1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1581

Федеральный закон от 22 ноября 2011 г. № 334-ФЗ (с комментарием)

Федеральным законом от 22.11.2011 № 334-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров» существенно скорректирован ТК РФ. Изменения вступили в силу 5 декабря. Рассмотрим механизм разрешения таких споров с учетом новых положений.

Обычно коллективный трудовой спор возникает, когда разногласия между работниками и работодателями урегулировать не удается. Поводом для коллективного недовольства, той самой искрой, из которой возгорится пламя, может стать неисполнение работодателем обязательств, предусмотренных коллективным трудовым договором или локальными нормативными актами (положением об оплате труда, положением о материальном стимулировании, правилами внутреннего трудового распорядка и т.п.). С этой точки зрения не рекомендуется включать в них обязательства, которые работодатель по каким-либо причинам не сможет выполнить. Вескими причинами для коллективного недовольства могут стать, в частности, уничижительное отношение к работникам, нарушения, связанные с оплатой труда, непредоставление предусмотренных законодательными нормами льгот и компенсаций за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.

О наличии разногласий между сторонами трудовых отношений свидетельствует факт проведения собрания (конференции) для утверждения выдвинутых требований. На это указано в ст. 399 ТК РФ.

Согласно существующему порядку требования, выдвинутые работниками (их делегатами) на собрании (конференции), излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Теперь в ч. 2 ст. 399 уточнено, что сделать это должен представительный орган работников, уполномоченный ими на разрешение коллективного трудового спора. Часть 3 данной статьи дополнена положением, согласно которому решение об утверждении выдвинутых требований принимается большинством голосов присутствующих на собрании (конференции) работников (делегатов). Если провести собрание (конференцию) невозможно, представительный орган работников вправе утвердить свое решение. Причем сделать это можно, «собрав подписи более половины работников в поддержку выдвинутых ими требований».

Сказанное означает, что представительный орган работников теперь сможет инициировать коллективный трудовой спор, даже если работодатель препятствует проведению собрания или созыву конференции.

Напомним, что ранее собрание работников считалось правомочным только при условии, что на нем лично присутствовали более половины работающих (конференция считалась правомочной, если на ней присутствовали не менее двух третей избранных делегатов). Можно предположить, что профессиональным союзам отныне будет проще выходить на старт коллективных трудовых споров и выдвигать требования.

С вступлением в силу комментируемых поправок работодатель обязан будет принять к рассмотрению направленные ему требования и сообщить о принятом решении в течение двух (ранее трех) рабочих дней с даты получения требований. Об этом говорится в ст. 400 ТК РФ.

Если по истечении двух рабочих дней со дня получения требований работодатель не сообщит своего решения, коллективный трудовой спор будет считаться начавшимся. В случае когда работодатель прореагирует на требования их отклонением, началом коллективного трудового спора будет считаться день сообщения работодателем об отклонении всех или части требований.

Новеллы, внесенные в ст. 402 ТК РФ, регламентируют, в частности, порядок и сроки примирительных процедур. Так, при возникновении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства примирительная комиссия создается в срок до двух рабочих дней со дня начала спора, в случае коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — в срок до трех рабочих дней со дня начала спора (ч. 1).

Ранее примирительная комиссия в составе равного количества представителей работодателей и работников формировалась в срок до трех рабочих дней (считая от даты начала коллективного трудового спора) и была обязана рассмотреть спор в течение пяти рабочих дней (начиная с момента создания)1.

Если согласия достичь не удалось, надо составить протокол разногласий и приступить к переговорам «о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже» (ч. 8). До комментируемых изменений в законе содержалась формулировка «приглашение посредника и (или) создание трудового арбитража».

Далее примирительные процедуры предполагают рассмотрение коллективного трудового спора либо с участием посредника2, либо в трудовом арбитраже3.

Согласно редакции ст. 410 ТК РФ, действовавшей до 5 декабря 2011 г., после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодателя надлежит предупредить в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

С указанной даты сроки изменятся.

