным организациям за непредставление отчетности в установленные сроки?

За непредставление финансовой отчетности, составленной в соответствии с требованиями МСФО в сроки, определенные Указаниями Банка России от 25.12.2003 № 1363-У «О составлении и представлении финансовой отчетности кредитными организациями», территориальные учреждения Банка России вправе применять меры воздействия, предусмотренные ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

По материалам Центрального банка РФ