Не за горами выставочный бум

| статьи | печать

Нынешний год — особенный для развития выставочной индустрии нашей страны. В период с 25 марта по 25 сентября в японском городе Нагойя пройдет Всемирная выставка ЭКСПО-2005, главная тема которой — «Мудрость природы» — призвана продемонстрировать образцы новой культуры и цивилизации, пути решения проблем, встающих перед человечеством в XXI столетии.

Решением Правительства РФ организация российской национальной экспозиции на выставке поручена ЗАО «Экспоцентр». Среди многообразия экспонатов, рассказывающих о России и ее вкладе в современную цивилизацию, будут представлены уникальные разработки в области нанотехнологий, использования нетрадиционных источников энергии, которые приведут к технологической революции.

А в октябре в Москве впервые будет проводиться 72-й Конгресс Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI), объединяющей крупнейшие международные и национальные компании, работающие в сфере выставочного бизнеса. Только за 2004 год членами ассоциации было проведено более 4 тысяч выставок в 70 странах.

Этот выбор основан прежде всего на интересе мирового сообщества к огромному выставочному потенциалу нашей страны. Устроителем конгресса также станет российская выставочная организация Экспоцентр.

По мнению генерального директора ЗАО «Экспоцентр» В. Малькевича, конгресс UFI должен привлечь серьезное внимание Правительства РФ, органов власти субъектов Федерации, бизнес-сообщества, придать новый мощный импульс развитию выставочной индустрии России.

В странах с развитой рыночной экономикой выставки и ярмарки занимают ведущее место в стратегии продвижения товаров. По оценкам экспертов, 30 процентов ресурсов, связанных с маркетинговой деятельностью фирм, затрачивается на участие в выставках.

В нашей стране показатели участия российских фирм в выставках пока еще гораздо ниже. Это связано прежде всего с крайне ограниченными возможностями проведения выставок, с отсутствием достаточного числа оборудованных выставочных комплексов. Поэтому так важен опыт лидеров отечественной выставочной индустрии.

Около 2 миллионов человек ежегодно посещают выставки в Экспоцентре. Основная часть посетителей — специалисты отраслей, связанных с тематикой выставок. От руководителей фирм до менеджеров и консультантов — таков диапазон специалистов, составляющих 80 процентов посетителей выставок Экспоцентра.

Проводимые опросы экспонентов свидетельствуют, что более 70 процентов из них нацелены на переговоры, подготовку и обсуждение возможных контрактов и успешно реализуют эти задачи в ходе работы выставки.

При этом российский рынок привлекает все больше зарубежных компаний. За последние пять лет число иностранных фирм — участников выставок в Экспоцентре возросло с 6600 до 11 840 за год. Крупнейшие зарубежные ассоциации бизнеса, торгово-промышленные палаты формируют ежегодно более 90 национальных экспозиций на российских выставках.

Наряду с иностранными фирмами в выставках все более активно участвуют российские компании. За тот же пятилетний период число российских участников выставок Экспоцентра возросло на 73 процента — с 8840 до 15 340 экспонентов за год. И если еще несколько лет назад преобладали посредники, представлявшие услуги в поставке готовой зарубежной продукции, и предприятия, освоившие «отверточную сборку», то за последние годы среди российских участников выставок возросло число производителей продукции, способной составить конкуренцию зарубежным новинкам.