В новой редакции ч. 6 ст. 410 ТК РФ конкретизировано: «В период рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией работниками может быть однократно проведена часовая предупредительная забастовка. Проведение предупредительной забастовки допускается при рассмотрении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства после трех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за два рабочих дня, а при рассмотрении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — после четырех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня».

Часть 8 ст. 410 изложена в следующей редакции: «О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за пять рабочих дней. О начале забастовки, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), объединение работодателей, иные представители работодателей, определенные в соответствии со статьей 34 настоящего Кодекса, должны быть предупреждены в письменной форме не позднее чем за семь рабочих дней».

Забастовка свидетельствует о том, что достичь консенсуса с помощью примирительных процедур не удалось. Необходима третья сторона — посредник или трудовой арбитраж. По данному вопросу поправки внесены в ст. 402 и 403 ТК РФ.

Итак, кто может стать посредником в коллективном трудовом споре? Любой независимый специалист, которому доверяют обе стороны. Задача посредника — содействовать конструктивному диалогу, найти компромисс. В новой редакции ч. 1 ст. 403 ТК РФ сказано: «Не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника. При недостижении согласия сторон коллективного трудового спора оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной процедуры и они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже».

Кроме того, ст. 403 дополнена новой частью. При согласии сторон коллективного трудового спора о его рассмотрении с участием посредника заключается соответствующее соглашение. После этого стороны обязаны в срок не более двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника. При необходимости они могут обратиться за рекомендацией такой кандидатуры в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Если в течение указанного срока стороны коллективного трудового спора не достигнут согласия в отношении кандидатуры посредника, они приступают к переговорам о рассмотрении спора в трудовом арбитраже.

Части 2 и 3 данной статьи теперь следует считать частями 3 и 4, ч. 4 — частью 5. Последняя изложена в новой редакции, в соответствии с которой коллективный трудовой спор с участием посредника рассматривается на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника. Завершается процедура принятием согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Не позднее следующего рабочего дня после даты составления протокола разногласий по завершении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, либо после окончания срока, в течение которого стороны этого спора должны достичь соглашения относительно кандидатуры посредника, либо после оформления протокола об отказе сторон или одной из сторон спора от его рассмотрения с участием посредника стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении спора в трудовом арбитраже.

Пожалуй, самая яркая новелла коснется трудового арбитража. Согласно новой редакции ч. 1 ст. 404 ТК РФ он может быть временным и постоянным.

Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного спора. Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может быть создан постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.

Исходя из ст. 404 состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования его состава для разрешения конкретного трудового спора и регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может утверждаться типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража). То есть полномочия и регламент работы трудового арбитража оформляются совместным решением работодателя, представителей работников и регионального органа исполнительной власти субъекта РФ. Исключение составляют случаи, когда речь идет об урегулировании трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, или в компаниях, в которых не может быть проведена забастовка. Урегулирование коллективных трудовых споров в данных организациях проходит с участием специализированных территориальных органов Роструда4.

Изменились и сроки объявления, проведения и возобновления забастовок (ст. 411, 412 и 413 ТК РФ).

Законодатель подкорректировал Трудовой кодекс с целью установить более благоприятные для работников и их представителей сроки рассмотрения коллективных трудовых споров. Трехсторонним комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений предоставлено право создавать постоянно действующие трудовые арбитражи для максимально эффективного рассмотрения коллективных трудовых споров.

Изменят ли поправки механизм решения споров и уменьшат ли количество конфликтов, покажет время.


________________________

1 Постановление Минтруда России от 14.08.2002 № 57.

2 Постановление Минтруда России от 14.08.2002 № 58.

3 Постановление Минтруда России от 14.08.2002 № 59.

4 Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2008 № 230н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по содействию в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена» (в редакции приказа Минздравсоцразвития России от 24.02.2010 № 107н).